Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 20:54, курсовая работа
Экономисты изучают безработицу для определения ее причин, а также для совершенствования мер государственной политики, влияющих на занятость. Некоторые из государственных программ, например, программы по профессиональной переподготовке безработных, облегчают возможность их будущего трудоустройства. Другие, такие как программы страхования по безработице, смягчают отдельные экономические трудности, с которыми сталкиваются безработные. Еще целый ряд государственных программ влияет на уровень безработицы косвенно.
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемент. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа -прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства
с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды
безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не
работающие, тоже формально
являются безработными.
При разработке федеральной
и региональной программой обеспечения
занятости населения необходимо
учитывать определенную специфику
России исходя при этом из неоднократно
проверенного факта: предотвратить
безработицу невозможно, но можно
и нужно минимизировать ее, одновременно
смягчая социальные, политические и
нравственные последствия неполного
обеспечения трудоспособного
только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального
продукта.
В социально - трудовой политике
первоначально превалировали
направленные на выработку и реализацию механизмов, облегчавших
институциональные перемены в собственности и структурные сдвиги в экономике.
Важнейшими из них были
поддержание доходов на минимальном
уровне и гарантии занятости в
условиях спада производства и роста
безработицы. В русле демократизации
общества было модернизировано
Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты
населения, пострадавшего от правительства « реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума),перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.
4. Социальные последствия безработицы и политика занятости.
Хочется отметить, что социальные последствия безработицы - это еще одна
животрепещущая проблема. Результаты научных исследований, проведенных в последнее время документально подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Правда, почти полностью отсутствуют исследования, где бы сопоставлялись результаты деятельности наемного работника и его семьи в периоды, когда он имеет работу, и те периоды, когда он ее потерял. Поэтому ученые продолжают дискутировать:
Однако кое для кого курсы оказываются недостаточно эффективными, поскольку официальная политика государства заключается в сохранении некоторого избытка рабочей силы. Если обучавшийся на курсах по поиску работы или участвовавшие в программах стимулирования занятости в последствии терпят неудачу, невозможность получить работу может парализовать их волю к действиям. В результате они становятся еще более уязвимыми перед отрицательным воздействием эффекта долгого отсутствия работы. Они могут вообще потерять шансы на получение работы, так как рискуют попасть в учреждения социального обеспечения на излечение. Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления. На кого же, с точки зрения опрошенных, в первую очередь может рассчитывать человек, потерявший работу? 2,0% - на местную администрацию;
5,8% - на руководство предприятий;
8,6% - на профсоюзы;
70,6% - только на себя;
13% - ни на кого не надеются.
Легко убедиться, что люди отчетливо осознают необходимость личной инициативы и намерены самостоятельно выбираться из неблагоприятной ситуации, что происходит, конечно, не от хорошей жизни, а в силу вынужденных обстоятельств, когда помощи со стороны ждать неприходится.
А каковы самые предпочитаемые и действенные способы поиска работы?
Рассчитывают на: личные связи - 42,9%;
государственную службу занятости - 26,5%;
объявления - 11,1%;
организацию собственного дела - 7,3%;
коммерческую службу занятости - 6,1%;
обращение к работодателю - 6,1%.
Итак, большинство респондентов исходит из того, что лучше всего использовать собственные каналы трудоустройства. Каждый четвертый выбирает взаимодействие с соответствующей службой под эгидой государства, каждый десятый готов воспользоваться объявлениями в прессе.
Установлено, что безработица является фактором, понижающим заработную плату.
Таким образом, отрицательные последствия безработицы не ограничиваются теми, кто стал ее жертвой. Она может ударить по целым трудовым коллективам, в том числе профсоюзам, помешав их попыткам улучшить качество рабочих мест, условий труда, ввести дополнительные блага и обеспечить другие права человека на рабочем месте.
Отрицательные последствия
безработицы для жителей
районов еще не поняты до конца. Хотя во время спада увеличивается потребность в психиатрических больницах, тюрьмах и программах социальной помощи, реальный объем потребностей в услугах до сих пор не известен. Ведь одновременно с ростом потребностей в социальной помощи, медицинском обслуживании, лечебных и благотворительных учреждениях поступление от налогов для покрытия этих потребностей снижаются. Местные власти могут ввести налоговые льготы для компаний, чтобы не допустить оттока деловой активности из своего региона и стимулировать привлечение новых компаний. А это сокращает экономические возможности финансирования социальных программ. Потеря работы, скатывание по социальной лестнице напрямую связаны с ухудшением материального положения. Попробуем оценить его уровень у безработных с различным образованием (см.таблицу 2,3).
|
Состав безработных по образованию.
*Данные представлены в интервальных показателях, включающих
результаты опроса в 5 городах России [Госкомстат].
Более всех ущемлены в материальном
достатке безработные, имеющие начальное
образование: среди них более
всего респондентов, которым денег
не хватает даже на продукты питания.
В то же время в этой группе оказалось
самое большое число богатых
безработных, что констатирует сильную
поляризацию безработных с
Безработные со средним образованием более равномерно распределились по
группам с разным уровнем материального благополучия. Чаще всего их можно
отнести к бедным. Общий удельный вес бедных и нищих респондентов среди них почти также высок, как у безработных с начальным образованием.
У лиц, окончивших ПТУ, распределение
доходов соответствует
доходов всей совокупности респондентов. Эта группа в материальном обеспечении занимает среднее положение. Безработные с высшим образованием имеют наиболее благополучное внутригрупповое распределение доходов.
Таким образом, высокий образовательный статус помогает лучше перенести
социальное падение.
5. Занятость и безработица.
Численность экономически активного населения к концу февраля 2002г.
составила, по оценке, 70,5 млн.человек, или около 50% от общей численности населения страны.
Преобладающая часть занятого
населения сосредоточена в
организациях. В январе 2002г. на них работало 40,7 млн.человек, или 63% общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях
привлекалось на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера 1777,6 тыс.человек (в эквиваленте полной занятости). Общее число замещенных рабочих мест для полной занятости работников в крупных и средних организациях, определенное как суммарное количество работников списочного состава, совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера, составило в январе 2002г. 42,5 млн. и было меньше, чем в январе 2001г. на 296,5 тыс., или на 0,7%.
Динамика числа замещенных рабочих мест в организациях
(без субъектов малого предпринимательства)
В % | |||||||||||
Январь 2002г., |
|
январь 2001г. в % к | |||||||||
январю 2001г. |
|
декабрю 2001г. |
|||||||||
январю 2000г. |
|
декабрю 2000г. | |||||||||
тысяч |
тысяч |
тысяч |
тысяч |
тысяч | |||||||
Всего замещенных рабочихмест (работников) |
|
42491,1 |
99,3 |
99,5 |
100,9 |
99,0 | |||||
в том числе: |
|||||||||||
Работников списочного состава (без внешних совместителей) |
40713,5 |
99,2 |
100,2 |
100,7 |
99,6 | ||||||
внешних совместителей |
992,0 |
105,5 |
97,9 |
107,6 |
97,5 | ||||||
работников, выполнявших работы
по договорам гражданско- |
|
785,6 |
97,2 |
74,0 |
103,1 |
76,8 |
Безработица. В конце февраля 2002г., по оценке, 6,4 млн.человек, или 9,0% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда), в органах государственной службы занятости в качестве безработных было зарегистрировано 1,2 млн.человек, или 1,8% экономически активного населения.
Таблица 5
Динамика численности безработных на конец месяца
Общая численность |
Численность официально | ||||||||||||||||
безработных |
зарегистрированных безработных | ||||||||||||||||
тыс. |
в % к |
тыс. |
в % к | ||||||||||||||
чел. |
соответст-вующему периоду предыдущ-его года |
|
преды- дущему периоду |
чел. |
соответст-вующему пе-риоду предыдущего года |
|
Преды- дущему периоду | ||||||||||
2001г. | |||||||||||||||||
Январь |
7079 |
81,0 |
100,6 |
1053 |
85,3 |
101,5 | |||||||||||
Февраль |
7119 |
83,0 |
100,6 |
1094 |
88,9 |
103,9 | |||||||||||
Март |
6769 |
82,9 |
95,1 |
1104 |
91,8 |
101,0 | |||||||||||
I квартал (в среднем за месяц) |
6989 |
82,3 |
99,5 |
1083 |
88,6 |
108,1 | |||||||||||
Апрель |
6419 |
82,6 |
94,8 |
1092 |
94,8 |
98,9 | |||||||||||
Май |
6068 |
82,1 |
94,5 |
1044 |
97,6 |
95,6 | |||||||||||
Июнь |
6095 |
83,5 |
100,4 |
1002 |
99,3 |
96,0 | |||||||||||
II квартал (в среднем за месяц) |
6194 |
82,7 |
88,6 |
1046 |
97,2 |
96,6 | |||||||||||
Июль |
6122 |
85,1 |
100,4 |
1005 |
101,6 |
100,3 | |||||||||||
Август |
6149 |
86,7 |
100,4 |
1014 |
102,9 |
100,9 | |||||||||||
Сентябрь |
6200 |
87,8 |
100,8 |
997 |
103,0 |
98,3 | |||||||||||
III квартал (в среднем за месяц) |
6157 |
86,5 |
99,4 |
1006 |
102,5 |
96,1 | |||||||||||
Октябрь |
6252 |
88,9 |
100,8 |
1011 |
104,4 |
101,4 | |||||||||||
Ноябрь |
6303 |
90,1 |
100,8 |
1065 |
106,5 |
105,4 | |||||||||||
Декабрь |
6354 |
90,3 |
100,8 |
123 |
108,3 |
105,4 | |||||||||||
IV квартал (в среднем за месяц) |
6303 |
89,7 |
102,4 |
1066 |
106,4 |
106,1 | |||||||||||
Год (в среднем за месяц) |
6411 |
85,1 |
1050 |
98,1 |
|||||||||||||
2002г
январь |
6354 |
89,8 |
100,0 |
177 |
111,8 |
104,8 | |||||||||||
Февраль |
|
6390 |
89,8 |
100,6 |
1249 |
114,2 |
106,1 | ||||||||||