Банковское развитие в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 12:31, реферат

Описание работы

Недооценка роли банков мешала пониманию того, что упрочение связей производителя и потребителя с рынком, клиентов с банками ведет к устойчивому падению цен и смягчению дефицита. Расстройство рынка приводит к ограничению конкуренции, усилению социальной дифференциации, падению стимулов к производству. Созданная в стране административными методами система банков к 1990 г. не соответствовала возложенным на нее задачам. Кредит долгие годы был лишен избирательности, "кредитная политика" деформировалась и сводилась к задачам конечного балансирования воспроизводства.

Содержание

1. Введение 3
2. Появление Банков 6
3. Развитие банковской системы в России 9
4. Период создания первых банков 10
5. Период развития и совершенствования банковской системы 12
6. Формирование новой банковской системы 16
7. Реформирование новой банковской системы 19
8. Функционирование «социалистической» банковской системы 23
9. Банковская система накануне экономической реформы 80—90-х гг. 24
10. Формирование современной рыночной банковской системы 26
11. Основные этапы развития Банков в Челябинской области 31
12. Заключение 34
13. Литература 35

Работа содержит 1 файл

Министерство образования Российской Федерации.docx

— 64.42 Кб (Скачать)

В сентябре 1922 г. был утвержден  Устав торгово-промышленного банка  первоначальным капиталом в 5 млн. золотом - Промбанка.

В ноябре 1922 г., как первый шаг в привлечении иностранного капитала, для работы в приемлемых для него условиях, был учрежден Российский коммерческий банк — Роскомбанк. Акционерный капитал банка был определен в 10 млн. руб. золотом (5146 тыс. долл.1).

В 1924 г. акции, принадлежащие  шведским юридическим и физическим лицам, были выкуплены Наркомвнешторгом и Госбанком РСФСР. Основной капитал доведен до 25 млн. руб. и Роскомбанк был преобразован в банк для внешней торговли — Внешторгбанк СССР, которому было разрешено открыть контору в Ленинграде, а также ряд отделений в промышленных центрах.

Исходя из задачи наиболее полной аккумуляции ресурсов кооперации и кооперированного населения, а  также лучшего кредитного обслуживания кооперативных организаций, в феврале 1922 г. был организован Банк потребительской  кооперации - Покобанк. Через год Покобанк был преобразован во Всероссийский кооперативный банк — Всекобанк, участниками которого являлись кооперативные организации всех видов.

В 1925 г. начал свою работу Центральный банк коммунального  и жилищного строительства —  Цекомбанк. Этот банк был организован с целью содействия развитию жилищно-коммунального строительства и объединения деятельности всех уже существующих городских банков. В начале 1925 г. был создан Центральный сельскохозяйственный банк, образованием которого завершилось организационное построение системы сельскохозяйственного кредита.

После смерти В. И. Ленина в 1924 г. разногласия по поводу новой экономической  политики усугубились борьбой ближайших  его соратников за лидерство в  партии и в руководстве государством.

За четыре года новой экономической  политики была восстановлена разрушенная  гражданской войной экономика и  достигнут в основном довоенный  уровень производства. Закончился восстановительный  период, начался период реконструкции. Задача теперь заключалась в том, чтобы превратить Россию из отсталой аграрной страны в индустриальную державу. Решающим здесь становились реконструкция  и расширение основных фондов промышленности.

Проходивший в декабре 1925 г. Съезд ВКП(б) предопределил решительный курс на индустриализацию за счет немедленной и максимально возможной мобилизации имеющихся ресурсов. Это в свою очередь предопределило первые шаги по свертыванию нэпа. Наркомфин получил указание усилить налоговой пресс на частный сектор экономики. Начиная с 1924 г., жесткие экономические и административные меры привели к свертыванию производства на предприятиях, принадлежавших частным лицам, и к постепенной ликвидации частной торговли.

В декабре 1929 г. законодательно было принято решение о реорганизации  управления промышленностью, согласно которому все государственные предприятия  переводились на хозяйственный расчет с выделением каждого из них на самостоятельный баланс, с обязательством выполнения устанавливаемых плановых заданий не только по количественным, но и по качественным показателям. Это  решение и решение об утверждении  в том же 1929 г. первого пятилетнего  плана можно рассматривать как  завершение периода новой экономической  политики и перехода к административно-командной  системе управления экономикой. [1; с. 31-46]

Функционирование  «социалистической» банковской системы 

Особенностью управления экономикой с помощью использования  административно-командных методов  являлось детальное централизованное планирование, включая планирование выдачи кредитов и связанное с  ним планирование денежного обращения. Централизованное планирование должно было сочетаться с систематическим  контролем за выполнением утвержденных заданий и показателей.

Перестройку кредитной системы  и законодательное закрепление  ранее проведенных мероприятий  была призвана осуществить кредитная  реформа. В январе 1930 г. Правительство  приняло решение о проведении кредитной реформы.

Правительством было принято  также решение, согласно которому финансирование и кредитование капиталовложений во все отрасли народного хозяйства  были возложены на четыре специальных  банка долгосрочных вложений: Промбанк, Сельскохозяйственный, Торгбанк, Цекомбанк.

После кредитной реформы  банковская система России стабилизировалась, и ее структура не подвергалась существенным изменениям вплоть до начала реформ, связанных  с переходом от жесткого централизованного  планирования экономики к рыночным отношениям.

В апреле 1959 г. проведена реорганизация  системы банков долгосрочных вложений. Промбанку были переданы операции, ранее выполнявшиеся системой Цекомбанка и местными коммунальными банками, а также частично Сельхозбанком. Остальные операции этих банков перешли к Госбанку СССР. Ещё ранее (в 1956 г.) Сельхозбанку и Цекомбанку были переданы также функции ликвидированного Торгбанка. Промбанк был переименован во Всесоюзный банк финансирования капитальных вложений (Стройбанк СССР).

Стройбанк был выведен  из состава Министерства финансов СССР и подчинен непосредственно Правительству. Банку были предоставлены права  в области финансирования, кредитования и расчетов в строительстве, которые  ранее имело Министерство финансов СССР. В 1963 г. в ведение Госбанка СССР были переданы сберегательные кассы, находившиеся ранее в системе Министерства финансов СССР. Это позволило сконцентрировать кредитные ресурсы и более эффективно их использовать. На протяжении 60—70-х гг. и первой половины 80-х гг. банковская система практически не изменялась. [1; с. 46-51]

Банковская система  накануне экономической реформы 80—90-х  гг.

В начале 80-х гг. XX в. банковская система Советского Союза отличалась своей стабильностью. Она включала: Госбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Внешторгбанк СССР, Стройбанк СССР и др. Госбанк СССР стал одним из крупнейших банков мира. Он одновременно выполнял функции, присущие эмиссионным, коммерческим, депозитным, инвестиционным, земельным, сберегательным и другим банкам. Активы Госбанка СССР превышали совокупные активы таких крупнейших банков мира, как Банк оф Америка, Ситибанк, Чейз Манхэттен банк (США), Дойчбанк (ФРГ), Креди Лионне (Франция), Дайити Кангё банк (Япония) и Барклайз банк (Англия).

Зарубежные банки с  участием советского капитала и их филиалы функционировали в ряде европейских и азиатских стран. В систему российских заграничных  банков входят: Московский народный банк(Moscow Narodny Bank, Лондон); Евробанк (Eurobank, Париж); Ост-Вест Хандельсбанк (Ost-West-Handelsbank, Франкфурт-на-Майне); Донаубанк (Donaubank, Вена); Ист-Вест Юнайтед банк (East-West United Bank, Люксембург). Их суммарные активы составляют около 6 млрд. долл.

Стремление выполнить  план любой ценой, не считаясь с затратами, приводило к снижению эффективности  общественного производства, расточительному  использованию трудовых, материальных и финансовых ресурсов, разбалансированности материальных и стоимостных пропорций.

В стране создавался избыточный, т. е. неудовлетворенный, платежеспособный спрос, как у населения, так и  у государственных предприятий, однако инфляционные явления были скрыты, ибо государство искусственно поддерживало цены на определенном уровне. Тенденция  к возрастающей инфляции вытекала из диспропорций, которые складывались в структуре народного хозяйства.

В 1986 г. руководство страны вынуждено было открыто признать, что экономика терпит крах и необходим  переход от централизованного планирования к рыночной экономике. Начались экономические  реформы. Важное значение при этом придавалось финансово-кредитной системе. В этих целях в июле 1987 г. Центральным комитетом коммунистической партии СССР и Правительством СССР было принято решение о совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики. Ранее действующие банки были преобразованы в новые государственные специализированные банки с учетом особенностей сфер деятельности народнохозяйственных комплексов. Реорганизованная банковская система в связи с попыткой преодолеть экономический кризис не затрагивала основ государственного и общественного устройства.

В процессе начатой в 1987 г. реформы банковской системы ставилась  задача перевести на самоокупаемости  конторы и отделения государственных спецбанков, расширить их права при сохранении централизованной системы управления банками. Это оказалось невозможным, прежде всего в связи с отсутствием четкого разграничения ресурсов, которыми они могли бы распоряжаться. Не было для этого и организационных предпосылок. Деятельность системы специализированных банков пришла в противоречие с нарождающимися рыночными отношениями. Этому в значительной степени способствовала меняющаяся ситуация в экономике. Правительство провозгласило право предприятий самостоятельно решать все хозяйственные вопросы. [1; с. 52-55]

Представляется, что единственными  позитивными моментами реформы  стали упорядочение безналичных  расчетов и сужение специализации  банковской деятельности.

Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной  системы к потребностям нарождающихся  рыночных отношений, сохранив неэффективную  одноуровневую систему. Возникла необходимость  дальнейшей реформы кредитной системы  и ее приближения к структуре  западных стран. [2; с. 11]

Формирование современной  рыночной банковской системы

В то время мощным стимулом интенсивного развития в стране нарождающихся  рыночных отношений, т.е. перестройки  экономики, стал Закон СССР «О кооперации в СССР», принятый в мае 1988 г. Закон  предоставил кооперативам полную хозяйственную  самостоятельность при организации  производства, оплате труда, реализации продукции, распределении прибыли. Была вновь, как и в период нэпа, разрешена частная предпринимательская  деятельность. Происходило массовое образование кооперативов, чаще всего  путем выделения на самостоятельный баланс структурных подразделений крупных государственных заводов, фабрик и строительных организаций. Закон «О кооперации в СССР» также предоставил право союзам или их кооперативным объединениям создавать свои банки.

Перестройка экономики сопровождалась ликвидацией системы централизованного  материально-технического снабжения. Это породило обширную сеть посреднических и торговых организаций. Резко возросла потребность в банковских услугах. Экономика страны нуждалась в  эффективном и оперативном кредитно-расчетном  обслуживании. Централизованная система  государственных специализированных банков эту задачу решить не смогла из-за консервативности и инертности.

Как следствие проведенной  реформы низовые звенья банков были выведены из подчинения одному центру и рассредоточены по отраслевому  признаку между вновь созданными учреждениями. Критериями при их распределении  служил удельный вес клиентуры, которая  переходила к тому или иному спецбанку.

Период с 1988 г., включая  начало 1989 г., характеризуется изменениями  в экономике и политике. Правительство  СССР предприняло новую попытку  сохранить централизованную систему  банков, усовершенствовав ее. Для этого 31 марта 1989 г. было принято Постановление  «О переводе государственных специализированных банков СССР на полный хозяйственный  расчет и самофинансирование». Здесь  имелась в виду перестройка системы  специализированных банков. Последние  из контролеров деятельности предприятий  должны были стать заинтересованными  и надежными партнерами, обслуживающими клиентов. Филиалы государственных  банков переводились на самоокупаемость, основным показателем их деятельности должна была стать прибыль.

Однако учреждения банков не получили собственных капиталов, сохранилась по существу централизованная, система управления ресурсами контор и отделений. Они продолжали работать по централизованным инструкциям и  не могли адаптировать свою деятельность к решению повседневно возникающих  проблем рыночной экономики в  различных регионах страны. Многие учреждения специализированных банков стали самостоятельно реорганизовываться в коммерческие банки, объявлять  себя не зависимыми от системы, которая  ими ранее руководила. Начался  массовый переход клиентуры из учреждений государственных специализированных банков в коммерческие. Он зачастую осуществлялся путем юридического переоформления их счетов как якобы переведенных из государственного в соответствующий коммерческий банк, получивший определенное новое название.

Сохранение централизованной банковской системы противоречило  интересам союзных республик, независимость  которых к этому периоду уже  была декларирована. В этот же период усилилось противостояние союзного Правительства и руководства  России. В принятом Верховным Советом РСФСР в июле 1990 г. Постановлении «О государственном банке РСФСР и банках на территории республики» все банки со своими службами на территории РСФСР, за исключением союзных правлений Госбанка СССР и специализированных банков, объявлялись ее собственностью. Республиканские правления Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Агропромбанка СССР упразднялись, а их учреждения в автономных республиках, краях и областях превращались в самостоятельные коммерческие банки. Таким образом, уже к концу 1990 г. была произведена административная ломка существовавшей общесоюзной централизованной банковской системы.

В Российской Федерации был  принят Закон «О банках и банковской деятельности» 2 декабря 1990 г., который  впоследствии уточнялся. [1; с. 56-57]

Переход к рыночным отношениям потребовал создания новой банковской системы. В процессе этого перехода начали возникать коммерческие банки  по образцу западных. В конце августа 1988 г. Госбанк СССР зарегистрировал уставы двух первых кооперативных банков в Москве и Ленинграде. [1; с. 58-59]

Определенный порядок  наступил в 1991 г., когда в конце 1990 г. было принято два закона — Закон  «О Государственном Банке» и «Закон о банках и банковской деятельности», в которых были определены условия  открытия банка, пути и методы контроля за ними. Вслед за этими законами был принят Закон «О банках и банковской деятельности РФ», который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка, Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому Закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком. Специализированные банки превращались в коммерческие банки на основе акционирования. К моменту принятия этих законов в стране насчитывалось 1215 коммерческих и кооперативных банков с 2293 филиалами.

Информация о работе Банковское развитие в России