Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 18:42, реферат
ОСНОВНОЙ задачей, решаемой органами надзора при применении мер воздействия, является регулирование деятельности банков в целях ее приведения в соответствие с нормами и требованиями, предъявляемыми действующим банковским законодательством.
Надзор за деятельностью банков в развитых странах существует уже более 100 лет. За последние 15—20 лет развивающиеся страны также признали, что такой надзор играет ключевую роль как в банковско-финансовой сфере, так и в экономике страны в целом.
Во всех экономически развитых странах регулирование деятельности банков имеет приоритетное значение. Во многих странах надзор и контроль за деятельностью банков рассматриваются как одна из важнейших функций центральных банков.
ОСНОВНОЙ задачей, решаемой
органами надзора при применении
мер воздействия, является регулирование деятельности банков
в целях ее приведения в соответствие
с нормами и требованиями, предъявляемыми
действующим банковским законод
Надзор за деятельностью банков в развитых странах существует уже более 100 лет. За последние 15—20 лет развивающиеся страны также признали, что такой надзор играет ключевую роль как в банковско-финансовой сфере, так и в экономике страны в целом.
Во всех экономически развитых странах регулирование деятельности банков имеет приоритетное значение. Во многих странах надзор и контроль за деятельностью банков рассматриваются как одна из важнейших функций центральных банков. Особенно велико значение данного регулирования в периоды нестабильного развития экономики, в частности денежно-кредитных рынков. В силу указанных обстоятельств появилась необходимость в координации усилий надзорных органов разных стран по регулированию работы банков и образованию международной системы банковского надзора. Она создавалась по мере интеграции банков многих стран.
Наиболее известной и авторитетной международной организацией в области банковского надзора и его регулирования является созданный в 1974 г. при Банке международных расчетов (БМР) Базельский комитет по банковскому надзору (БКБН). Свое название Комитет получил по месту расположения штаб-квартиры — Базель (Швейцария).
Следует отметить, что Базельский комитет — консультативный орган, поэтому его рекомендации не обязательны для исполнения даже в странах-членах Комитета. Тем не менее международный авторитет этого органа настолько высок, что стандартам БКБН стараются следовать и страны, не являющиеся его членами.
Он разработал ряд принципов, соблюдение
которых призвано способствовать стабильности банковской систем
Базельским комитетом выработано 25 основных принципов надзора и контроля, затрагивающих все этапы «жизненного цикла» банков и взаимоотношения между ними и органами надзора. ЦБ РФ в 1997 г. также присоединился к решениям, принятым Комитетом.
Рассмотрим подробнее направления совершенствования надзора и контроля, вытекающие из принципов, разработанных Базельским комитетом.
Для целенаправленного ведения контроля за деятельностью банков в стране должна быть законодательно определена одна или несколько организаций, например, центральный банк страны.
Одним из базельских принципов является
необходимость лицензирования деятельности ба
Другой базельский принцип состоит в определении правил и норм контроля в целях выявления проблем, которые могут возникнуть у банка (проблемность банка) на возможно более ранних этапах его деятельности.
К базельским принципам также относятся: определение максимальных границ рисков ликвидности, платежеспособности, валютных, кредитных, процентных, рыночных и других рисков.
Особое внимание уделяется
нейтрализации рисков, связанных
с качеством управления банками.
Так, согласно принципам, выработанн
удостовериться в том, что банки обладают системами информирования руководства, позволяющими последнему выявить концентрацию рисков в рамках портфеля активов (п. 9); •
убедиться в том, что контролируемый банк обладает четкой системой управления при допущении риска (п. 13); •
выявить у банков наличие внутренней системы контроля, соответствующей типу и масштабу их деятельности (п. 14).
Базельский комитет считает, что органам надзора следует: поддерживать высокие этические стандарты в финансовом секторе, не Допуская преднамеренного использования банка криминальными структурами; обладать правом проведения проверок на местах и прибегать к услугам внешних аудиторских фирм; иметь возмож ность использовать необходимые средства корректировки в случае серьезных нарушений со стороны банков.
Главной целью надзора за деятельностью банков являются сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всеми банками и принятия современных корректирующих мер. Особое место в этом отводится механизму ранней диагностики. Ранняя диагностика начинается с изучения макроэкономической среды с акцентом на специфические кредитно-денежные показатели.
Макроэкономический анализ
как бы определяет рамки механизма
ранней диагностики банковского сектор
Ранняя диагностика на основе обобщенных данных позволяет разработать прогнозы развития банковской системы и выработать рекомендации по созданию условий для исправления ситуаций.
Такой надзор в РФ ведется лишь на общегосударственном уровне. Однако он, как показывает практика, не эффективен без осуществления аналогичного надзора на всех региональных денежно- кредитных рынках.
В определяющей степени стабильность
положения банков зависит от каждого
банка в отдельности. Системный
подход к надзору обуславливает
регламентацию деятельности бан
Системный подход к надзору центрального банка за отдельными банками предусматривает: •
четкое разграничение
этапов жизненного цикла: «зарождение»
(открытие банка, т.е. закладывается
фундамент его дальнейшего
фиксацию на каждом этапе
основных целей надзора и
финансовой отчетности, нормативы
центрального банка, инспекционные
проверки, наложение штрафов, аудит;
на третьем — вывод из состояния
«старения» с помощью планов санации
(организационно-техническая и
поэтапное разграничение
функций подразделений
Таким образом, для совершенствования надзора и контроля за Деятельностью банков необходимы: 1)
разделение в широком плане процесса надзора на три взаимосвязанные составляющие: макроэкономический анализ; монит торингдеятельности в целом; надзор за отдельными банками; 2)
нацеленность контроля прежде всего на максимальное укрепление общественного доверия к банкам, предотвращение массовых банкротств последних; 3)
выявление на наиболее ранних стадиях проблемных банков; 4)
анализ различных этапов жизненного цикла банка; 5)
использование неперегруженной документации, позволяющей выявлять первые признаки неплатежеспособности банков; 6)
осуществление соответствующих
структурных преобразовав ний, модернизации
административно-экономических методов регулирования,координа
Вместе с тем для
развития регулирования деятельности банков,
кроме основных норм, известных в международной
практике (достаточности капитала, требований
к ликвидности, ограничений крупных кредитов
и т.д.), необходимы: создание общепринятых
систем оценки банков; наличие регулярной
рейтинговой информации; обязательная
сертификация банковских специа