Банковская система

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:20, реферат

Описание работы

Современная экономика представляет собой очень сложную систему, каждая часть которой тесно связана с другими и играет важную роль. Но, одну из важнейших ролей играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом.

Содержание

1.Введение.
1.Роль банковской системы.
1.1.Роль банковской системы в СССР.
1.2.Роль, отведённая банкам в России.
2.Основные направления реформ.
2.1.Последствия, неудачи реформ.
3.Создание новой банковской системы в России.
3.1.Поведение новой банковской системы в новых условиях.
4.Взаимодействие государства и коммерческих банков России.
5.Роль, занимаемая банками в России.
5.1.Влияние рынка ценных бумаг на банковскую систему.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Компьютер превратился в универсальное средство для обработки всех видов информации.docx

— 47.92 Кб (Скачать)

1.Введение.

Современная экономика  представляет собой очень сложную  систему, каждая часть которой тесно  связана с другими и играет важную роль. Но, одну из важнейших ролей  играет банковская система, обеспечивающая на современном этапе развития экономических  взаимоотношений нормальное функционирование всей экономики в целом. На сегодняшний  день банки призваны:

-аккумулировать  свободные денежные средства;

-выполнять функции  кассиров хозяйственных субъектов;

-производить эмиссию.

 Сейчас невозможно  представить гармонично развитое  государство

 без разветвленной  сети банков. И действительно,  банки играют в современной  экономике роль многочисленных  сердец, с помощью которых возможно  развитие и становление экономико-политической  мощи государства. Именно экономико-политической, так как еще не создана политическая  доктрина, в которой экономика  рассматривалась бы отдельно  от политики. На сегодняшний день, банки являются экономическим  инструментом в руках правительства.

Но, как правило, в  прямом подчинении правительству находится  один центральный банк, к примеру, Федеральный Банк ФРГ, а остальные  банки только руководствуются его  рекомендациями. И федеральное Германское правительство не может напрямую воздействовать на все банки Германии. Воздействие на них возможно через  правительство той земли, к которой  они "прикреплены". Таким образом, правительство не может жестко диктовать  свои условия (часто руководствуемые  политическими мотивами правящей партии) банкам.

До недавнего времени  у нас банковская деятельность целиком  и

 полностью определялась  внутренней политикой КПСС. Но, в  связи с политико-экономическими  преобразованиями, в нашей стране  появилось

 множество негосударственных  банков, деятельность которых регулируется  с одной стороны - объективными  экономическими законами, а с  другой - письмами Центробанка и  несовершенным пока законодательством.

Современные российские банки развиваются очень высокими темпами, если учесть, что первые негосударственные  финансовые институты появились  в 1988 г., то появление в 1993 г. кредитных  карточек как на магнитных, так и  на электронных носителях, можно  рассматривать как большой прогресс.

Несмотря на несовершенство банковского законодательства, Российские банки занимают прочное положение  на внутреннем рынке капиталов, и  открывают филиалы за рубежом. Правда, говорить о Российской банковской экспансии  еще не время, так как экономические  трудности в нашей стране не позволяют  сформироваться полноценной банковской системе.

Переход к рынку  связан с реализацией кредитных  отношений. Перестройка денежного  обращения и кредита, максимальное сокращение централизованного финансирования, переход к горизонтальному движению денежных ресурсов на финансовом рынке. Кредит - форма движения ссудного капитала, т.е. капитала, предлагаемого в ссуду. Перераспределение денежных средств способствует уравниванию нормы прибыли между различными отраслями. Кредитная система может принимать две формы:

совокупность кредитных  отношений, форм и методов кредитования (функциональная форма)

 с кредитно - финансовых  учреждений, аккумулирующих свободные  денежные средства и предоставляющие  их в ссуду (институциональная  форма).

Первая форма представлена следующими формами кредита:

-коммерческим, возникающим при продаже товара с отсрочкой платежа

-банковским, возникающем при даче ссуд банком

-потребительским, возникающем при предоставлении ссуд на покупку товара юридическими лицами

-государственным,  когда кредитором выступает государство

-международным, когда  субъектами кредитования являются  иностранные банки.

Всем этим видам  кредита свойственны специфические  формы отношений кредитования. Реализуют  эти отношения специальные учреждения, образующие кредитную систему в  институциональном её понимании.

Центральные банки  — это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной  системы. Они занимают в ней особое место и являются, как правило, государственными учреждениями.

 К основным  функциям центрального банка  относятся следующие:

-эмиссионная функция,  сохраняющая свое значение, поскольку  наличность по-прежнему необходима  для значительной части платежей  и обеспечения ликвидности кредитной  системы, которая должна иметь  средства окончательного погашения  долговых обязательств.

-функция аккумулирования  и хранения кассовых резервов  для коммерческих банков, то есть  каждый банк, — член национальной  кредитной системы обязан хранить  на резервном счете в Центральном  банке сумму в определенной  пропорции к размеру его вкладов.  Одновременно Центральный банк  по традиции является хранителем  официальных золотова­лютных резервов страны (официальные валютные резервы России в 1993 г. составили 4 млрд. долл. и около 300 т золота).

-функция кредитования  коммерческих банков, характерная  для социалистической экономики  при государственной монополии  на кредитную деятельность, а  также для переходного периода,  сопровождающегося нехваткой средств в руках частных финансовых институтов. Менее проявляется она в развитой рыночной экономике, где подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей.

-предоставление  кредитов и выполнение расчетных  операций для правительственных  органов, так как в бюджетах  различного уровня аккумулируется  до половины и более ВВП стран. Данные средства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. При этом центральные банки ведут счета правительственных учреждений и органи­заций. Кроме того, они осуществляют операции с государственными ценными бумагами, предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки также проводят по поручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой.

-клиринговая функция  или функция проведения безналичных  расчетов. Так, в ряде стран  центральный банк ведет операции  по общенациональному клирингу, выступая посредником между коммерческими  банками, расположенными в разных  районах страны. Примером общена­циональной расчетной палаты может служить Федеральная резервная система Соединенных Штатов.

Коммерческие банки  представляют собой частные и  государственные банки, осуществляющие универсальные операции по кредитованию промышленных, торговых и других предприятий, главным образом за счет тех денежных капиталов, которые они получают в виде вкладов.

Выделяют несколько  их функций:

-аккумулирование  бессрочных депозитов, или ведение  текущих счетов, и оплата чеков,  выписанных на эти банки.

-предоставление  кредитов предпринимателям.

Особая заслуга  коммерческих банков также состоит  в осуществлении расчетов в масштабах  всего национального хозяйства. На базе их операций возникают кредитные  деньги (чеки, банковские векселя)

 Специализированные  кредитно-финансовые институты включают  банковские и небанковские организации,  специализирующиеся на определенных  видах кредитования. Так, внешнеторговые  банки специализируются на кредитовании  экспорта и импорта товаров,  а ипотечные банки и компании  — на предоставлении долгосрочных  ссуд под залог недвижимости (земли  и строений).

К системе кредитно-финансовых институтов относятся:

-инвестиционные  банки, занимающиеся эмиссионно - учредительской деятельностью, то есть проводящие операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на это доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капиталы, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. На сегодняшний день в России они немногочисленны.

-обширная группа  сберегательных учреждений, занимающая  важное место в кредитной благодаря привлечению мелких сбережений и доходов, которые иначе не смогут функционировать как капитал.

-страховые компании, для которых характерна специфическая  форма привлечения средств —  продажа страховых полисов. Полученные  доходы, они вкладывают, прежде всего,  в облигации и акции других  компаний, государственные ценные  бумаги.

-пенсионные фонды,  которые различаются по организации,  управлению и структуре активов.  Так, имеются застрахованные пенсионные  фонды, (управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые  предприятиями или по их доверенности  — банками), фундированные (их  средства инвестированы в ценные  бумаги) и нефундированные (пенсии  выплачиваются из текущих поступлений  и доходов) и многие другие.

-инвестиционные  компании, размещающие среди мелких  держателей свои обязательства  (акции) и использующие полученные  средства для покупки ценных  бумаг народного хозяйства. Мелкие  инвесторы охотно покупают обязательства  инвестиционных компаний, так как  из-за значительной диверсификации (вложение средств в различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал. Так, инвестиционные чековые фонды в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.

Таким образом, кредитная  система в России состоит, во-первых, из банковской системы, имеющей обычно два уровня:

-центральный банк;

-коммерческие банки.

Но иногда банковская система бывает и трехуровневой (например, в США):

-Казначейство;

-12 окружных федеральных  резервных банков;

-5000 банков-членов.

И, во-вторых, из кредитно-финансовых институтов, занимающих третий и четвертый  ее этажи.

 Многоуровневость  и сложность взаимосвязей внутри  данной структуры создает возможности  для ее широкого использования,  позволяет своевременно вводить  в дествие большой набор различных  кредитно-денежных рычагов регулирования,  воздействовать на экономический механизм как на систему. Из чего следует комплексный характер кредитной политики.

1.1. Роль банковской  системы в СССР.

До 1987 года в СССР существовало четыре банка: Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк, Гострудсберкассы. Эмиссионные, управленческие и контрольные функции, а также краткосрочное кредитование, расчетно-кассовое обслуживание выполнял Госбанк СССР. В нем автоматически  аккумулировались свободные денежные средства, распределяемые между экономическими субъектами по заранее утвержденному  кредитному плану. Госбанк был, ориентирован в основном на выполнение этого плана  своей филиальной сетью и нёс  ответственность только перед вышестоящими органами, а не клиентурой.

 Предельная централизация  банковской системы имела и  свою притягательную сторону,  по крайней мере, для отдельных  экономических субъектов. Денежная  система находилась в единых  руках, что позволяло подавлять  инфляцию, стабилизировать денежное  обращение, сдерживать рост государственного  внутреннего и внешнего долга.  Удавалось осуществлять практически  беспроцентное банковское кредитование  государственных предприятий, и  в особенности совхозов и колхозов, в ряде случаев долги государственному  банку просто не возвращались  и превращались в дотации.

В период господства командно-административной системы  в нашей стране роль банков была предельно сужена. Их функции сводились  к проведению безналичных расчетов между предприятиями, кассовому  обслуживанию, а также финансированию капитального строительства за счет средств госбюджета и специальных  целевых фондов. Будучи состав­ной частью государственного аппарата, банки  при централизованном общегосударственном  планировании осуществляли кредитные  операции в рамках строго регламентируемых направлений использования денежных средств и лимитируемых фондов кредитования. Внеплановые операции допускались  только по решениям партийно-правительственных  органов. Для руководителей предприятий  и для самих банковских работников фактически не было существенной разницы  между бюджетным и кредитным  финансированием, кредитование проводилось  из того же бюджета по условным процентам. Государственный банк постоянно  занимался воспроизведением через  кредит финансового образа директивного государст­венного народнохозяйственного плана и дополняющих его правительственных программ и постановлений. По сути дела Госбанк являлся кассой правительства, осуществляя денежную и кредитную эмиссии для финансирования во многом дефицитных, расточительных, и часто, просто ненужных правительственных программ. Введение в дополнение к государственному сети специализированных банков не меняло дела по существу, поскольку они стали разделенным централизованным банком, в котором прибавилось число вертикальных структур. Подобная банковская система лишь тормозила развитие товарно-денежных отношений.

Информация о работе Банковская система