Бартер

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 07:33, доклад

Описание работы

БАРТЕР - натуральный товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме "товар за товар". Пропорция такого обмена устанавливается обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре. Сделки, основанные на прямом обмене товаров, называют бартерными.

Работа содержит 1 файл

бартер.doc

— 51.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И  НАУКИ

ФГОУ «Воронежский государственный  университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад по теме:

«БАРТЕР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

Студентка 2 курса, 4 группы

 

Стасюк Екатерина Сергеевна

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж 2012 

БАРТЕР - натуральный  товарообмен, при котором одна вещь меняется на другую без денежной оплаты, торговая сделка, осуществляемая по схеме "товар за товар". Пропорция такого обмена устанавливается обменивающимися сторонами и фиксируется в договоре. Сделки, основанные на прямом обмене товаров, называют бартерными.

 

В словаре Вебстера «бартер» определяется как торговый акт, осуществляемый путем обмена товарами или услугами без использования денег. Реальное употребление этого термина несколько  шире и включает в себя также и  те случаи двустороннего или многостороннего обмена товарами или услугами, которые формально сопровождаются передачей денежных средств. По существу о бартере говорят всегда, когда речь идет о взаимной передаче товаров или услуг как необходимой части сделки, независимо от того, оплачивается ли их передача деньгами или нет.

 

Бартерный обмен характеризуется  следующими параметрами:

  •   безналичный расчет;
  •   возможность участия в бартерном обмене двух и более сторон;
  •   привлечение новых клиентов;
  • реализация непроданного товара;
  • использование невостребованных возможностей.

 

По сути, бартерные  сделки - это взаимная передача участниками  обмена прав на производимую продукцию  или услугу. Большой плюс, который  имеет бартерный обмен для  участвующих в нем юридических  лиц, это расширение внешнеторгового обмена.

 

В. Макаров и Г. Клейнер  уточняют данное определение, отмечая, что в классической рыночной экономике  бартерные обмены осуществляются по добровольному соглашению сторон и  по тем же ценам, по которым приобретаются  аналогичные товары и услуги за деньги. Таким образом, подчеркивается важное свойство классической экономики: в ней отсутствует особый порядок формирования бартерных цен.

 

Изначально все экономики  были бартерными; товары свободно производились  и обменивались на рынке. С увеличением объемов торговли, нарастанием сложности оценки новых товаров, открытием новых географических путей и развитием мировой торговли обмены товар на товар стали перестали удовлетворять потребности продавцов и покупателей. Тогда стали постепенно появляться товары, служащие мерилом для других. Это были драгоценные металлы, меха, масла, морские раковины, специи и другие, в зависимости от рынка и страны. Однако принятые «денежные средства» одной местности могли не совпадать с другой, или быть ненужными, тогда со временем перешли на общий стандарт - золото. Чеканились золотые и серебряные монеты, и каждый товар получал оценку в числе монет. В дальнейшем роль золота стали выполнять денежные знаки (преимущественно, бумажные), подкрепленные золотом. А в результате Бреттон-Вудского соглашения золотой стандарт был отменен, и деньги перестали меняться на золото в установленном эквиваленте. Уже на протяжении многих веков экономика является «денежной», то есть работает по известной формуле «товар - деньги - товар».

 

И вот, после нескольких кризисов в 20-м и 21-м веках, когда компании вновь и вновь возвращаются к бартерным сделкам, ученые поднимают вопрос о его уместности и эффективности. Бартер, по мнению Дж. Локка, возникает вследствие недостаточной денежной массы и низкой скорости оборота денег в экономике. По мнению других ученых, бартер возникает в переходных и кризисных экономиках, и на него оказывают воздействие институциональные ловушки.

 

Так, Полтерович, анализируя бартер в российской действительности, приходит к выводу, что бартер возник в 90-е годы как сознательный рациональный акт руководителей, а его распространение и поддержание было вынужденными мерам. То есть в условиях жесткой кредитно-денежной политики компании, чтобы выжить прибегали к бартерным сделкам.

 

Бартер - прямой безденежный  обмен товарами или услугами; оформляется  единым договором (контрактом), в котором  производится оценка товаров (услуг) с  целью создания условий для эквивалентности  обмена, для определения страховых  сумм, оценки претензий, начисления санкций, таможенного учета и т. д. Главной причиной бартера являются валютные проблемы (нехватка иностранной валюты, неустойчивость отечественной валюты и т. п.). Обострение международной валютной ликвидности увеличивает удельный вес бартерных сделок в международной торговле. Сделки, основанные на прямом обмене товаров называются бартерными.

 

В новейшей российской истории  слово «бартер» стало ругательным. А термин «бартеризация экономики» - синоним отсталости, серости и  косности российского рынка. «Либеральная рыночная экономика не приемлет бартера!» - приговор отечественных экономистов. Между тем в самой передовой и либеральной экономике мира – американской – доля бартера постоянно возрастает. Не менее четверти миллиона американских компаний построили свою деятельность на бартере.

 

В наше время происходит второе рождение неденежных расчетов в новой экономике  России. Доля бартера с распространением электронных торговых площадок будет  возрастать. Бартер уже сегодня меняет лицо международной электронной  торговли. Вероятно, Всемирная торговая организация, поняв, насколько велико будет влияние неденежных расчетов на мировую торговлю, в скором времени займется регулированием этого вида торговли, как предполагают эксперты.

 

«Теперь даже в самые  плохие времена компании могут не опасаться потери заказчиков и остановки  производства. Неденежная экономика  позволяет сохранить рынок и  объемы производства», - считают эксперты. Более того, выстраивание бартерных  схем в глобальном масштабе позволяет транснациональным корпорациям получать прибыль и с таких рынков, которые ранее считались неперспективными из-за отсутствия денег на них (в основным рынки малоразвитых стран).

 

Главная причина «бартеризации» экономики – принцип «снижения  издержек». Компании сегодня хотят «ликвидировать как класс» всех тех, кто стоит между ними и потребителями их товаров и услуг. «Под нож» новой экономики попадают все: перепродавцы, финансовые посредники, биржевые брокеры. Снижение издержек любым возможным способом в условиях перманентного падения цен для многих – единственный способ поддержания прибыльности бизнеса на приемлемом для акционеров уровне.

 

Сторонники применения бартера в развитой экономике  называют некоторые преимущества этой формы обменов. Во-первых, он может быть использован для избавления от избыточного оборудования и сокращения товарных запасов как альтернатива их ликвидации по демпинговым ценам. Во-вторых, корпорации могут прибегать к долгосрочным бартерным контрактам, фиксирующим пропорции обмена товаров, чтобы избежать излишних затрат, вызванных ростом отпускных цен поставщиков. В-третьих, бартерные сделки расширяют сферу проникновения корпораций на перспективные, хотя и неразвитые рынки (в последнем случае бартерные обмены, очевидно, носят вынужденный характер и совершаются по ценам, далеким от рыночного равновесия). Другие причины распространения бартера в развитой экономической среде: возможности экономии денежного капитала; сокращение объема маркетинговых затрат; установление более тесных отношений с партнерами.

 

Однако против приведенных  доводов можно выдвинуть ряд  возражений. Так, сокращение объема маркетинговых  затрат достижимо только при совершении бартерных сделок с постоянными  партнерами. В противном случае трансакционные издержки снабжения и сбыта будут возрастать, поскольку увеличатся затраты на поиск новых партнеров, заинтересованных в бартерных обменах при заданной, номенклатуре товаров. Установление более тесных отношений с "бартерными" клиентами по сравнению с "денежными" также приводит к повышению издержек трансакций, поскольку на смену деперсонифицированным обменам, осуществляемым по общим правилам, приходят персонифицированные сделки, заключаемые по специфическим правилам. Последнее означает рост издержек согласований, измерения и контроля за проведением сделок.

 

Несмотря на эти и  другие ограничения, сужающие сферу  применения бартера и ставящие пределы  его распространению в развитой экономике, бартерные сделки являются достаточно прибыльными. Например, в 1982 г. доходность каждого доллара, вложенного в бартерный обмен на американском рынке, составляла от 10 до 15%. Кроме того, в определениях случаях даже развитая рыночная экономика не может обойтись без бартерных сделок. Речь идет об экономических обменах с менее развитыми странами, испытывающими дефицит твердой валюты для оплаты внешнеторговых контрактов.

 

Тем не менее, если у сторон нет иного выбора, кроме совершения сделок в бартерной форме, высказанными возражениями приходится пренебрегать. Характерным примером вынужденного бартера служит проведение обменных операций в ригидной экономике. В то время как в развитой экономической среде бартерная сделка является добровольной альтернативой заключению денежного контракта, в ригидной экономике бартер возникает как средство реализации сделок, которые не могут осуществиться иным образом вне зависимости от субъективных намерений сторон; Бартер превращается в способ создания товаре проводящей среды в условиях жесткой монетарной политики и Неплатежеспособности предприятий.

 

Среди общих преимуществ бартера отмечается возможности сохранения капитала, сокращения общих затрат на маркетинг и трансакции, возможность сбалансировать производственные мощности с потребностями производства путем бартерного обмена излишнего оборудования, установление более тесных отношений с "бартерными" клиентами по сравнению с обычными, "денежными". Основная причина, по которой бизнесмены используют бартер – это сохранение денежных ресурсов. Так как капитал жизненно необходим для бизнеса, это отличная стратегия для того, чтобы сохранить его. Тем не менее, бартер - это не только сохранение капитала, это сбыт ваших товаров и услуг и нормальная транспортировка, когда продуктами и услугами обмениваются, вместо того чтобы обмениваться деньгами.

 

Источники:

  1. Д. Рябых«Бартер жил, бартер жив, бартер будет жить...» - Журнал «Логинфо» №9 2001.
  2. Вардабаш Криста. Бартер в современном мире. — Современная экономика. 2000, №3.
  3. Аукуционек С. Бартер в российской промышленности, - Вопросы экономики, 1998, № 12
  4. Бартер в России: институциональный этап. Макаров В., Клейнер Г./ Вопросы экономики №4, 1999 г.
  5. О натуральном товарообмене, причинах его возникновения и существования, а также способах устранения. Афанасьев А./ Экономическая наука современной России № 3-4, 2000 г.

Информация о работе Бартер