Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:40, реферат
Безработица - это социально экономическое явление, заключающееся в том, что определенная часть экономически активного населения не имеет работы, и соответственно, заработка (желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы).
Введение……………………………………………………………………………...3
1. Показатели безработицы……………………………………………...…………..4
1.1.Виды безработицы…………………………………………………...…………..5
1.2.Уровень безработицы…….………………………………………………………9
1.3.Государственная программа…….……………………………………………...11
Заключение …………………………………………………………………………13
Список литературы…………………………………………………………………15
Уровень
безработицы =
100%.
Естественный уровень безработицы – это такой уровень, при котором факторы, повышающие и понижающие цены, и заработную плату, находятся в равновесии. В современной экономике, обремененной высоким уровнем инфляции, естественный уровень безработицы характеризуется как предельно низкий (допустимый).
Структурная
и фрикционная безработицы
Уровень безработицы при полной занятости называют также естественным уровнем безработицы. Естественный уровень безработицы – это сложившийся в данной стране как средний за многие годы суммарный уровень фрикционной и структурной безработицы.
Уровень безработицы при полной занятости, или естественный уровень безработицы, устанавливается тогда, когда рынки рабочей силы пребывают в равновесии в том смысле, что количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы - это некая положительная величина, поскольку «фрикционным» безработным требуется время, что бы приобрести квалификацию или переехать в другое место для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом возникают дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается «нехватка» рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Подробный необычный «дефицит» на рынках рабочей силы сопровождается инфляцией.
Для экономики России сейчас характерна структурная безработица, дополняемая безработицей циклической.
Причина заключается в чрезмерном развитии в прошлом отраслей по производству оружия и неконкурентоспособности многих видов отечественных товаров по сравнению с зарубежными. В новой российской экономике предприятия, производящие такую продукцию, оказались ненужными, и над их работниками нависла серьезная угроза безработицы. В то же время отрасли, производящие потребительские товары, хотя и обладают большим потенциалом развития, но не могут этот потенциал реализовать из-за нехватки денежных средств для развития.
Сейчас в нашей стране стало явным весьма специфичное явление, возникшее еще во времена командной системы, - так называемая «неполная занятость».
Наиболее распространенными в России проявлениями неполной занятости являются:
- предоставление работникам неоплачиваемых отпусков
- введение сокращенного рабочего дня или сокращенной рабочей недели.
Люди,
находящиеся в таком положении,
формально не состоят на учете
в службе занятости и не получают
пособия по безработице. Если руководствоваться
принятыми в экономической
Большая
часть нынешних российских безработных
– это мужчины (55%).Средний возраст
безработного в нашей стране сейчас
примерно 34 года, но продолжает расти доля
тех, кому от 22 до 39 лет. В группе моложе
20 лет без работы каждый пятый.
Что же должно предпринимать государство, чтобы проблема безработицы не стояла перед нами так остро? Прежде всего, политика занятости, вырабатываемая государством, должна иметь предупреждающий характер и включать комплекс мер государственного регулирования, предотвращающих рост безработицы.
Вот наиболее важные меры такого рода:
1. Перераспределение имеющегося спроса на труд путем стимулирования перехода предприятий на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю и т.п. Такие предприятия должны получить налоговые льготы, чтобы компенсировать затраты на прием новых работников.
2. Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.
3. Снижение фактического предложения рабочей силы за счет снижения установленного законом пенсионного возраста. Такой же эффект может обусловить развитие служб переподготовки кадров и повышения квалификации.
4. Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды и т.д.
5. Переход к созданию системы социального партнерства, в том числе создание механизма выработки трехсторонних соглашений (работодатели - профсоюзы - государство) с целью ограничить рост заработной платы. С работодателей следует взимать налог на средства, дополнительно потраченные на заработную плату, и направлять его на субсидирование занятости.
Исходя
из продолжительности
- краткосрочную безработицу (до 3-х месяцев и от 3-х до 8-ми месяцев);
- длительную безработицу (от 8-ми до 18-ти месяцев), которая сопровождается общей деквалификацией безработного, потерей трудовых навыков и способности интенсивно работать в течение необходимого времени;
- застойную безработицу
(свыше 18-ти месяцев). Этот вид безработицы
ведет безработного к полной профессиональной
деградации в силу продолжительного отсутствия
условий для повторения основных технологических
трудовых приемов и процессов. Профессиональная
деградация человека часто обусловливает
его социальную деградацию, влечет изменение
внутренней силы человека, а иногда к скатыванию
его в группу люмпенов, бомжей, алкоголиков.
Реабилитация и возвращение таких людей
к полноценной профессиональной деятельности
возможна крайне редко и лишь в результате
длительной, индивидуальной кропотливой
работы
Заключение
Путь выхода из кризиса определяется, прежде всего, стратегией развития государства и пределом социальной терпимости общества. Наиболее сложным в переходный период является поддержание доверия населения к проводимым реформам. Между тем государство в настоящее время, похоже, своеобразно цитируя М. Фридмена, считает, что население должно само о себе позаботиться.
Для кардинального решения проблем безработицы надо в корне менять политику занятости. И в особенности федеральный закон. Нельзя сегодня пассивно сдерживать безработицу. Нельзя допустить, чтобы при переходе в XXI век фигурировала катастрофически большая величина безработицы. Только целенаправленное активное повышение уровня занятости населения на действующих и на вновь создаваемых высокоэффективных наукоемких рабочих местах поможет вывести российскую экономику из тупика, дать простор развитию рыночных и социальных перспектив не на бумаге, а на деле.
Давно назрела необходимость пересмотреть идеологию федерального Закона “О занятости населения”. Законодательство должно ориентировать на расширение современных сфер приложения труда, на повышение его производительности. Во главу угла сегодня должны быть поставлены опережающее профессиональное обучение, а социальную защиту безработных необходимо увязывать с их профессиональной переподготовкой.
В безработицу все в большей мере втягиваются как мужчины, так и женщины. А это означает, что все больше становится детей и подростков, растущих в такой обстановке, когда они не видят, чтобы их отцы и матери когда-либо ходили на работу.
Растет
число убыточных производств. Это
создает предпосылку «залпового
Проблема
существует - это факт. Но первые шаги
к ее преодолению уже сделаны. Государственная
программа уже принята и начала действовать.
Но она еще не достаточно сильна, и нуждается
в активной государственной поддержке.
Принятый курс новых реформ, нововведений,
ориентированы в основном на молодежь.
Ведь именно нам, кому в будущем придется
взять на себя все бразды правления государством,
и нужно будет решать уже на сегодняшний
день ставшие неотложными проблемы.
Список
литературы
Липсиц И.В. «Экономика», книга-1, Москва, 1997г