Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 10:35, курсовая работа
Осуществляемый в России в настоящее время переход к рыночным отношениям связан с большими трудностями, возникновением многих социально-экономических проблем. Одна из них - проблема занятости, которая неразрывно связана с людьми, их производственной деятельностью.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.
Становление рынка труда
в России происходит
не только в результате
усилий реформаторов,
но и благодаря развитию
общества, вставшего
на путь перехода к рыночной
экономике.
Из - за низкой материальной
обеспеченности россиян
и, в особенности, безработных,
а также вследствие
высокой социальной
напряженности в обществе,
уровень безработицы,
вызывающей социальные
потрясения, в России
значительно ниже, чем
на Западе.
Анализ ситуации в сфере
занятости в России
показывает, что с точки
зрения коллективной
характеристики безработицы
есть основание говорить
о трех ее уровнях - естественном,
приемлемом и массовом.
В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, обусловленный ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики и т.п.
Международный опыт
позволяет убеждать,
что безработица в пределах 5 - 7%
от экономически активного
населения не только
неизбежна, но и вполне
приемлима, поскольку
совместима с поддержанием
нормальной социально-экономической
жизни в стране. Другое
дело - массовая безработица,
которая может привести
к дестабилизации социально-экономической
жизни в стране. Речь
не идет о каком-то едином
уровне безработицы,
который постоянно может
рассматриваться как
общественно опасный.
Изменения, происходящие
в жизни общества, могут
повышать или понижать
критический порог.
Задача состоит в том,
чтобы правильно оценивать
и учитывать его при
реализации программы
конкретных действий.
В обсуждаемых сейчас
программах выхода экономики
России из кризиса безработица
трактуется как результат
и следствие экономической
политики, а потому борьбе
с безработицей не отводится
стратегической роли
в системе мер государственного
регулирования. И виной
тому не только гипертрофированное
внимание к финансовой
стороне российского
кризиса и не только
невнимание к социальной
цене идущих в экономике
перемен. В этих программах
не учитывается, что
безработица выходит -
точнее говоря, вышла
на уровень, в весьма
заметной степени предопределяющий
ее грядущую динамику.
Уровень безработицы
достигнутый в 1993-1994
годах, заведомо гарантирует,
что кризис занятости
будет продолжаться
в течении по меньшей
мере нескольких последующих
лет. И безработица,
точнее ее резкий рост,
запустит в действие
механизм дополнительного,
кумулятивного снижения
деловой активности.
Одной из глубинных
“самовоспроизводящихся”
причин роста безработицы
станет, например, резко
нарастающая в последнее
время социально - экономическая
дифферентация общества,
которая, естественно,
по мере роста безработицы
будет усугублятся и
которая перераспределит
национальный доход
в пользу элитных слоев
населения. Последние
не могут сформировать
мощного спроса на предметы
массового потребления,
а уж тем более отечественного
производства, поэтому
существенная дифферентация
населения по доходам
будет способствовать
дальнейшей стагнации
производства - и следовательно,
безработице.
Оценку влияния резких
макроструктурных сдвигов
на динамику занятости
следует измерять по
отношению к так называемому
естественному уровню
безработицы, то есть
к той норме безработицы,
которая устанавливается
в равновесном состоянии
данной экономической
системы, когда фактическая
инфляция совпадает
с ожидаемой. Такая свободная
от инфляционного давления
норма безработицы для
России сегодня оценивается
специалистами в 3 - 3,5 %
трудовых ресурсов.
Следует отметить, что
в промышленно развитых
странах этот показатель
существенно (как правило,
вдвое) выше. Не вдаваясь
в подробности, назовем
основные причины такого
различия: в странах
Запада выше стоимость
рабочей силы, более
высокое соотношение
уровня дохода и производительности
труда, существенно
более развитые институты
рынка труда. Все это
позволяет экономике
сравнительно безболезненно
переносить естественный
для нее уровень безработицы,
который в нынешней
российской ситуации
был бы был непомерно
высок.
Главной особенностью процессов на российском рынке труда в последние два года стало то, что рост безработицы не принял масштабов, адекватных колоссальному спаду производства. Объяснение этому находится в том, что спад производства более выразился в резком снижении производительности труда, чем в росте открытой безработицы.
С другой стороны, большая армия “частично” безработных, длительное время находящихся под угрозой увольнения, являющаяся еще одной из характерных черт российского рынка труда, дает объяснение его неадекватной реакции на спад производства.
Анализируя
особенности процессов
на российском рынке
труда нельзя не упомянуть
о таком феномене, как
невыплаты зарплаты.
Они достигли к концу 1994
года 4,5 - 5 трлн.руб. “Переведя”
их (через среднюю зарплату)
в численность работающих,
но не получающих вознаграждение
за свой труд, можно
определить, что этим
охвачено порядка 1,5
млн. человек, которые
хотя и работали, но
не получили подтверждение
этому выплатой зарплаты,
и поэтому могут быть
отнесены к категории
безработных.
Динамика и структура безработицы в России |
1992 г |
1993 г |
1994 г |
Безработные, всего |
|||
млн.человек |
3,6 |
4,1 |
5,1 |
в % к экономически активному населению |
4,8 |
5,5 |
6,8 |
Из них имеют официальный статус безработного |
|||
млн.человек |
0,6 |
0,8 |
1,5 |
в % к экономически активному населению |
0,8 |
1,1 |
2,0 |
Лица, работающие в режиме неполной рабочей недели, или находящиеся в административных отпусках |
|||
млн.человек |
1,7 |
4,0 |
4,8 |
в % к экономически активному населению |
2,2 |
5,3 |
6,4 |
Современный этап развития связан с новым взглядом на рабочую силу как на один из ключевых ресурсов экономики. Этот новый взгляд - свидетельство реального роста роли человеческого фактора в условиях технологического этапа НТР, когда налицо прямая зависимость результатов производства от качества, мотивации и характера использования рабочей силы в целом и отдельного работника в частности.
Возрастание роли человеческого фактора в производстве подтверждено результатами экономических исследований ведущих американских ученых. Начиная с 1929 года главным источником роста производительности труда и национального дохода США в триаде ‘ труд - земля - капитал ’ является первый фактор, охватывающий совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик рабочей силы.
Вложения средств в человеческие ресурсы и кадровую работу становятся долгосрочным фактором конкурентоспособности и выживания фирмы в условиях рыночной экономики. Не случайно прямые затраты частного бизнеса в США на все виды обучения возросли уже к началу 80-х годов до 30 млрд. долл., а полные частные и государственные затраты с учетом выплат компенсаций за время обучения достигли 100 млрд. долл.
В эпоху высокоразвитой
рыночной цивилизации
роль рынка труда в эволюции
экономики непрерывно
возрастает. Связано
это с тем, что по мере
расширения и углубления,
особенно в последние
два десятилетия, научно -
технологической революции,
освоения высокосложных
технологий и распространения
ЭВМ народное хозяйство
уже не может обходиться
без массовой творческой
деятельности.
В новых, более эффективных организационных условиях происходит соединение рабочей силы и рабочих мест, включение в инновационно - производственный процесс творческого потенциала трудящихся, подготовка и переподготовка кадров, решение проблем социальной защиты трудящихся и т.п.
Интенсивная
экономика, живущая
в режиме периодического
технологического и
организационного обновления,
постепенно превращается
в экономику непрерывного
развития, для которой
характерно практически
постоянное совершенствование
методов производства,
принципов управления,
эксплуатационных характеристик
товаров и форм обслуживания
населения.
Рынок труда становится важнейшим звеном национальной и мировой рыночной цивилизации, на нем формируются трудовые ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.
Исследования показывают,
что активный созидательный
труд в настоящее время
в той или иной мере
входит в содержание
деятельности большей
части работающего населения,
прежде всего специалистов
с высшим и средним специальным
образованием, административно -
управленческого персонала,
высококвалифицированных
рабочих, работников
услуг. Это ведущий отряд
национальной рабочей
силы, охватывающий
в западных странах
от 40 до 50 % занятых в
народном хозяйстве.
II
Причины и формы безработицы
Основные
понятия и характеристики
безработицы.
Развитие экономики характеризуется тем, на сколько эффективно используются имеющиеся ресурсы, и прежде всего рабочая сила. Поддержание занятости - важнейшая цель экономической политики. Рыночной экономике присущ определенный уровень безработицы, хотя количество безработных колеблется из года в год. Дж. М. Кейнс считал, что при капитализме не существует никакого механизма, характеризующего полную занятость, экономика может быть сбалансирована при значительном уровне безработицы.
Рынок труда (рабочей силы) - важная и многоплановая сфера экономической и социально политической жизни общества. На рынке труда получает оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее наема, в том числе и величина заработной платы, условий труда, возможность получения образования, профессионального роста, гарантия занятости...
Рынок труда отражает некоторые тенденции в динамике занятости, ее основных структур, то есть в общественном разделении труда, мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы.
Неполная занятость - это такое положение, при котором выполняемая работа не требует полного использования квалификации и профессиональной подготовки индивида, не соответствует его ожиданиям и не позволяет получать такую зарплату, какую он мог бы иметь, выполняя ту работу (и в том объеме), на которую мог бы претендовать.
В
экономической и
социальной литературе
для определения
понятия “безработица”
используются различные
термины:
Безработица - это социально экономическое явление, при которой часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные наряду с занятыми формируют рабочую силу страны.
Безработица -
явление в экономике,
при котором часть экономически
активного населения,
желающая работать,
не может применить
свою рабочую силу.
К безработному по определению МОТ (Международная Организация Труда) относится индивид, который:
Продолжительность безработицы - это показатель, характеризующий среднюю длительность поиска работы среди лиц, имеющих статус безработного на конец анализируемого периода.
Безработица
различается по продолжительности
- временная
(до 4 месяцев) и хроническая
(свыше года).
Уровень общей безработицы - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в %).
Уровень регистрируемой
безработицы -
отношение численности
зарегистрированных
безработных к численности
экономически активного
населения (в %).
Экономически активное население (рабочая сила) - отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в %).
Безработица
и ее социально-экономичекие
последствия.
Как и всякое социально-экономическое
явление, безработица
имеет закономерные
и случайные черты, сущностные
и поверхностные характеристики,
позитивные и негативные
стороны. Их интенсивность
зависит от масштабов,
уровня, региональной
специфики, формы безработицы.
С точки зрения теории
и практического регулирования
рынка труда, наибольший
интерес предоставляет
анализ негативных социальных
последствий роста безработицы,
он позволяет повысить
качество мероприятий
по предупреждению и
смягчению этих последствий,
миннинизировать социальную
цену радикальных реформ .