Банковское законодательство РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 00:32, доклад

Описание работы

Децентрализация банковского дела неудобна и вносит беспорядок в экономические процессы. Избыток денег в обращении может усложнить инфляционные проблемы. Недостаток денег может затормозить рост экономики, препятствуя должному подъему производства и обмену товаров и услуг. Рыночная экономика на горьком опыте убедилась, что нерегулируемая банковская система вряд ли способна обеспечить должное предложение денег и в наибольшей степени способствовать благосостоянию экономики в целом.

Работа содержит 1 файл

Банковское законодательство РФ.docx

— 28.08 Кб (Скачать)

 

 

Введение.

 

Юридические нормы банковского права содержат предписания, относящиеся к банковской деятельности, они устанавливают  правовое положение банков и иных кредитных организаций, регулируют публичные отношения банков, а  также их частноправовые отношения  с клиентами.

Децентрализация банковского дела неудобна и вносит беспорядок в экономические процессы. Избыток денег в обращении  может усложнить инфляционные проблемы. Недостаток денег может затормозить  рост экономики, препятствуя должному подъему производства и обмену товаров  и услуг. Рыночная экономика на горьком  опыте убедилась, что нерегулируемая банковская система вряд ли способна обеспечить должное предложение  денег и в наибольшей степени  способствовать благосостоянию экономики  в целом.

Под банковским регулированием понимают систему мер, с помощью  которых государство через центральный  банк занимается обеспечением стабильного, безопасного функционирования банков, предотвращением дестабилизирующих  тенденций. В современных условиях банковское регулирование сводится, прежде всего, к надзору за операциями банков в интересах стабильности всей экономики. Главными целями банковского  регулирования являются поддержание  стабильности банковской системы и  защита интересов вкладчиков и кредиторов.

К нормативно-правовым актам  банковского регулирования можно  отнести большое множество высших законодательных и подзаконных  актов разного уровня: от законов  до коротеньких сообщений местных  управлений ЦБ РФ. Относятся к ним  и различные части общеправовых документов. В принципе же все эти  документы можно разделить на четыре основные группы: группа специального банковского законодательства, группа смешанного законодательства, группа налогового законодательства, группа отчетного законодательства.

Регулирование банковской деятельности в РФ осуществляется Конституцией РФ, федеральными законами «О банках и банковской деятельности»  и «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», другими  федеральными законами, а также нормативными актами ЦБ РФ.

Группа  специального банковского законодательства РФ зиждется на двух основных законах: «О Центральном Банке РФ (Банке  России)» и «О банках и банковской деятельности». Эти документы охватывают всю сферу деятельности, допустимую для банков, описывают общую структуру  создания, функционирования, регулирования  и реформирования денежно-кредитной  системы России.

Для осуществления своих функций  ЦБ РФ имеет право запрашивать  и получать у кредитных организаций  необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Он вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять  квалификационные требования к руководителям  исполнительных органов, а также  к главному бухгалтеру кредитной  организации.

В целях защиты интересов кредиторов ЦБ РФ может назначить в кредитную  организацию, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, уполномоченного представителя  ЦБ РФ.

ЦБ РФ является органом банковского надзора. Он устанавливает одинаковые правила  финансовой отчетности, сроки ее предоставления отчетности, осуществляет надзор за соблюдением  экономических нормативов, выпускает  необходимые инструкции, регулирующие деятельность коммерческих банков.

В сфере  банковского надзора важнейшими направлениями являются

  • внедрение системы оценки банковской деятельности на основе применения международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности,
  • совершенствование инструментов банковского надзора в соответствии с международной практикой, включая систему лицензирования,
  • повышение эффективности процедур банкротства и ликвидации кредитных организаций.

За нарушения  банковской деятельности законодательством  РФ установлена налоговая, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

 

  1. Банковская система РФ.

 

Особенности правового положения ЦБ РФ заключаются  в том, что, с одной стороны, он наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой РФ, а с другой является юридическим  лицом, вступающим в соответствующие  гражданско-правовые отношения с  кредитными организациями. Деятельность ЦБ РФ определяется Конституцией РФ, Федеральным  законом «О Центральном банке  Российской Федерации (Банке России)»  и другими федеральными законами.

Конституционные основы банковского права:

  • программируют банковскую деятельность, распространяя на нее правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала,
  • устанавливают тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен банковскими нормами,
  • создают базу для единообразного банковского правового регулирования.

Назначение  на должность и освобождение от должности  Председателя и членов Совета директоров ЦБ РФ осуществляются Государственной  Думой РФ. ЦБ РФ представляет Государственной  Думе РФ на рассмотрение годовой отчет  и аудиторское заключение. Государственная  Дума РФ проводит парламентские слушания о деятельности ЦБ РФ и заслушивает  доклады его Председателя. Федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в  его деятельность, иначе ЦБ РФ информирует  об этом Государственную Думу РФ и  Президента РФ.

ЦБ РФ имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными  правовых актов федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления.

В рамках своей правоспособности ЦБ РФ имеет  право осуществлять все виды банковских операций с кредитными организациями, Правительством РФ, представительными  и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными органами, воинским частями и военнослужащими.

ЦБ РФ имеет право представлять кредиты на срок не более одного года, обеспечением которых могут выступать драгоценные металлы, иностранная валюта, векселя со сроком погашения до шести месяцев, ценные государственные бумаги. ЦБ РФ обслуживает банковские счета для учета бюджетных средств и осуществляет функции генерального агента по ценным государственным бумагам РФ. ЦБ РФ несет ответственность в порядке, установленном федеральными законами. Целями деятельности ЦБ РФ являются обеспечение устойчивости рубля, бесперебойного функционирования системы расчетов, укрепление банковской системы РФ.

Основными задачами ЦБ РФ являются активное участие  в разработке денежно-кредитной  и финансово-бюджетной политики Правительства РФ, сдерживание инфляции, сокращение бюджетного дефицита, поддержание  стабильного денежного обращения и другие. ЦБ РФ монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, организует систему рефинансирования.

ЦБ РФ образует единую централизованную систему  с вертикальной структурой управления. Высшим органом ЦБ РФ является Совет  директоров, в который входят Председатель ЦБ РФ и 12 членов Совета директоров. ЦБ РФ имеет уставный капитал в размере 3 млрд. руб.

Коммерческие  банки имеют право на привлечение  денежных средств, кредитование на условиях возвратности, платности и срочности, открытие и ведение банковских счетов, проведение других банковских операций. К международным операциям коммерческих банков относят покупку и продажу  ценных иностранных бумаг, валюты, прием  чеков, векселей, банковских акцептов для инкассирования, предоставление кредита.

В установленных  федеральным законом случаях  осуществляются меры по финансовому  оздоровлению кредитной организации. Они включают оказание финансовой помощи учредителями и иными лицами, изменение  структуры активов и пассивов, изменение организационной структуры  и иные меры.

Небанковские  кредитные организации имеют  право осуществлять отдельные банковские операции.

 

  1. Перспективы развития российских банков.

 

Банки не только организуют денежный оборот и  кредитные отношения. Через них  осуществляется финансирование экономики, страховые операции, купля-продажа  ценных бумаг, а в некоторых случаях  посреднические сделки и управление имуществом. Банки выступают в  качестве консультантов, участвуют  в обсуждении народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют  свои подсобные предприятия.

При продвижении  денежно-кредитной политики ЦБ РФ осуществляет постоянный надзор за соблюдением коммерческими  банками банковского законодательства и нормативных актов ЦБ РФ, в  частности установленных им обязательных нормативов.

Цели  кредитной политики РФ заключаются

  • в смягчении экономических кризисов;
  • в сдерживании роста инфляции;
  • в стимулировании капиталовложений в различные отрасли экономики.

Инвестиционная  политика, которой придерживается государство, имеет огромное влияние на развитие капиталовложений в стране, как частных, так и государственных. Именно она  формирует так называемый инвестиционный климат страны, поэтому правительство  РФ оказывает ей огромное внимание.

Коренные  изменения в социальной политике государства в условиях жестких  бюджетных ограничений могут  быть успешными лишь с участием кредитных  организаций при введении новых  механизмов функционирования социального  сектора и их совершенствования  по мере создания экономических предпосылок. Государство стоит перед необходимостью постоянно и последовательно  трансформировать систему социальной защиты. Для непосредственной организации  социальной помощи важны местные  социальные программы, которые очень  различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей  интересы государства, работодателей  и граждан.

 

  1. Международное банковское право.

 

Финансовая система стран  с развитой рыночной экономикой включает различные типы институтов, составляющих ее организационную структуру. Ключевым элементом данной структуры выступают  банки, выполняющие функцию посредника на рынке финансовых услуг. Эта функция выражается в аккумулировании временно свободных денежных ресурсов и размещении их от своего имени на условиях возвратности, срочности и платности.

Правовое регулирование  банковской деятельности в развитых странах обычно основывается на большом  числе специальных законодательных  актов, среди которых выделяются закон о центральном банке  и общий банковский закон. Закон  о центральном банке, как правило, первичен по отношению к другому  банковскому законодательству и  имеет принципиальное значение, так  как закладывает юридическую  базу под государственную денежно-кредитную  политику. В большинстве стран  такие законы приняты сравнительно давно (США - 1913 г., Японии - 1942 г., Великобритании - 1946 г., Финляндии - 1925 г.), что отражает стабильность функций центрального банка. Банковский закон чаще всего дает определение банковскому учреждению, устанавливает порядок создания и закрытия банков, защиту клиентов. Такой закон носит в основном общий характер, а денежно-кредитная политика основывается, как правило, на законе о центральном банке или каком-либо специальном законе.

Принцип консолидированного надзора детально разработан в Директиве ЕС от 6 апреля 1992 года «О надзоре за кредитными организациями  на консолидированной основе» (92/30/ЕЕС). Директива специально делает акцент на двух моментах:

  • включает небанковские финансовые холдинги в орбиту банковского надзора;
  • устанавливает, что если большая часть операций кредитной организации сосредоточена за пределами государства происхождения, то надзорную функцию должны выполнять компетентные органы того государства, где сосредоточен основной массив таких операций.

Консолидированный надзор охватывает те банковские группы, в которых материнская компания представлена в виде финансового  или смешанного холдинга.

Он распространяется не только на кредитную организацию  в структуре холдинга, но и на любые другие финансовые институты, в которых кредитная организация  имеет долю участия. Это обусловлено  тем, что система участия затрагивает  финансовую надежность и стабильность кредитной организации в случае, когда ее дочерняя структура испытывает финансовые трудности. В такой ситуации только консолидированный надзор помогает предотвратить перекачку ресурсов из кредитной организации в ее неблагополучную дочернюю структуру и тем самым исключить ухудшение показателей ее финансового состояния.

Достаточность капитала отражает общую оценку надежности банка и выражается в процентном соотношении капитала банка к  сумме его активов, взвешенных по степени риска. В банковском праве  выделяются два аспекта достаточности  капитала: статический и динамический. Статический аспект предполагает установление фиксированной минимальной величины уставного капитала. Динамический аспект представлен формулой, получившей название коэффициент Кука и выражающей отношение  капитала банка к активам, взвешенным по степени риска.

Информация о работе Банковское законодательство РФ