Безработица в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данного доклада - изучить проблему безработицы в стране, применяя макроэкономический анализ, спроецированный на факторы этой проблемы именно в Казахстане, найти пути решения проблем безработицы, выхода из кризисной ситуации на рынке труда в Республике.
Основными проблемами исследования в этой области являются:
1). Несогласованность, причем явная, в исследованиях между государственными и негосударственными структурами.
2). Неразвит рынок труда и занятости
3). Безразличие со стороны населения и правительства.
4). Своеобразная форма менталитета, сложившаяся у населения при социалистическом строе.

Работа содержит 1 файл

рынок труда.doc

— 139.50 Кб (Скачать)

Вторым ключом решения проблемы безработицы со стороны государства является улучшение работы центров занятости. В городе Алматы из-за невозможности найти работу через организации по трудоустройству безработные и незанятое население сформировало свою "биржу труда" - это проспект Сейфуллина. Так не только в Алматы, но и в других районных центрах республики - я уверен. Качественная работа центров занятости заметно бы уменьшила уровень безработицы, так как сейчас многим предприятиям необходимы квалифицированные кадры, в то время как эти квалифицированные кадры вынуждены пополнять ряды "челночников" для обеспечения своего существования. А, так как, "челночники" относятся к теневой экономике, а они сейчас составляют около 35% валового внутреннего продукта страны, то правительству необходимо принять меры по ужесточению контроля над ними. Другое дело, если "челнокам" предоставить возможность поставить свое предпринимательское дело на должный уровень: поддерживать предпринимателей, уменьшить налоги на частную предпринимательскую деятельность. Тогда, за их счет можно будет повысить ВВП, и доля теневой экономики резко сократится.

Но этого всего нельзя добиться без поддержки народа Республики Казахстан. Как сказал президент Н.А. Назарбаев на презентации своей новой стратегии вывода страны из кризиса "Казахстан-2030" - "… мы (правительство) не сможем осуществить все эти реформы без должной поддержки народа республики, так как именно народ Казахстана единственный кто может поднять страну из кризиса. Нельзя постоянно надеяться на то, что придет заграничный бизнесмен, проинвестирует в страну миллионы долларов и жить станет лучше. Такого не будет". И думаю, что не только я соглашусь с этим высказыванием.

Рынок Труда

 

Рынок труда является самый сложным рынком из всех существующих в экономике. Это касается и структуры, и особенностей ценообразования, и связей с другими рынками. 
Существует множество определений рынка труда, попытаемся сгруппировать их в позиции. 
Первая позиция: 
•    рынок труда – это сфера контрактов продавцов и покупателей трудовых услуг. На нем противостоят друг другу те, кто желает работать (в их число входят занятые и безработные), и те, кто нанимает работников для производства товаров и услуг; 
•    рынок труда есть экономические отношения по поводу купли-продажи рабочей силы. Для него характерны: свободное движение рабочей силы между предприятиями, отраслями, регионами и возникновение единой цены труда одного и того же качества и количества. 
Рассмотрим точки зрения других авторов, которые, на наш взгляд, можно сгруппировать в следующую (вторую) позицию: 
Ø   рынок труда является выражением конкретных систем общественной организации наемного труда в условиях товарно-денежных отношений и обеспечивает функционирование рыночной экономики на основе действия закона спроса и предложения;  
Ø   на этом специфическом рынке, рынке труда, также действуют законы спроса и предложения, купля и продажа рабочей силы может происходить в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, устанавливается своеобразная цена «равновесия», уравновешивающая спрос и предложение на рынке труда; 
Ø   рынок труда представляет собой совокупный спрос и предложение рабочей силы и за счет взаимодействия этих двух составляющих обеспечивает размещение относительно рабочих мест экономически активного населения по сферам хозяйственной деятельности в отраслевом, территориальном, демографическом и профессионально-квалификационном разрезах[1,с.6]. 
Нужно учитывать, что современный рынок труда – явление сложное и многостороннее, и, следовательно, существуют разные подходы к пониманию его сущности и трактовки. Определение рынка, данное рядом других исследователей, позволяет сформировать еще одну (третью) позицию. 
Рынок можно определить как пространство (экономическое, географическое), на котором покупатели и продавцы, олицетворяющие спрос и предложение, находятся в достаточно близком контакте (взаимодействии), в результате чего для каждого однородного продукта устанавливается определенная, превалирующая цена. 
Рынок труда – это система экономических отношений между работниками и предпринимателями с соответствующими механизмами, нормами и институтами, обеспечивающими реализацию рабочей силы. 
Условиями существования рынка труда являются: 
§      наличие правовых условий функционирования рынка на основе свободного выбора вида деятельности и конкурентности; 
§      организация единой, замкнутой по территории и эффективно функционирующей институциональной инфраструктуры рынка труда; 
§      наличие единого экономического пространства и возможности свободного перемещения населения; 
§      отсутствие ограничений на заработную плату, а также наличие развитого рынка жилья и свободных рабочих мест [2, с. 4]. 
Рассмотрим представленные определения. Ситуация на рынке труда отражает достигнутый баланс интересов между предпринимателями, наемными работниками, государством и общественными организациями. 
В представленной позиции достаточно полно отражается то глубокое содержание, которое вкладывается в термин «рынок труда» экономической научной и хозяйственной практикой. Неверным положением, на наш взгляд, является акцентирование внимания на признаке территориальности.

Рынок труда существенно  отличается от других рынков. 
Первая особенность рынка труда – неотделимость прав собственности на товар – труд – от его владельца. Центральное место во всех законодательных системах развитых стран занимают права собственности и его гарантии. 
На обычном рынке покупатель платит договорную цену за приобретение прав собственности на покупаемый товар. На рынке труда покупатель приобретает право на использование трудовых услуг, одновременно при этом исключается нарушение интересов и прав собственника – носителя рабочей силы, человека. Признание человека собственником своей рабочей силы означает право получение дохода в виде заработной платы и прибыли. 
В аспекте неотделимости прав собственника на товар – труд – от его владельца следует подчеркнуть одно важное обстоятельство: сделанные работниками вложения (государством, самим человеком или предприятием) могут оказаться неэффективными или бесполезными, однако их уже нельзя отделить от их носителя. 
Вторая особенность рынка труда: занятость или безработица остается вопросом жизни и смерти человека в условиях рыночной экономики. Если огосударствленному социализму были присущи система развитых социальных гарантий за счет государства, отсутствие безработицы как систематического элемента экономической жизни капиталистической системы, то в рыночной экономике труд является одним из основных условий жизнедеятельности отдельного индивида. Для человека в условиях рыночной экономики продажа рабочей силы, её цена служат практически единственным источником его биологического существования. Поэтому владелец рабочей силы больше рискует, чем это делают другие собственники, осуществляющие вложения своих капиталов в разные предприятия. 
По мнению казахстанских ученых, информационный этап в развитии общества меняет расстановку акцентов в понятиях труда как средства для жизни общества и индивида:

- резко возрастает  продуктивность индивидуального  живого труда, вследствие чего  сфера индивидуального (производительного)  труда как средства для жизни в перспективе будет сужаться: все меньшее количество людей своим более производительным трудом смогут создавать для общества возрастающее количество благ и услуг; 
- при этом средством для жизни большинства людей во все большей степени становится труд, накопленный, овеществленный, а также полученные в результате прошлого труда знания и умения (используемые индивидом в своей деятельности). Основой этого служит постоянно растущий объем накопленного труда, овеществленной силы знания, знания вообще на единицу живого труда. 
Таким образом, труд, не переставая быть вечным средством для жизни общества, применительно к индивиду, с точки зрения перспективы, претерпевает кардинальные изменения. [2, с. 5] 
Третья особенность рынка труда – большая продолжительность контакта продавца и покупателя. Сделки, совершаемые независимыми субъектами на обычном рынке массовой материальной продукции, носят краткосрочный характер, на рынке труда – длительный. С учетом того, что трудовые услуги, оказываемые работодателю, неотделимы от работника, социально-трудовые отношения между ними строго субъективны, а это предполагает элементы взаимного общения и взаимной зависимости в течение всего периода процесса продажи-купли рабочей силы. 
Четвертая особенность: во всех странах независимо от типа сложившейся общественно-экономической системы рынок труда структурно выделялся и выделяется как объект государственного управления (с различным сочетанием и степенью использования политических и административных методов). 
И главный недостаток, на наш взгляд, – отсутствие в них функциональной роли государства и профсоюзов. Следует с самого начала подчеркнуть, что «свободного» рынка не бывает. «Свободный» рынок – категория весьма абстрактная и представляет собой в самой определенности продукт исторических условий. Любая экономическая модель, как бы она ни была отлажена, не в состоянии воспроизвести жизнь во всех её проявлениях. В странах, имеющих многовековые рыночные традиции, при наличии существенных различий товарного хозяйства происходили сбои рыночного механизма, спад производства, инфляция и как прямое следствие – массовый выброс работников на улицу. Рыночные механизмы содержат в себе также внутренние «дефекты», которые не позволяют им решать все социально-экономические проблемы человеческого общества. 
Оптимальное распределение функций между свободными силами рынка и государственным регулированием хозяйственной жизни особенно важно в условиях Казахстана, где историческая память населения тесно связана с преобладающей ролью государства во всех сферах жизни, в том числе и в экономике. Государство и рынок, дополняя друг друга, делят между собой функции поиска решения проблемы альтернативного выбора, результатом такого сочетания выступает, как правило, определенный вариант социально ориентированной рыночной экономики, представляющий собой определенную форму социально-экономической реальности. 
Согласно теории Дж. Кейнса государство должно бороться с безработицей, увеличивая совокупный спрос на потребительские и инвестиционные товары проведением активной финансовой политики. Современный рынок труда испытывает на себе ощутимое государственное воздействие. Законодательная деятельность государства охватывает всю гамму трудовых отношений.  
Некоторые казахстанские социологи выделяют три типа взаимоотношений государства и предприятий: 1) полный диктат государства над предприятиями, когда государственным планом определялась даже каждая мелочь в деятельности предприятия и трудовой коллектив не имел никакой свободы и инициативы; 2) полная свобода предприятий от государства, которая была только на ранней стадии капитализма, при Адаме Смите. Все отношения сводились к тому, что предприятие платило определенные налоги государству. Это рынок в его «чистом виде», но реально в обществе ни одно явление не может существовать в «чистом виде»; 3) безусловно, не допускает командования предприятиями со стороны государства; но оно предусматривает, во-первых, контроль над воздействием предприятия на природную среду; во-вторых, ограничение роста цен; в-третьих, налоговую политику, стимулирующую технический прогресс; в-четвертых, льготное кредитование наиболее важных сейчас для страны отраслей и предприятий, организацию подготовки и переподготовки кадров с тем, чтобы в стране не было безработицы. 
Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и пр.). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся, особенно находящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают болезненные рывки рыночного механизма. В результате появляется особый элемент цены рабочей силы, напрямую не связанный с функционированием рынка труда и образующийся на внерыночных принципах. 
Значительна и посреднически вспомогательная роль государства на рынке труда. Оно частично берет на себя функцию поиска и предоставления рабочих мест, а также создания общенациональной информационной сети по трудоустройству. Государственные системы обучения и переобучения рабочей силы содействуют максимально быстрой адаптации последней к меняющимся требованиям рынка. 
Рынок труда регулируется не только государством, но и профсоюзами. В условиях функционирования административно-командной системы профсоюзные организации накопили значительный опыт привлечения трудящихся к работе по совершенствованию организации производства и труда, активному участию в соревновании на принципах гласности, сравнимости результатов, возможности практического повторения и широкого распространения передового опыта. 
В Казахстане предпринимаются попытки создания альтернативных профсоюзов, но существенного влияния на рабочее движение они не оказывают. Безусловно, сама идея подобных организаций – требование времени. Докажет такой профсоюз свою дееспособность, защищая интересы работников, – возникнут условия для коренного преобразования трудовых отношений в республике, не докажет – не возникнут. При этом важно, чтобы такая «конкуренция» имела естественный, цивилизованный характер, не навязывалась.  
Сегодня идет переоценка взглядов на роль профсоюзов, поскольку именно последние стали решающей силой в борьбе за выплату зарплаты, погашение долгов и т. п. На тех предприятиях, где коллектив убеждается в том, что профсоюз способен защитить его интересы, добиться от работодателей социальных гарантий и совместно с органами исполнительной власти решать вопросы социальной защиты, профсоюзные ряды пополняются.

 

 

 

 

Заключение

 

Республика Казахстан переживает кризис, который сопровождается спадом производства, ростом инфляции, дефицитом государственного бюджета, падением уровня жизни. Это, отчасти, причина перехода к суверенитету, отчасти перехода к рынку. При существовании Союза Советских Социалистических Республик хозяйство было общим и, соответственно налажены межреспубликанские связи между предприятиями. Одной из основных проблем во время выхода из кризиса являются спад производства и, принимающая угрожающие размеры, безработица. Доля безработных составила 12,8% по неофициальным данным. Это больше чем в два-три раза превышает средний уровень в развитых странах.

За 1996 год выбытие работников только на 47,7% компенсировалось приемом новых кадров (для сравнения в 1995 году это составило 70,3%).

На данный момент требования к кандидатурам на вакантные места распределяются таким образом: 40% профессионально-техническое образование; 30% высшее экономическое образование и бухгалтерское дело; 3% охранники и водители автотранспорта; 2% юридическое образование; остальные профессии и специальности.

Со стороны государства необходимо предоставлять возможности переквалификации населения на наиболее требуемые профессии и специальности. В отношении безработицы среди молодежи возможно применение опыта Германии, о котором было сказано выше. Очень большой процент безработных среди сельского населения. Из-за упадка сельскохозяйственной отрасли, безработные мигрируют в более крупные населенные центры, в надежде на предоставляемые городами возможности. Но они не всегда оправдываются, что приводит к драматическим последствиям, таким как рост преступности и др.

Восстановление сельского хозяйства не только уменьшит численность безработных, но и принесет значительное количество средств в государственный бюджет. Сельское хозяйство всегда было одной из основных отраслей народного хозяйства республики. Этим занимались еще наши предки в досоветский период.

В программе правительства по выводу страны из кризисной ситуации "Казахстан-2030" говорится, что в скором будущем мы выйдем в разряд двадцати экономически развитых стран мира. Этого можно достичь только при объединении усилий правительства и народа, при полном их взаимопонимании. Мы, как народ, надеюсь, будем поддерживать нашу власть, и понимать всю необходимость нашего участия в поднятии государства на уровень высокоразвитых стран.

 

Список использованной литературы

 

  1. Н.А. Назарбаев "Казахстан-2030", Алматы, 1996г.
  2. Национальное Статистическое Агентство "Статистический пресс-бюллетень", том 1-2, Алматы, 1997г.
  3. The Economist Books "The economist atlas. The shape of the world today", London, 1990
  4. П. Хейне "Экономический образ мышления", Москва, 1992г.
  5. Jeffrey D. Sachs, Felipe Larrain B. "Macroeconomics in the global economy", Moscow, 1996
  6. Журнал "Казахстан. Экономика и жизнь", №4, 1995 г.
  7. Газеты "Караван", "The Globe", "Панорама", "Ковчег", "Новое поколение"
  8. Оразова, Б. Рынок труда и безработица / Б. Оразова // Труд в Казахстане. – 2006. – № 6. – С. 6. 
     
    9.       Никифорова, А. Рынок труда / А. Никифорова // Труд в Казахстане, – 2002. – № 9. – С. 4.Размещено на Allbest.ru

Информация о работе Безработица в Республике Казахстан