Безработица в экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

В условиях перехода к рыночным отношениям и развития кризисных явлений в экономике не только обострились существовавшие ранее проблемы занятости населения, но и появились новые, связанные с изменением потребностей предприятий в рабочей силе, статусом самого работника, появлением реальной и скрытой безработицы, отсутствием надлежащего учета этих явлений. Все это затрудняет изучение проблем рынка труда, усложняет возможности эффективного противодействия росту безработицы, поддержания занятости, обеспечения социальной защиты граждан.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………. 3
Понятие безработицы и причины ее образования ………………………… 4
Показатели безработицы ………………………………………………………. 9
Типы безработицы ……………………………………………………………. 10
Социально-экономические последствия безработицы ……………………. 15
Методы борьбы с безработицей ……………………………………………. 17
Безработица в России ……………………………………………………….. 20
Причины безработицы в России ………………………………………….. 24
Особенности безработицы в России и ее регулирование …………….. 27
Заключение …………………………………………………………………... 30
Использованная литература ………………………………………………… 33

Работа содержит 1 файл

bezrabotica v ekonomike.doc

— 157.50 Кб (Скачать)

Директора государственных  предприятий нередко и по сей  день склонны мириться с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут  под контроль предприятия в результате их приватизации:  они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает  выталкивание в ряды безработных значительных  масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.

Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом (кому нужны акции банкротов?), их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить  производственные инвестиции. Очевидно,  что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий  безработицу.

Третья. Многие госпредприятия восприняли  либерализацию цен как возможность их бесконтрольного повышения с тем, чтобы не только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось.  Однако такое положение не может сохраняться  долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим  цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия,  продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

Четвертая. Рыночные реформы ведут к успеху только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику:  ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые  имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в России, для экономики которой характерны  глубокие диспропорции, прежде всего огромное разбухание группы А, служившей базой форсированного роста ВПК, такая перестройка породит массовую  структурную безработицу.

Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют  и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне  независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение  предприятий и по материально-техническому  снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении  общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных  предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации  военных заводов.

 

ОСОБЕННОСТИ  БЕЗРАБОТИЦЫ  В  РОССИИ   И   ЕЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ

 

 

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером,  условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

Главная  особенность  безработицы  в  России  связана  с  тем,  что  ее  уровень  оказался  совершенно  несопоставимым  с  размерами  спада  производства:  при  сокращении  последнего  за  пять  лет  на  40%  и более количество  занятых в экономике уменьшилось на  1 млн.  чел.,  т. е.  на  1,5%.  Уровень же  безработицы официально  оценивается приблизительно  в 9 – 10%.  Еще одна  особенность – несравненно большие размеры скрытой безработицы  и  неформальной  занятости;  последняя  стала  оборотной  стороной  безработицы.

В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества  граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован.

Таким  образом,  в  Российской  Федерации  выделяется  два  среза  безработицы:  собственно  безработица,  определяемая  органами  статистики,  и  та  ее  часть,  которая  регистрируется  органами  государственной  службы  занятости.  Общее  число  безработных  в  настоящее  время  приблизительно  8  млн.  чел. (из  них  около  2  млн.  чел.  зарегистрированы  в  службе  занятости).  Это так называемая  явная безработица.  Однако  дело  не  только  в размерах  безработицы.  Положение безработного  сегодня для все большего  числа граждан,  нуждающихся в работе,  становится  неприемлемой  формой  существования. Ни  государство в лице  службы  занятости,  ни  семья не  могут материально поддержать  человека  в период  поиска  работы.

 В  результате  людям,  нуждающимся   в  работе,  приходится  в   массовом  порядке  обращаться  к  неформальным  формам  самозанятости.  Они  либо  организуют  собственное  нелегальное  дело,  либо  эпизодически  подрабатывают  у  официального  работодателя  на  теневых  условиях.  Людям  нужна  работа  как  стабильный  источник  дохода.  Ее  режим,  характер,  условия  трудовой  деятельности  часто значения  не  имеют.  Нецивилизованное  использование рабочей силы  в неконтролируемой  экономике ведет к профессиональной  деградации  граждан,  ухудшению физического и морального  здоровья.

Что  касается  скрытой  безработицы,  то  количество  работников,  которые  числятся  на  предприятиях,  но  фактически  не  работают,  составляет  сегодня,  по  расчетам  Института  труда  Министерства  труда  РФ,  более  6 млн.  чел.  Это  примерно  12%  занятых  на  крупных  и  средних  предприятиях.  Скрытую  безработицу  следует  рассматривать  как  в  принципе  ненормальное  явление.

 

Проблема  безработицы  в  России  нашла  отражение  в  целом  комплексе  законов,  указов  и  постановлений  высших  законодательных  и  исполнительных  органов  власти.  Первый  закон  РСФСР  «О  занятости  населения  в  РСФСР»  был  принят  19  апреля  1991г.  Существенные  изменения  и  дополнения  в  решение  проблемы  были  внесены  Законом  РФ  «О  занятости  населения  в  РФ»  от  20  апреля  1996 г.  Созданы Федеральная государственная служба  занятости населения РФ  и Государственный фонд  занятости населения РФ.  Разработана классификация статистических  данных  о составе рабочей силы,  экономической активности  и статусе в занятости.  Ежегодно  Правительство  РФ  принимает  Федеральные  программы  содействия  занятости  населения.  Разработана  Комплексная  программа  мер  по  созданию  и  сохранению  рабочих  мест  на  1996 – 2000 гг.2 

В  России  государство  гарантирует  безработным:

  • выплату  пособия;
  • возмещение  затрат  в  связи  с  переездом  в  другую  местность  для  трудоустройства  по  предложению  органов  службы  занятости;
  • возможность  участия  в  оплачиваемых  общественных  работах;
  • зачет  в  общий  трудовой  стаж  времени  получения  пособия  по  безработице.

       Пособие  по  безработице  выплачивается   в  течение  12  месяцев,  а   для  лиц  предпенсионного   возраста – в  течение  24  календарных  месяцев.  Размер  пособия:  первые  три  месяца  – 75%  среднего  заработка;  с  четвертого  по  седьмой  месяцы – 60%  заработка;  с  восьмого  месяца – 45%  заработка.  Но  во  всех  случаях  размер  пособия  не  должен  превышать  среднего  заработка,  сложившегося  в  данном  регионе.

 

Существенно  изменилось  отношение  российского  общества  к  безработице.  В  1990 –1992 гг.  среди  политиков  и  ученых  преобладало  мнение,  что  безработица  положительно  влияет  на  эффективность  труда  тех,  кто  пока  занят,  и  что  в  целом  безработица – это  благо.  Ныне,  когда  миллионы  российских  граждан  на  личном  опыте  узнали,  что  такое  безработица,  все  более  стала  утверждаться  мысль,  что  в  социально  ориентированной  рыночной  экономике  безработица  не  допустима,  что  ее  рост  может  привести  к  социальному  взрыву.  Предотвращение  ускоренного  роста  безработицы  и  последующее  сокращение  ее  становятся  важнейшей  задачей  социальной  политики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Есть  основания  считать,  что  динамика  безработицы  в  России  останется  примерно  такой  же,  как  до  сих  пор,  т. е.  в  ближайшие  годы  будет  расти,  но,  как  и  прежде,  невысокими  темпами.  Для  существенного  сокращения  масштабов  безработицы  необходимы  экономический  рост  и  соответствующая  структурная  перестройка экономики.

Арсенал  средств  собственно  политики  занятости  достаточно  широк  и  уже  давно  апробирован  мировой  практикой.  Это  различные  способы    субсидирования  оплаты  труда,  механизм  квотирования  рабочих  мест,  организация  оперативного переобучения  граждан,  стимулирование  их  территориального  перераспределения,  стимулирование  работодателей к созданию  рабочих мест  для труда на  условиях  гибких  режимов рабочего  времени,  регулирование совместительства  и,  наконец,  организация  временных  общественных  работ.

Активное  использование  этих  механизмов  в  развитых  странах,  особенно  общественных  работ  и  других  гибких  форм  занятости,  обеспечивает  высокую  мобильность  безработных  и  существенно  снижает  продолжительность  безработицы.  Такими  механизмами  необходимо  овладевать  и  в  нашей  стране.

 

Со  времени  принятия  Закона  «О  занятости  населения  в  Российской  Федерации»  прошло  более  десяти  лет.  Условия,  в  которых  он  создавался,  значительно  отличались  от  нынешних  с точки зрения  и состояния российской  экономики,  и проводимой  в стране  социальной  политики. 

В  начале  90-х  годов  главной  задачей  законодательства  о  занятости  являлась  гарантированная  поддержка  людей,  временно  оказавшихся  без  работы  и  желающих  ее  найти.  К  их  числу  относились  граждане,  потерявшие  работу  в  результате  сокращения  штатов  и  уволенные  по  собственному  желанию,  вновь  ищущие  работу  (молодежь,  домохозяйки  и  т. п.),  военнослужащие,  уволенные  в  связи  с  сокращением  Вооруженных  сил,  и  члены  их  семей,  инвалиды  III  группы  и другие  социально уязвимые  категории населения. 

Объем  страховых  взносов,  перечисляемых  работодателями  в  Государственный  фонд  занятости  населения,  значительно  превышал  расходы  на  реализацию  службой  занятости  программ  на  рынке  труда.  Численность  зарегистрированных  по  стране  безработных  на  начало  1992  г.  не  превышала  100 тыс.  человек,  а  объем  средств  ФГФЗН  позволял  обеспечить  охват  соответствующими  программами  более  миллиона  безработных.  Избыток  средств  в  фонде  занятости  породил  определенный  либерализм  по  отношению  к  работодателям,  которые  бесцеремонно  выталкивали  на  улицу  лишних  работников,  ничего  не  предпринимали  для  улучшения  качества  кадров.  Да  и  увольняемые  не  предъявляли  особых  претензий  к  администрации  предприятий,  поскольку  размер  пособия  по  безработице  был  довольно  высок  и  порой  превышал  величину  зарплаты.  Причем  многие  зарегистрированные  безработные  зачастую  подрабатывали  в  сфере  теневого  бизнеса.

Тогда  казалось,  что  если  незанятым  гражданам  выплатить  достойное  пособие  по  безработице  и  предоставить  возможность  переобучаться  по  профессиям,  востребованным  рынком,  то  негативные  социальные  последствия  «шоковой  терапии»  окажутся  нивелированными.

Однако  по  мере  нарастания  кризисных  явлений  в  экономике  ситуация  в  области  занятости  продолжала  ухудшаться,  застойная  безработица  охватила  многие  регионы,  неплатежи  в  фонд  занятости  стали  массовыми,  многие  территории  столкнулись  с  хронической  нехваткой  средств  даже  на  выплату  пособий.  К  сожалению,  по  прошествии  десяти  лет  с  момента  начала  реформ  положение  в  лучшую  сторону  не  изменилось.

Сегодня  ощущается  настоятельная  необходимость  в  выработке  новых  подходов  к  решению  проблемы  безработицы.  Прежде  всего  речь  идет  о  совершенствовании  законодательства  о  занятости  с  точки  зрения  правил  взаимодействия  субъектов  рынка  труда  (государства,  работодателей,  профсоюзов  и  наемных  работников  как  плательщиков  страховых  взносов),  изменения  условий  присвоения  статуса  безработного,  повышения  ответственности  работодателей  и  профсоюзов  за  соблюдение  КЗоТа,  усиления  роли  региональных  администраций  в  регулировании  положения  на  местных  рынках  труда.  Если  законодательство  оставить  без  изменений,  безработица  превратится  в  мощный  катализатор  социального  напряжения.  Уже  в  ближайшее  время  количество  безработных  может  превысить  20%  численности  трудоспособного  населения.

Поэтому  целесообразно  принять  радикальные  превентивные  меры,  направленные,  с  одной  стороны,  на  повышение ответственности работодателей и профсоюзов  за  состояние рынка труда,  с другой – на  ужесточение условий,  регламентирующих  поддержку незанятого  населения со  стороны государства (в частности,  при присвоении  статуса безработного,  определении  порядка  и  размера  назначаемых  пособий).  Одновременно  следовало  бы  расширить  полномочия  регионов,  касающиеся  функционирования  местных  рынков  труда,  передав  им  некоторые  права  из  Центра  (например,  формирование  региональных  фондов  занятости населения,  стимулирование  работодателей,  инвестирующих средства  в создание  рабочих мест  и т. д.).

Информация о работе Безработица в экономике