Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 13:19, курсовая работа
Реформирование платежной системы в России начато в 1992 году. Следует оговориться, что приведение платежной системы в состояние, адекватное новым глобальным политико-экономическим реформам, - сложный многоплановый комплекс правовых, методологических, организационно-технических работ. Настоящий этап развития платежной системы характеризуется широким внедрением новых форм расчетов и использованием новых банковских технологий, отвечающих мировым стандартам и принципам.
Введение
1. Банковская система в кредитно-денежной политике государства
1.1 Понятие и основные направления кредитно-денежной политики государства
1.2 Кредитно-денежная политика России
1.3 Денежно-кредитное регулирование и банки
2. Банковская система России: ее элементы и важнейшие функции
2.1 Банковская система России и ее особенности
2.2 Роль банков в кредитных отношениях, функции ЦБ и коммерческих банков
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Как орган регулирования
и надзора за деятельностью кредитных
организаций ЦБ выполняет следующие
функции: принимает решение о
государственной регистрации кредитных
организаций; выдает кредитным организациям
лицензии на осуществление банковских
операций, приостанавливает их действие
и отзывает их; осуществляет надзор за
деятельностью кредитных организаций
и банковских групп; регистрирует эмиссию
ценных бумаг кредитными организациями
в соответствии с федеральными законами;
является кредитором последней инстанции
для кредитных организаций, организует
систему рефинансирования; устанавливает
правила проведения банковских операций,
бухгалтерского учета и отчетности для
банковской системы. Кроме того, ЦБ как
надзорный орган устанавливает порядок
и условия осуществления валютными биржами
деятельности по организации проведения
операций по покупке и продаже валюты,
осуществляет выдачу, приостановление
и отзыв разрешений им на проведение данных
операций [7].
Как расчетный
центр банковской системы ЦБ играет
основную роль в организации и
функционировании платежной системы
страны, выполняя следующие функции:
устанавливает правила
Для выполнения
возложенных на него функций в
различных сферах Банк России наделен
полномочиями нормотворческой деятельности.
Он имеет право издавать нормативные акты
по вопросам, отнесенным к его компетенции
федеральными законами [5].
Коммерческие
банки - учреждения универсального характера,
производящие кредитные, фондовые, посреднические
операции, проводят расчеты и организуют
платежный оборот в масштабе всего хозяйства
страны. Эти банки, с одной стороны, самостоятельно
осуществляют перечисленные операции,
а с другой стороны, зависят от Центрального
банка, который предоставляет им кредиты
и хранит резервный фонд коммерческих
банков. Особой разновидностью специализированных
коммерческих учреждений являются кредитующие
отдельные сферы и отрасли хозяйства.
Инвестиционные банки проводят операции
по выпуску и размещению ценных бумаг;
их капитал формируется за счет кредита
коммерческих банков и за счет продажи
собственных акций. Сберегательные банки
аккумулируют сбережения населения и
вкладывают в основном в финансирование
коммерческого и жилищного строительства.
Инновационные банки финансируют и кредитуют
НИОКР и внедрение их результатов в практику.
Ипотечные банки выдают долгосрочный
кредит под залог недвижимости.
К числу специализированных
банков относятся также те, которые
обслуживают нужды внешней
Кроме непосредственно
ссудных банки выполняют и
особые операции - оказывают разнообразные
услуги: совершают операции с валютой,
управляют имуществом клиентов по их доверенности,
размещают и хранят ценные бумаги их владельцев.
Они приобретают имущество для сдачи его
в аренду пользователям, - это называется
лизингом. Предприятия могут передавать
банкам уплату своего долга, осуществления
за них соответствующих расчетов (факторинг).
Заключение
Современная банковская
система России включает в себя Банк
России, кредитные организации, филиалы
и представительства
Коммерческие
банки и другие кредитные организации
образуют второй, нижний уровень банковской
системы. Они осуществляют посредничество
в расчетах, кредитовании и инвестировании,
но не принимают участия в разработке
и реализации денежно-кредитной политики,
а ориентируются в своей работе на установленные
Банком России параметры денежной массы,
ставок процента, темпов инфляции и т.п.
В процессе своего функционирования эти
банки должны выполнять нормативы и требования
ЦБ РФ по уровню капитала, созданию резервов
и др. Для административно-командной системы
была характерна одноуровневая банковская
система, когда один банк (Госбанк СССР)
определял объем и структуру денежной
массы в обращении, т.е. выполнял функции
денежно-кредитного регулирования, и осуществлял
кредитование народного хозяйства, устанавливая
порядок и условия выдачи и погашения
кредитов предприятиям различных отраслей.
В Стратегии
развития банковского сектора, утвержденной
Правительством РФ и ЦБ РФ, определено,
что ориентирами преобразования является
достижение показателей, представленных
в таблице 4 (Приложение Г). Сроки достижения
целей и решения ближайших задач по реформированию
банковского сектора, динамика количественных
параметров зависят во многом от темпов
и характера экономического развития
и структурных преобразований в российской
экономике по следующим, основным для
банковского сектора показателям: реальный
объем и структура ВВП; динамика инфляции,
валютного курса и рыночных ставок процента;
уровень монетизации экономики, сокращение
доли бартерных сделок, неденежных и наличных
форм расчетов. Для результативности реформ
необходима координация действий Правительства
РФ и ЦБ РФ при заинтересованном участии
самих кредитных организаций в соответствии
с макроэкономическими тенденциями российских
и международных финансовых рынков.
Одной из главных
задач, определенных Программой, является
укрепление и совершенствование
банковской системы, которой отводится
важная роль в. продвижении России по
пути рыночных реформ. Проведение дальнейшей
реструктуризации позволит повысить функциональное
значение банковской системы в экономике
страны. Сильная обновленная банковская
индустрия способна обеспечить кредитную
поддержку реструктуризации нефинансового
сектора, а также создание и функционирование
инновационных сетей, представляющих
собой перспективное направление интеграции
хозяйствующих субъектов всех отраслей
экономики. До недавнего времени вопросам
повышения эффективности кредитного процесса
в Российской Федерации не уделялось должного
внимания, как со стороны регулирующих
органов, так и со стороны участников рынка.
Российские банки только начинают осознавать
значение эффективно организованной инфраструктуры
кредитования для оптимизации затрат
и снижения рисков.
В ближайшие
годы формирование полноценной инфраструктуры
кредитования будет одним из важных
условий оптимизации кредитных
портфелей по затратам, рискам и
доходности. В силу этого большое
значение приобретает укрепление законодательных
и институциональных основ инфраструктуры
кредитного процесса, что предполагает
обсуждение этих вопросов внутри банковского
сообщества, а также его диалог с Центральным
Банком России, с государственными органами
законодательной и исполнительной власти.
Стремительное
развитие рынка потребительского кредитования
и необходимость снижения кредитных рисков
обуславливают важность изучения кредитного
процесса в банке.
Учитывая динамику
прошлых лет, дальнейшая либерализация
условий выдачи кредитов Сбербанком
России в условиях нарастающей конкуренции
приведет к увеличению объемов выданных
кредитов в 2008 году почти вдвое и соответственно
к увеличению кредитного портфеля банка.
Увеличение кредитного портфеля и ссудной
задолженности банка приводит к увеличению
риска непогашения основного долга и процентов
по выданной ссуде (кредитного риска) и
росту издержек кредитования. Кредитный
риск обуславливается факторами, лежащими
как на стороне клиента, так и на стороне
банка. Проведение мониторинга позволит
Сбербанку решить следующие задачи:
- выявить изменения
кредитоспособности заемщика и провести
корректирующие действия, направленные
на минимизацию потерь;
- осуществить
разумную программу
- выявить ошибки
и недостатки кредитного
- постоянно контролировать
соответствие Кредитной политики банка
действиям уполномоченных сотрудников
Кредитного отдела;
- создать систему
эффективного контроля за
- поможет в
оценке совокупного риска и осуществлении
соответствующих мероприятий по укреплению
финансовой устойчивости банка.
Страхование кредитов защитит интересы банка при неплатежеспособности должника, т.е. фактически нейтрализует риск дефолта для банка, хотя и не исключит его.
Информация о работе Банковская система России ее элементы и важнейшие функции