Безработица, её струтура и организация

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 09:31, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие сущности безработицы, анализ ее типов, особенностей ее развития, теоретические и практические аспекты в современном мире.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
• раскрытие сущности понятия безработицы
• анализ причин и последствий безработицы, а также анализ рынка труда в различных экономических концепциях (Кейнсианская, классическая, марксистская, монетаристская теории),

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты безработицы 6
1.1 Показатели уровня безработицы 6
1.2 Виды безработицы 8
1.3 Подходы к анализу рынка труда и причин безработицы, а также ее возможных последствий. Классический подход,кейнсианская концепция, монетаристская модель, марксистский подход. Современное представление. 9
1.4 Последствия безработицы 13
2. Практические аспекты безработицы 18
2.1 Безработица в Российской экономике в разные временные периоды. 18
2.2 Возможные пути решения проблем безработицы в России 21
2.3 Пособия по безработице, трудоустройство, переобучение, самозанятость поддержка предпринимательства, общественные работы 21
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 29

Работа содержит 1 файл

курсач по экономике 2 курс зимняя сесия.doc

— 197.50 Кб (Скачать)

     По  данным Росстата проблема занятости по состоянию на вторую неделю января (начиная с сентября 2009г., опросы населения проводились ежемесячно).

     Численность экономически активного населения  в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в январе 2010г. составила 74,6 млн. человек, или более 52% от общей численности населения страны.

     В численности экономически активного  населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

     По  сравнению с декабрем 2009г. численность  занятого населения снизилась на 1,5 млн.человек, или на 2,2%, численность  безработных увеличилась на 0,7 млн. человек, или на 10,7%.

     Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в январе 2010г. составил 9,2%.

     Уровень занятости населения (отношение  численности занятого населения  к общей численности населения соответствующего возраста) в январе 2010г. составил 60,8%.

     В январе 2010г. общая численность безработных  по сопоставимому кругу лиц (т.е. в трудоспособном возрасте без студентов, учащихся и пенсионеров по возрасту, выслуге лет или на льготных условиях, отнесенных к безработным) превышала численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости в 2,8 раза.

     Безработица по полу и месту проживания. Среди  безработных по методологии МОТ  доля женщин в январе 2010г. составила 44,9%, доля городских жителей среди безработных - 63,4%.

     Безработица городского и сельского населения  характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей  по сравнению с уровнем безработицы  среди городских жителей. В январе 2010г. это превышение составляло 1,7 раза.

     Возрастной  состав безработных. Средний возраст  безработных в январе 2010г. составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 26,7%, в том числе  в возрасте 15-19 лет - 5,3%, 20-24 года - 21,4%. Высокий уровень безработицы  отмечается в возрастной группе 15-19 лет (34,8%) и 20-24 года (19,0%).

     В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в  январе 2010г. составил 20,9% (в декабре 2009г. - 18,4%), в том числе среди  городского населения - 19,2%, среди сельского  населения - 24,9%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,9 раза, в том числе среди городского населения - 3,3 раза, сельского населения - 2,1 раза.

     Продолжительность поиска работы. Среди безработных 30,2% составляют лица, срок пребывания которых  в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год  и более ищут работу 29,9% безработных (застойная безработица).

     Среди сельских жителей доля застойной  безработицы существенно выше, чем  среди городских, и в январе 2010г. составила, соответственно, 34,5% и 27,3%.

     Наличие опыта работы. В численности безработных 26,4% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2010г. их численность составила 1,8 млн.человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17% - за счет молодежи до 20 лет, 47% - от 20 до 24 лет, 20% - 25-29 лет).

     В январе 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 26,4%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,4%.

     Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

     2.2 Возможные пути решения проблем безработицы в России

     2.2.1 Пособия по безработице

     Пособие по безработице – это денежные выплаты гражданам, признанным в  установленном порядке безработными. Решение о выплате пособия  по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

     Начисление  пособия по безработице производится с первого дня признания гражданина безработным. В случае увольнения гражданина из организации по сокращению численности (штата) работников организации, а также в связи с ликвидацией самой организации, и если при этом гражданин не нашел себе работу в течение периода времени, пока за ним сохранялась средняя заработная плата по последнему месту работы (с зачетом выходного пособия), то пособие по безработице начисляется начиная с первого дня после истечения срока, в течение которого за гражданином сохраняли среднюю заработную плату.

     На 2009 год минимальная величина пособия  по безработице составляла 850 рублей, максимальная–4900рублей.7 

     2.2.2 Трудоустройство

     По  данным пресс-службы Минздравсоцразвития, уровень официальной безработицы в России в марте 2010 года практически не изменился, сократившись на 0,04% - до 2,274 миллиона человек.

     "Численность  безработных граждан, зарегистрированных  в органах службы занятости,  по состоянию на 17 марта составила  2 миллиона 274 тысячи 990 человек", - говорится в сообщении. В министерстве отметили, что темпы прироста численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, за аналогичный период 2009 года составляли 2,7%.

     С 17 февраля в течение трех недель в РФ регистрировалось незначительное снижение уровня официальной безработицы. По данным Минздравсоцразвития РФ, неделей ранее, с 3 по 10 марта, уровень официальной безработицы снизился на 0,3%.

     Минздравсоцразвития получило информацию о высвобождении 77,1 тысячи работников из всех субъектов РФ.

     В марте 2010 года численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, наблюдался в 42 субъектах РФ, среди которых Амурская область, Еврейская автономная область, Псковская область.

     В Ставропольском, Хабаровском краях, Архангельской и Нижегородской  областях численность безработных  граждан не изменилась по сравнению  с прошлой неделей.

     Вместе  с тем, численность безработных  граждан снизилась в 37 субъектах  РФ, в том числе в Республиках  Тыва, Мордовия, Алтай, Саха (Якутия).

     С начала октября 2008 года общая численность  уволенных работников достигла 1,021 миллиона человек, из них было трудоустроено 290 тысяч человек, в том числе 165,9 тысячи человек - в прежних организациях.

     Суммарная численность работников, находившихся в простое по вине администрации, работавших неполное рабочее время, а также работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, составила 1,52 миллиона человек.8

     2.2.3 Переобучение

     В 2009 году в рамках опережающего обучения основным являлся социальный аспект. Опережающее обучение было предназначено для людей, которые либо стали безработными, либо находились под риском увольнения на тех предприятиях, которые в период кризиса, скажем так, "плохо себя чувствовали". В 2009 году это были короткие программы опережающего обучения, рассчитанные максимум на три месяца и ориентированные в основном на специалистов с начальным профессиональным образованием, то есть людей рабочих профессий. Программы опережающего обучения были так сориентированы, чтобы человек получил достаточно быстро новую профессию.

     С 2010 года запущена новая программа  опережающего обучения специалистов, направленная на переподготовку кадров для ведущих отраслей экономики  страны. В отличие от программы, действующей в 2009 году, в рамках которой краткосрочные курсы переобучения проходили специалисты рабочих специальностей, теперь получить новую профессию смогут люди с высшим и среднеспециальным образованием. По словам разработчиков программы, такая переподготовка, продолжительностью от одного года до двух лет, фактически будет приравниваться к получению второго высшего образования, и подтверждаться дипломами государственного образца. Планируется, что ежегодно в переобучении за государственный счет будет принимать участие около 280 тыс. россиян. Необходимость столь масштабной переподготовки кадров объясняется нуждами посткризисной экономики, которая требует большого количества профессионалов, способных обеспечить инновационное развитие страны. А для каждого участника программы возможность бесплатно получить второе высшее образование в ведущих вузах страны станет уникальным шансом добиться личного профессионального и жизненного успеха. 9

     2.2.4 Самозанятость поддержка предпринимательства

     Важнейшим направлением уменьшения безработицы надо считать развитие самозанятости населения. Она выступает как сложное социально-экономическое явление, которое в отечественной литературе, да и в практической деятельности, еще не нашло подобающего ей места. Обращение к этой форме занятости связано, прежде всего, со становлением рыночных отношении и необходимостью в этих условиях рационализации занятости, изыскания новых ее форм. Самозанятость населения - это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

     К самозанятым относят: предпринимателей, лиц, работающих не по найму, членов производственных кооперативов и неоплачиваемых работников семейных предприятий. В Российской Федерации, согласно Закону о занятости, к числу самостоятельно обеспечивающих себя работой относили: предпринимателей, лиц, занятых индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов.

     В рамках реализации программы самозанятости  количество граждан, решивших открыть  свое дело, выросло на 37%. На этом направлении сделан акцент в 2010 году. 55,3 тыс. человек получили поддержку в организации собственного дела в 2009 году, по итогам 2009 года предполагается оказание поддержки 64 тыс. участников программы самозанятости.

     2.2.5 Общественные работы

     Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально-полезную направленность и организуемая для дополнительной поддержки граждан, ищущих работу. (Закон РФ «О занятости населения» ст.24) Государственная услуга по организации проведения оплачиваемых общественных работ предоставляется центрами занятости населения в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07 июня 2007 №401. 10 

 

      Заключение 

     В заключении хотелось бы сказать, что  безработица в России носит ярко выраженный региональный характер.

     В настоящее время в Российской Федерации особенную тревогу  вызывают следующие проблемы: во-первых, увеличение скрытой безработицы; во-вторых, рост обращающихся в службу занятости; в-третьих, быстрое развитие занятости  в теневой экономике. А также население плохо информировано о территориальном расположении центров занятости. Возможности центров занятости по трудоустройству ограничены, так как подавляющее большинство работодателей не прибегают к услугам центров занятости при поиске рабочей силы. Размеры пособия по безработице минимальны. Однако в регионах с высоким уровнем безработицы доля получавших пособие по безработице оказалась существенно выше. Таким образом, уровень безработицы определяет и размер выплачиваемых пособий.

     Рост  безработицы сокращает спрос  на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, могут купить лишь минимум средств к существованию. В результате затрудняется сбыт товаров. Тем самым рост безработицы обостряет  экономические проблемы страны. Безработица также обостряет политическую напряженность в стране. Причиной тому служит озлобление людей, не имеющих возможности содержать свою семью и проводящих день за днем в изнуряющем поиске работы.

     Для уменьшения безработицы могут быть использованы методы - поощрения индивидуального предпринимательства, организация переобучения безработных многое другое.

     Одним из способов снижения уровня безработицы  является взаимодействие безработного населения с Государственной  службой занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

Информация о работе Безработица, её струтура и организация