Банкротство (несостоятельность) юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой и является одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений. В процессе осуществления хозяйственной деятельности организации— субъекты рыночной экономики вступают в многочисленные отношения друг с другом, с государственными органами, банками и другими организациями. Зачастую эти отношения порождают денежные обязательства, возникающие на условиях, предусмотренных законом либо договором. В том случае, если денежное обязательство, взятое на себя должником, своевременно не погашено и очевидна невозможность погашения обязательства из стоимости имущества должника, такое юридическое лицо может быть объявлено несостоятельным (банкротом).

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 42.15 Кб (Скачать)

 

Для осуществления своих  функций временный управляющий  пользуется предоставленными правами  и несет возложенные на него обязанности. В соответствии с законом временный  управляющий вправе: предъявлять  в арбитражный суд от своего имени  требования о признании недействительными  сделок, а также о применении последствий  недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных  должником с нарушением установленных  требований; обращаться в арбитражный  суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению  сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать  без согласия временного управляющего определенные сделки; обращаться в  арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности и др.

 

Среди обязанностей временного управляющего одной из важнейших  является обязанность по проведению финансового анализа состояния  должника.

 

При составлении финансового  анализа необходимо рассматривать  вопросы не только балансовой, но и  фактической (рыночной) стоимости имущества  должника, результаты хозяйственной  деятельности должника, объемы и структуру  финансовых средств, обращающихся в  процессе деятельности должника. Помимо бухгалтерского баланса анализу  подлежат такие документы, как статистическая отчетность, документы, характеризующие  местоположение должника, его производственную деятельность, положение на соответствующих  товарных рынках, положение основных конкурентов и т.п.

 

Важным моментом в деятельности временного управляющего является заключение о возможности восстановления платежеспособности должника. В процессе проведения финансового  анализа временный управляющий  должен дать заключение о наличии  или отсутствии признаков фиктивного и преднамеренного банкротства  должника.

 

Другая немаловажная обязанность  управляющего— установление кредиторов, не указанных в приложении к заявлению  должника. В случае выявления таких  лиц временный управляющий обязан известить этих кредиторов о возбуждении  дела о банкротстве.

 

Следующей обязанностью временного управляющего является организация  и проведение собрания кредиторов. В его задачу входит определение  даты проведения собрания, учитывая, что  указанное собрание должно состояться не позднее десяти дней до даты проведения заседания арбитражного суда и рассылка кредиторам уведомления о сроке, дате и месте проведения собрания, с указанием количества голосов, которыми они будут обладать.

 

Участниками первого собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы (кредиторы по денежным обязательствам, за исключение граждан, перед которыми должник  несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, а также  учредителей (участников) должника—  юридического лица по обязательствам, вытекающим из такого участия), а также  налоговые и иные уполномоченные органы):

 

— требования которых признаны установленными и направлены временному управляющему;

 

— размер требований которых  установлен арбитражным судом в  связи с возражениями должника по требованию кредиторов до проведения первого собрания.

 

Без права голоса в первом собрании кредиторов участвуют: работники  должника по требованиям о взыскании  задолженности по заработной плате  и выплате выходных пособий; временный  управляющий и руководитель должника; в случаях предусмотренных законом— органы местного самоуправления и иные органы исполнительной власти.

 

Кредиторы обладают числом голосов  пропорционально сумме требований. Решение принимается простым  большинством голосов от общего числа  присутствующих голосов.

 

На первом собрании кредиторов принимается одно из решений, определяющих судьбу должника:

 

— о введении внешнего управления и обращении в арбитражный  суд с соответствующим ходатайством. При этом принимается решение  о количественном и персональном составе кредиторов.

 

— об обращении в арбитражный  суд с ходатайством о признании  и об открытии конкурсного производства. При этом решение должно содержать  предлагаемый срок внешнего управления и кандидатуру внешнего управляющего, а также как в случае принятия решения о введении внешнего управления, о количественном и персональном составе кредиторов.

 

Арбитражный суд на основании  решения первого собрания принимает  решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного  производства, или выносит определение  о введении внешнего управления, или  утверждает мировое соглашение.

 

В случае если на первом собрании кредиторов не принято решение о  введении внешнего управления или решение  о заключении мирового соглашения, либо они не представлены в суд  в течение недели с момента  проведения собрания, арбитражный суд  самостоятельно на основании имеющихся  документов и при наличии признаков  банкротства принимает решение  о признании должника банкротом  и об открытии банкротства.

 

Вынесение (принятие) арбитражным  судом соответствующего определения (решения) является заключительной стадией  процедуры наблюдения.

2. Внешнее управление 

 

Процедуру внешнего управления нельзя считать новой для нашего законодательства. Однако новый Закон  о несостоятельности (банкротстве) внес в нее существенные изменения. Так, например Закон о несостоятельности (банкротстве) 1992 г. предусматривал два  вида процедур— внешнее управление имуществом должника и санацию. В  новом же законе в рамках процедуры  банкротства применяется только процедура внешнего управления. Санация  теперь отнесена к мерам по предупреждению банкротства.

 

Новый Закон предусматривает  более радикальные последствия  введения внешнего управления, направленные на создание условий для выхода должника из неплатежеспособного состояния.

 

Как известно, основным средством, создающим условия для восстановления платежеспособности должника, является мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Прежний закон ограничивался  нормой, в соответствии с которой  на период проведения внешнего управления имуществом должника вводится мораторий  на удовлетворение требований кредиторов к должнику и введение моратория  не связывалось с прекращением начисления на должника неустоек (штрафов, пеней) по денежным обязательствам и финансовых (экономических) санкций по обязательным платежам. В связи с этим вероятность  восстановления платежеспособности должника резко снижалась.

 

По новому Закону мораторий  на удовлетворение требований кредиторов будет означать не только приостановление  исполнения судебных решений и иных исполнительных документов о взыскании  с должника задолженности, возникшей  по обязательствам, срок исполнения по которым наступил до введения внешнего управления.

 

В этот период не будут также  начисляться неустойки (штрафы, пени) по этим обязательствам и финансовые (экономические) санкции по обязательным платежам, а также проценты за пользование  чужими денежными средствами. В целях  компенсации потерь кредиторов и  государства (по обязательным платежам) на все «замороженные» суммы должны начисляться лишь проценты по ставке рефинансирования Центрального банка  РФ.

 

Осуществление процедуры  внешнего управления возлагается на внешнего управляющего, кандидатура  которого предлагается арбитражному суду собранием кредиторов. Закон допускает  выдвижение на должность внешнего управляющего кандидатуру временного управляющего.

 

 

В случае, когда собрание кредиторов не смогло предложить кандидатуру  внешнего управляющего, арбитражный  суд может его назначить по предложению лиц, которые не являлись участниками собрания кредиторов, либо из числа лиц, зарегистрированных в  арбитражном суде в качестве арбитражных управляющих. Кандидатура внешнего управляющего может быть также предложена государственным органом по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению.

 

Одной из наиболее важных функций  внешнего управляющего является установление размера требований кредитора. Законом  установлено правило о представлении  кредиторами своих требований внешнему управляющему независимо от того, были ли эти требования представлены должнику в период наблюдения. По результатам  рассмотрения внешний управляющий  вносит их в реестр требований кредиторов.

 

Результаты рассмотрения требований кредиторов должны быть доведены до их сведения.

 

По требованиям, признанным внешним управляющим неустановленными, кредиторы вправе заявить возражения в арбитражный суд, рассматривающий  дело о банкротстве, в месячный срок с момента извещения о результатах  рассмотрения их требований.

 

Полномочия всех органов  юридического лица переходят к внешнему управляющему, в том числе и  полномочия по распоряжению имуществом должника. Однако Закон устанавливает  ограничения возможностей внешнего управляющего самостоятельно распоряжаться  имуществом должника. Так, крупные сделки, то есть сделки, предметом которых  является имущество должника, балансовая стоимость которого превышает 20 % балансовой стоимости активов на момент заключения сделки, в совершении которых имеется  заинтересованность членов семьи, других родственников, либо иных лиц, не являющихся сторонними для внешнего управляющего, заключаются лишь с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов, если иное не предусмотрено Законом  либо планом внешнего управления.

 

Внешний управляющий наделен  правом отказаться от исполнения договоров  должника, которые носят длительный характер либо рассчитаны на получение  положительных результатов лишь в долгосрочной перспективе, а также  от договоров, исполнение которых повлечет убытки для должника. Однако кредиторы  по таким договорам будут вправе потребовать от должника возмещения убытков в виде реального ущерба, но только после окончания действия моратория. Вместе с тем право  отказаться от исполнения договоров  не распространяется на сделки, заключенные  с согласия временного либо внешнего управляющего. Расторжение таких  сделок влечет для должника ответственность  предусмотренную нормами ГК РФ, то есть он будет отвечать за причиненные  убытки в полном объеме, включая  неполученные доходы. Однако и в  этом случае действует правило о  моратории.

 

Мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности должника, осуществляются внешним управляющим  на основе плана внешнего управления, одобренного собранием кредиторов. План внешнего управления включает конкретные меры по восстановлению платежеспособности должника, среди которых можно назвать перепрофилирование производства, закрытие нерентабельных производств, ликвидацию дебиторской задолженности, продажу предприятия (бизнеса), продажу части имущества должника, уступку прав требования должника, исполнение обязательств третьими лицами.

 

а) Продажа предприятия  осуществляется в порядке, предусмотренном  распоряжением Госкомимущества  Российской Федерации от 15 февраля 1995 г. № 187-р «О порядке продажи  предприятий-должников и распределении  средств, поступивших от этой продажи», в части, не противоречащей Закону о  несостоятельности (банкротстве) и  плану внешнего управления.

 

Продажа предприятия, как  единого имущественного комплекса, включает в себя реализацию всего  имущества должника, используемого  в предпринимательской деятельности, включая здания, сооружения и земельные  участки, на которых они расположены.

 

Необходимым условием является проведение инвентаризации имущества, поскольку акт инвентаризации является обязательным приложением к договору продажи предприятия.

 

По общему правилу, продажа  предприятия осуществляется на открытых торгах, проводимых в форме аукциона, который организует внешний управляющий  либо соответствующая организация, действующая по его поручению.

 

Если планом внешнего управления предусмотрены торги в форме  конкурса, условия конкурса утверждаются комитетом кредиторов или собранием  кредиторов.

 

Если торги не состоялись, то по согласованию с собранием кредиторов либо комитетом кредиторов предприятие  как единый имущественный комплекс может быть продано покупателю без  организации торгов.

 

Вырученная в ходе данной операции денежная сумма включается в состав имущества предприятия  и подлежит зачислению на специально открываемый счет. При осуществлении  продажи предприятия все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют  свою силу, при этом права и обязанности  работодателя переходят к покупателю предприятия.

 

б) Продажа части имущества  должника также как и продажа  предприятия, может быть осуществлена только после проведения инвентаризации и по общему правилу на открытых торгах в форме аукциона.

 

Однако закон допускает  и исключения из данного правила, например, продажу градообразующих  предприятий путем проведения конкурса. Внешнему управляющему предоставлено  право определять начальную продажную  цену имущества, однако план внешнего управления, утвержденный собранием  кредиторов, может предусматривать  иной порядок определения начальной  цены. Оплата проданного имущества  должна быть произведена в срок, предусмотренный протоколом или  договором купли-продажи, но не позднее  чем через один месяц со дня  проведения торгов.

 

в) Уступка прав требования должника. Общие правила содержатся в Гражданском Кодексе РФ, а  ст. 88 Закона о несостоятельности (банкротстве) устанавливает лишь специфические  правила уступки прав требования в рамках процесса банкротства.

 

По итогам внешнего управления внешний управляющий составляет отчет, который подлежит рассмотрению на собрании кредиторов, а затем  утверждению арбитражным судом.

 

Расчеты с кредиторами  производятся внешним управляющим  в соответствии с реестром кредиторов со дня утверждения отчета. Очередность  удовлетворения осуществляется согласно требований, предъявляемым к очередности  удовлетворения требований кредиторов в ходе конкурсного производства, за некоторыми изъятиями:

Информация о работе Банкротство (несостоятельность) юридических лиц