Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:54, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности и процедуры банкротства, установленные российским законодательством. Рассмотрены как объективные, так и субъективные причины банкротства многих предприятий и проанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций. В заключение первой части изложена обобщенная методика анализа финансового состояния предприятия, являющаяся основным инструментом антикризисного менеджера.
Введение 3
Глава 1. Банкротство предприятий в условиях рыночной экономики 5
1.1. Понятие банкротства, основные критерии, законодательство 5
1.2. Причины банкротства многих российских предприятий
и пути выхода из кризиса 12
1.3. Методика оценки платежеспособности
и финансовой устойчивости предприятия 15
Гдава 2. Диагностика финансового состояния предприятия 24
2.1. Краткая характеристика предприятия 24
2.2. Расчет финансовых коэффициентов 25
2.3. Анализ расчетных коэффициентов и рекомендации по
стабилизации финансового положения предприятия 29
Заключение 32
Список литературы 34
Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику - гражданину - не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств обладают должник, кредитор и прокурор, а в случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей также налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы.
Должник
имеет право обратиться в арбитражный
суд с заявлением о своей несостоятельности
в предвидении банкротства (т.е.,
при наличии признаков
Однако предприятие-должник, чье экономическое положение достаточно стабильно (а значит, финансовые сложности являются временными) имеет возможность избежать судебного разбирательства путем осуществления мер по предупреждению банкротства организаций, предусмотренных гл. II Закона.
Таким образом, в основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, работы, услуги, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов.
Арбитражный суд, при наличии достаточных оснований, возбуждает производство по данному делу. При отсутствии признаков банкротства арбитражный суд отказывает в удовлетворении соответствующего заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков (неспособность должника в данный момент погасить денежные обязательства и уплатить налоги в бюджет и внебюджетные фонды) вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной ликвидации. Помимо процедуры конкурсного производства, применяемой при ликвидации должника - юридического лица, к нему могут быть применены и иные процедуры.
Закон предусматривает ряд процедур, способствующих восстановлению платежеспособности должника, а именно:
Сам процесс банкротства состоит из ряда сменяющих друг друга процедур:
Рассмотрим
основные процедуры более подробно.
Досудебная санация - меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства;
Участвовать в досудебной санации могут учредители (участники) должника, собственник имущества должника - унитарного предприятия, кредиторы, иные лица (не являющиеся кредиторами, но заинтересованные в судьбе должника).
Предоставление финансовой помощи в рамках досудебной санации может сопровождаться принятием должником либо иными лицами обязательств в пользу субъектов, осуществивших санацию.
Возможно осуществление досудебной санации и за счет средств бюджета (как федерального, так и субъектов Российской Федерации) либо внебюджетных фондов, но это должно быть предусмотрено соответствующими законами.
Логично
предположение о том, что экономически
сильный должник найдет возможность
убедить кредиторов либо заинтересованных
третьих лиц в его потенциальных возможностях.
Если досудебная санация не проводилась, возбуждается производство по делу о банкротстве; с данного момента начинается период наблюдения. В течение периода наблюдения проводятся мероприятия, направленные в том числе на выявление экономического состояния должника и способные определить его дальнейшую судьбу. В течение наблюдения, наряду с руководством должника (которое не отстраняется от исполнения своих обязанностей), действует временный управляющий. Рассмотрим его функции.
принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;
проводить
анализ финансового состояния
выявлять кредиторов должника;
вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
уведомлять кредиторов о введении наблюдения;
созывать и проводить первое собрание кредиторов.
2.
Временный управляющий по
Кроме этого, в силу п. 2 ст. 58 Закона только с согласия временного управляющего органами управления должника может быть принято решение об участии организации-должника в объединениях юридических лиц (ассоциациях (союзах), холдинговых компаниях; финансово-промышленных группах и других).
Помимо выражения (либо невыражения) согласия с указанными сделками и решениями должника временный управляющий должен следить за тем, чтобы органы управления должника не принимали указанные в п.3 ст.58 Закона решения:
а) о реорганизации должника (во всех пяти формах - слияния, присоединения, выделения, разделения, преобразования);
б) о ликвидации должника;
в) о создании юридических лиц или об участии в иных юридических лицах (за исключением ассоциаций (союзов));
г) о создании филиалов и представительств;
д) о выплате дивидендов;
е) о размещении должником облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
ж) о выходе из состава участников должника - юридического лица, приобретении у акционеров ранее выпущенных акций.
Все эти меры служат сохранению активов должника и тем самым направлены на стабилизацию его экономического положения.
2. Вторая основная обязанность временного управляющего - осуществление анализа финансового состояния должника.
Временный управляющий изучает и выявляет количество и состояние активов должника; наличие и характер дебиторской задолженности; перспективность деятельности предприятия-должника; размер требований кредиторов; состав имущества должника, находящегося у третьих лиц, и т.д.
В результате изучения финансового состояния должника управляющий может сделать следующие выводы:
а) о достаточности (недостаточности) имущества должника для покрытия судебных расходов.
б) о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника.
На практике часто временный управляющий, составляя заключение о возможности восстановления финансового состояния должника, указывает способы, которые могли бы привести к этой цели, применимые и эффективные для данного должника.
Следует отметить, что указанное заключение носит не обязательный, а рекомендательный характер. Как положительное, так и отрицательное заключение может быть проигнорировано кредиторами.
Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которое представляет интересы всех кредиторов при проведении процедур банкротства. На собрании временный управляющий знакомит кредиторов с возможными перспективами должника. В первую очередь учитываются состояние активов и экономический потенциал предприятия.
Временный
управляющий информирует
С
момента признания арбитражным
судом должника банкротом и открытия
конкурсного производства, или введения
внешнего управления, или утверждения
мирового соглашения наблюдение прекращается.
Основную роль в решении вопроса о назначении внешнего управления играют кредиторы, которые, по сути, решают: получить очень незначительную сумму средств (а возможно, не получить ничего) немедленно либо значительно большую сумму (а возможно, весь долг полностью) по истечении определенного срока.
Анализ практики позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев кредиторы выбирают путь, наиболее перспективный для должника, поскольку кредиторы больше кого бы то ни было заинтересованы в восстановлении экономического положения должника. Однако, закон, устанавливая общее правило об утверждении судом решения собрания кредиторов о введении внешнего управления, устанавливает и исключение из правила, состоящее в обратном решении суда, т.е. в возможности ввести внешнее управление по решению суда вопреки мнению кредиторов.
С момента введения внешнего управления:
На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам, установленным на момент введения внешнего управления, начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены статьей 395 ГК РФ, (т.е по учетной ставке Центробанка).
По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пеня), а также суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления.
Информация о работе Банкротство предприятий в современных услових