Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:22, реферат
Международная субрегиональная организация Баренцев Евро-Арктический регион (БЕАР) была создана 11 января 1993 года подписанием Киркенесской декларации министрами иностранных дел шести стран: Норвегии, России, Финляндии, Швеции, Дании, Исландии и представителем Комиссии Европейского союза. Цель формирования региона заключалась в организации устойчивого сотрудничества и в установлении стабильности путём непосредственного снижения военной напряжённости и усиления факторов социально-экономической взаимозависимости.
Введение. 3
1. Баренцев Евро-Арктический регион...………………………………………..5
2. Богатство энергоресурсов……………………………………………………...9
3. Атомная безопасность и окружающая среда.. 10
4. Приоритетные области финансирования проектов Норвежским Баренц-секретариатом.. 12
5. Сотрудничество в разработке и осуществлении проектов и конкретные результаты.. 14
Заключение. 16
Список использованных источников. 18
Содержание
Введение. 3
1. Баренцев Евро-Арктический
регион...………………………………………..5
2. Богатство
энергоресурсов…………………………………………
3. Атомная безопасность
и окружающая среда.. 10
4. Приоритетные
области финансирования
5. Сотрудничество
в разработке и осуществлении
проектов и конкретные
Заключение. 16
Список использованных
источников. 18
Международная субрегиональная организация Баренцев Евро-Арктический регион (БЕАР) была создана 11 января 1993 года подписанием Киркенесской декларации министрами иностранных дел шести стран: Норвегии, России, Финляндии, Швеции, Дании, Исландии и представителем Комиссии Европейского союза. Цель формирования региона заключалась в организации устойчивого сотрудничества и в установлении стабильности путём непосредственного снижения военной напряжённости и усиления факторов социально-экономической взаимозависимости.
Российское восприятие БЕАРа носит динамический, эволюционный характер, хотя эта динамика выражена по-разному и порой весьма противоречиво. Без сомнений, политические трансформации БЕАРовского дискурса невозможно рассматривать в отрыве от смены и европейского, и арктического направлений российской внешней политики. Менялись дискурсивные стратегии, дискурсивному форматированию подвергалось содержательное измерение взаимовыгодной основы региональной кооперации, по-разному проявлялись дискурсивные конфликты.
Середина и вторая половина 1990-х годов ознаменовались отказом официальной Москвы от либерального характера внешнеполитического целеполагания.
Североевропейские страны во многом по инерции в качестве смыслового стержня региональной кооперации рассматривали призыв к массированному содействию трансформации восточного партнёра по БЕАРу в «нормальное современное государство», с демократической формой правления, рыночной экономикой и главенством конституционных норм. При этом предлагалось запастись «стратегическим терпением» и сделать ставку на внутренние реформаторские силы в России, представители которых поддержали участие сопредельных регионов российского Северо-Запада в международных территориально-ориентированных форматах.
Однако
уже во второй половине 1990-х годов
начинают проявляться отсутствие ощутимых
успехов в строительстве
Как
бы это ни выглядело противоречивым,
но своеобразная «конечная цель»
создания любого транснационального образования
заключается в отказе от него –
через постепенное сближение
и, в определённой степени, «срастание»
частей приграничных сообществ. В том
случае, если подобное сближение, а
в долгосрочной перспективе и
«срастание» априорно невозможно, характер
трансграничного взаимодействия именно
через институты международной
субрегиональной организации не
может быть в полной мере конструктивным
и эффективным. Именно в этом случае
граница, разделяющая партнёров
по региону, выступает осью асимметрии,
устанавливающей объективные
Первым серьёзным конфликтом подобного рода, пожалуй, можно было бы назвать ситуацию, связанную с деятельностью международного экологического объединения «Беллуна». Особенно в процессе подготовки и публичного обсуждения открытого доклада 1996 года по проблеме природоохранных рисков, возникающих при утилизации атомных подводных лодок, выведенных из действующего состава российского военно-морского флота, и при сооружении и технической реконструкции объектов временного хранения радиоактивных отходов. Как известно, сотрудник объединения А. Никитин, бывший офицер Северного флота, был обвинён в шпионаже и в течение нескольких лет находился в положении подсудимого, доказывающего свою полную невиновность.
Случай с «Беллуной» ознаменовал начало изменений в отношении партнёров по Баренцеву сотрудничеству. Североевропейским странам становилось очевидным слишком медленное продвижение и России, и её регионов на пути к демократии. Большие финансовые потоки, направленные через Баренцеву программу на поддержку российских реформ, не получили серьёзной отдачи. Дополнительно наметился ряд серьёзных внешнеполитических разногласий между Россией и странами Северной Европы.
Для стран региона они, прежде всего, касались вопросов расширения Североатлантического блока на восток и возможного исполнения международными субрегиональными организациями функций по обеспечению «мягкой» безопасности . Превращение стран Балтии в составную часть крупнейшей военно-политической структуры довольно остро поставило задачу выработки обновлённого обоснования нечленства Финляндии и Швеции в блоке НАТО. Тем более в ситуации, когда стало очевидным, что Европейский союз предоставляет возможность североевропейцам действовать самостоятельно в случае конфликтов малой и средней интенсивности, а также при миротворческих и гуманитарных акциях.
В
«отдельно стоящих» российско-норвежских
отношениях наиболее проблемными областями
выступали вопросы
Заметное влияние на общий фон российско-датских и российско-шведских отношений оказали действия официальных Копенгагена и Стокгольма по предоставлению статуса беженцев ряду активистов северокавказского подполья. Более того, в октябре 2002 года Министерством иностранных дел Дании не было удовлетворено требование Москвы о запрете проведения Всемирного чеченского конгресса [2]. Стоит отметить, что подобная охранительная риторика проявляется вплоть до настоящего времени. Примером этому может служить заявление российской стороны от 9 марта 2010 года по результатам московского раунда официальных переговоров президента Д. Медведева с Премьер-министром Швеции Ф. Рейнфельдтом .
Августовский
(1998 г.) финансово-экономический кризис
способствовал переходу к своеобразной
«политике невмешательства», порой
ещё называемой экспертами-международниками
«вежливым пренебрежением». В условиях
предельно низкого уровня интеграции
в мировую и региональную экономические
системы кризисные явления
Показательно, что уже глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. лишь подтвердил взаимную нечувствительность субрегиональных экономик к «обратной стороне глобализации». При этом БЕАРовские институциональные системы оказались абсолютно «невписываемыми» в глобальные матрицы вызовов и возможностей, предоставляемых глобализирующимся экономическим пространством.
Однако
десять лет подобной политики вызвали
к жизни новые оценки и относительно
новую риторику, основной лейтмотив
которой был связан с постулированием
тезиса, что Россия будет двигаться
в направлении
Появление
и утверждение подобных смысловых
маркеров подтверждалось последовательным
разворачиванием во многом знаковых
событий. Август 2000 г. Катастрофа атомной
подводной лодки «Курск». Остро
выявлена проблема соотношения национальных
интересов и наднациональных
интеграционных проектов. До сих пор
открыт вопрос об определении реального
баланса «мягких» и «жёстких»
форм безопасности при аварии подобного
рода. Октябрь 2005 г. Драма с преследованием
норвежскими кораблями
Стоит отметить в заключение, что российское восприятие БЕАРа продолжает разделяться на два лагеря, один из которых условно можно назвать консервативным, а другой – либеральным. При этом оба лагеря являются источниками формирования двух дискурсивных стратегий, каждая из которых по-разному позиционирует БЕАР по отношению к России.
Так,
в рамках консервативной парадигмы
концепция периферии
Несмотря
на эти теоретические
Информация о работе Баренц регион на пороге 3его тысячелетия