Банковская система России ее элементы и важнейшие функции

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Реформирование платежной системы в России начато в 1992 году. Следует оговориться, что приведение платежной системы в состояние, адекватное новым глобальным политико-экономическим реформам, - сложный многоплановый комплекс правовых, методологических, организационно-технических работ. Настоящий этап развития платежной системы характеризуется широким внедрением новых форм расчетов и использованием новых банковских технологий, отвечающих мировым стандартам и принципам.

Содержание

Введение
1. Банковская система в кредитно-денежной политике государства
1.1 Понятие и основные направления кредитно-денежной политики государства
1.2 Кредитно-денежная политика России
1.3 Денежно-кредитное регулирование и банки
2. Банковская система России: ее элементы и важнейшие функции
2.1 Банковская система России и ее особенности
2.2 Роль банков в кредитных отношениях, функции ЦБ и коммерческих банков
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Банковская система России ее элементы и важнейшие функции.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Как орган регулирования  и надзора за деятельностью кредитных  организаций ЦБ выполняет следующие  функции: принимает решение о  государственной регистрации кредитных организаций; выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их; осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп; регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами; является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы. Кроме того, ЦБ как надзорный орган устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений им на проведение данных операций [7]. 

Как расчетный  центр банковской системы ЦБ играет основную роль в организации и  функционировании платежной системы  страны, выполняя следующие функции: устанавливает правила осуществления  расчетов в РФ; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение; определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, а также с юридическими и физическими лицами. Как банкир Правительства РФ Банк России осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов. 

Для выполнения возложенных на него функций в  различных сферах Банк России наделен полномочиями нормотворческой деятельности. Он имеет право издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами [5]. 

Коммерческие  банки - учреждения универсального характера, производящие кредитные, фондовые, посреднические операции, проводят расчеты и организуют платежный оборот в масштабе всего хозяйства страны. Эти банки, с одной стороны, самостоятельно осуществляют перечисленные операции, а с другой стороны, зависят от Центрального банка, который предоставляет им кредиты и хранит резервный фонд коммерческих банков. Особой разновидностью специализированных коммерческих учреждений являются кредитующие отдельные сферы и отрасли хозяйства. Инвестиционные банки проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг; их капитал формируется за счет кредита коммерческих банков и за счет продажи собственных акций. Сберегательные банки аккумулируют сбережения населения и вкладывают в основном в финансирование коммерческого и жилищного строительства. Инновационные банки финансируют и кредитуют НИОКР и внедрение их результатов в практику. Ипотечные банки выдают долгосрочный кредит под залог недвижимости. 

К числу специализированных банков относятся также те, которые  обслуживают нужды внешней торговли, сельского хозяйства, потребительского кредита и др. По характеру своей деятельности к специализированным кредитно-финансовым учреждениям относятся различные фонды и компании. Инвестиционные компании выполняют роль промежуточного звена между индивидуальным капиталом и предприятиями, функционирующими в нефинансовой сфере. От сберегательных учреждений они отличаются тем, что их сбережения изменяются в зависимости от колебаний курсов ценных бумаг. Если повышается курс акций, которые приобрела компания, то повышается курс и ее собственных акций. Следовательно, инвестиционные компании имеют дело с ценными бумагами различных предприятий. Страховые компании осуществляют страхование жизни, имущества и ответственности; являются важным каналом аккумуляции денежных сбережений населения и долгосрочного финансирования крупных предприятий промышленности, транспорта и торговли. Таким образом, они приращивают свой капитал за счет получаемой от вложений прибыли. Пенсионные фонды также активно создают страховой фонд экономики, средства которого вкладываются в акции и облигации частных компаний, в ценные бумаги государства, тем самым способствуют расширению производства и получают прибыль [7]. 

Кроме непосредственно  ссудных банки выполняют и  особые операции - оказывают разнообразные  услуги: совершают операции с валютой, управляют имуществом клиентов по их доверенности, размещают и хранят ценные бумаги их владельцев. Они приобретают имущество для сдачи его в аренду пользователям, - это называется лизингом. Предприятия могут передавать банкам уплату своего долга, осуществления за них соответствующих расчетов (факторинг). 
 

Заключение 

Современная банковская система России включает в себя Банк России, кредитные организации, филиалы  и представительства иностранных  банков. Принцип двухуровневой структуры реализуется путем четкого законодательного разделения функций ЦБ и всех остальных банков. ЦБ РФ как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой платежей и расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с кредитными организациями, а также с Правительством РФ, органами государственной власти, государственными внебюджетными фондами. ЦБ не имеет права осуществлять банковские операции с не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих ЦБ). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно предприятиям и организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками. 

Коммерческие  банки и другие кредитные организации  образуют второй, нижний уровень банковской системы. Они осуществляют посредничество в расчетах, кредитовании и инвестировании, но не принимают участия в разработке и реализации денежно-кредитной политики, а ориентируются в своей работе на установленные Банком России параметры денежной массы, ставок процента, темпов инфляции и т.п. В процессе своего функционирования эти банки должны выполнять нормативы и требования ЦБ РФ по уровню капитала, созданию резервов и др. Для административно-командной системы была характерна одноуровневая банковская система, когда один банк (Госбанк СССР) определял объем и структуру денежной массы в обращении, т.е. выполнял функции денежно-кредитного регулирования, и осуществлял кредитование народного хозяйства, устанавливая порядок и условия выдачи и погашения кредитов предприятиям различных отраслей. 

В Стратегии  развития банковского сектора, утвержденной Правительством РФ и ЦБ РФ, определено, что ориентирами преобразования является достижение показателей, представленных в таблице 4 (Приложение Г). Сроки достижения целей и решения ближайших задач по реформированию банковского сектора, динамика количественных параметров зависят во многом от темпов и характера экономического развития и структурных преобразований в российской экономике по следующим, основным для банковского сектора показателям: реальный объем и структура ВВП; динамика инфляции, валютного курса и рыночных ставок процента; уровень монетизации экономики, сокращение доли бартерных сделок, неденежных и наличных форм расчетов. Для результативности реформ необходима координация действий Правительства РФ и ЦБ РФ при заинтересованном участии самих кредитных организаций в соответствии с макроэкономическими тенденциями российских и международных финансовых рынков. 

Одной из главных  задач, определенных Программой, является укрепление и совершенствование  банковской системы, которой отводится  важная роль в. продвижении России по пути рыночных реформ. Проведение дальнейшей реструктуризации позволит повысить функциональное значение банковской системы в экономике страны. Сильная обновленная банковская индустрия способна обеспечить кредитную поддержку реструктуризации нефинансового сектора, а также создание и функционирование инновационных сетей, представляющих собой перспективное направление интеграции хозяйствующих субъектов всех отраслей экономики. До недавнего времени вопросам повышения эффективности кредитного процесса в Российской Федерации не уделялось должного внимания, как со стороны регулирующих органов, так и со стороны участников рынка. Российские банки только начинают осознавать значение эффективно организованной инфраструктуры кредитования для оптимизации затрат и снижения рисков. 

В ближайшие  годы формирование полноценной инфраструктуры кредитования будет одним из важных условий оптимизации кредитных  портфелей по затратам, рискам и  доходности. В силу этого большое  значение приобретает укрепление законодательных  и институциональных основ инфраструктуры кредитного процесса, что предполагает обсуждение этих вопросов внутри банковского сообщества, а также его диалог с Центральным Банком России, с государственными органами законодательной и исполнительной власти. 

Стремительное развитие рынка потребительского кредитования и необходимость снижения кредитных рисков обуславливают важность изучения кредитного процесса в банке. 

Учитывая динамику прошлых лет, дальнейшая либерализация  условий выдачи кредитов Сбербанком России в условиях нарастающей конкуренции приведет к увеличению объемов выданных кредитов в 2008 году почти вдвое и соответственно к увеличению кредитного портфеля банка. Увеличение кредитного портфеля и ссудной задолженности банка приводит к увеличению риска непогашения основного долга и процентов по выданной ссуде (кредитного риска) и росту издержек кредитования. Кредитный риск обуславливается факторами, лежащими как на стороне клиента, так и на стороне банка. Проведение мониторинга позволит Сбербанку решить следующие задачи:  

- выявить изменения кредитоспособности заемщика и провести корректирующие действия, направленные на минимизацию потерь; 

- осуществить  разумную программу банковского  кредитования; 

- выявить ошибки  и недостатки кредитного процесса, проблемные кредиты; 

- постоянно контролировать соответствие Кредитной политики банка действиям уполномоченных сотрудников Кредитного отдела; 

- создать систему  эффективного контроля за обоснованностью  выдачи ссуды и реальностью  источников ее погашения; 

- поможет в  оценке совокупного риска и осуществлении соответствующих мероприятий по укреплению финансовой устойчивости банка. 

Страхование кредитов защитит интересы банка при неплатежеспособности должника, т.е. фактически нейтрализует риск дефолта для банка, хотя и  не исключит его.

Информация о работе Банковская система России ее элементы и важнейшие функции