Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 10:07, курсовая работа
Создание устойчивой, гибкой и эффективной банковской инфраструктуры - одна из важнейших (и чрезвычайно сложных) задач экономической реформы в России. Сегодня, в условиях развитых товарных и финансовых рынков, структура банковской системы резко усложняется. Появляются новые виды финансовых учреждений, новые кредитные учреждения, инструменты и методы обслуживания клиентуры.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Банковская система, её сущность и элементы 4
2. Развитие национальной банковской системы 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17
Реформа Российской банковской системы требует больших финансовых ресурсов государства, направленных на рекапитализацию банковской системы. Участие государства в капиталах коммерческих банков может осуществляться на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации и местных властей в форме акций и паев, принадлежащих предприятиям и организациям на базе государственных средств.
В таких условиях намерение государства о выходе из капиталов российских коммерческих банков выглядит достаточно странным. Такой выход существенно снижает и без того низкую капитализацию большого количества российских коммерческих банков, так и темпы их развития. Совокупные активы всей российской банковской системы составляют только 4%, а ее капитал – 11% соответствующих показателей трех крупнейших банков мира (CitiGroup, Bank of America, Mizuho Financial Group). Этим и обусловливается несовершенство как банковской системы в целом, так и отдельных банков, не имеющих возможности в крупных масштабах привлекать заемные ресурсы и, соответственно, вести масштабные активные, прежде всего кредитные и инвестиционные операции из-за недостаточности капитала. Если все же концепция сокращения прямого участия государства в капиталах российских коммерческих банков будет принята, то ее реализация столкнется с рядом очень серьезных трудностей.
Современная стратегия Правительства и Банка России направлена на то, чтобы коммерческие банки в полной мере выполняли свою основную функцию - кредитование экономики. Банк России имеет достаточно широкий арсенал инструментов влияния на деятельность коммерческих банков - от повышения ответственности коммерческих банков за выполнение своей основной функции до стимулирования этой работы.
Однако использование банковских кредитов для финансирования производства в настоящее время крайне затруднено. Во-первых, банковские кредиты очень дороги. Существующая ставка рефинансирования не позволяет большинству отечественных предприятий пользоваться долгосрочными кредитами, а современным российским коммерческим банкам выдавать более дешевые кредиты. Во-вторых, препятствием для предприятий являются высокие требования коммерческих банков по материальному обеспечению кредитов, ибо многие российские предприятия не располагают достаточным количеством высоколиквидного имущества, т. е. не могут обеспечить гарантированное возвращение кредита. В-третьих, коммерческие банки устанавливают слишком короткие сроки кредитования и очень редко принимают схемы длительного льготного периода возврата кредита, когда предприятия могли бы либо совсем ничего не платить, либо платить только проценты. В то же время известно, что большие инвестиционные проекты очень часто растягиваются во времени. И, в-четвертых, на современном российском рынке еще не хватает хороших инструментов для использования свободных денежных средств коммерческих банков. Особо остро это чувствуют средние и малые, в т. ч. проблемные. Коммерческие банки, так как с имеющимися в их распоряжении относительно малыми суммами их просто не пускают на рынки госбумаг или, например, корпоративных облигаций. А с другой стороны, конкуренция на рынке заставляет их, чтобы не потерять клиентов, платить за привлеченные ресурсы по рыночным ставкам. В таких условиях средние и малые, в т. ч. проблемные, коммерческие банки могут просто вымирать[7, 29].
Как уже отмечалось выше, многие российские коммерческие банки обладают низкой капитализацией, поэтому повышение размера собственных средств этих коммерческих банков путем эмиссий акций вполне естественно. Однако в российских условиях из-за еще недостаточной развитости фондового рынка коммерческие банки не могут привлекать денежные средства путем открытой подписки на акции, и поэтому акции размещаются, в основном, среди учредителей коммерческих банков. Разумеется, такое положение является временным, и в перспективе российские коммерческие банки все же смогут наращивать свой капитал путем открытой продажи акций, используя опыт зарубежных коммерческих банков по увеличению своей акционерной стоимости и инвестиционной привлекательности.
Теперь о втором уровне банковской системы - о кредитных организациях. Они, конечно, должны различаться по форме: банковские и небанковские; универсальные и специализированные; крупные, средние и мелкие; централизованные или с широкой филиальной сетью и т.п. Но при этом абсолютно все кредитные организации должны иметь подлинно равные, основанные только на законе возможности осуществления банковского бизнеса. У всех коммерческих банков должны быть абсолютно одинаковые взаимоотношения с регулирующими органами - Банком России и правительством.
Нельзя сформировать нормальную, эффективную частную коммерческую банковскую систему до тех пор, пока будут существовать государственные коммерческие банки. Государство никогда не сможет одинаково относиться к своим собственным банкам и ко всем остальным (налицо конфликт интересов). И никакого значения не имеет, в чьей именно собственности - Банка России или правительства - эти банки будут находиться. И в том, и в другом случае они будут пользоваться гарантиями государства, обеспечиваться его бесплатными ресурсами, иметь массу иных предпочтений.
Конечно, государство может (а в определенные периоды - обязано) иметь собственные специализированные кредитные организации (кредитные агентства) для реализации программ финансирования приоритетных отраслей экономики. Но эти государственные кредитные организации не должны превращаться в универсальные коммерческие банки и заниматься самостоятельным банковским бизнесом. В противном случае государство через свои банки начинает конкурировать с коммерческой банковской системой и ограничивать ее развитие. Совершенно очевидно, кто выиграет в этой борьбе. Нынешняя банковская система - яркий тому пример.
Элементами банковской системы являются банки, специальные финансовые институты, выполняющие банковские операции, но не имеющие статуса банка, а также некоторые дополнительные учреждения, образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельность кредитных институтов.
По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль "банка банков", т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве "кредитора последней инстанции", организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.
Коммерческие банки - основное звено кредитной системы. Они выполняют практически все виды банковских операций. Исторически сложившимися функциями коммерческих банков являются прием вкладов на текущие счета, краткосрочное кредитование промышленных и торговых предприятий, осуществление расчетов между ними.
Банковский сектор развивался в достаточно благоприятной макроэкономической среде. За 2006г. его активы выросли на 31,2%. В реальном исчислении активы банковского сектора за 2006г. возросли на 17,8%, в 1,25 раза превысив предкризисный уровень.
Высокими
темпами развивается
Несмотря на достигнутый за последние годы прогресс, потребности экономики в банковских услугах пока удовлетворяются не в полной мере. Это обусловлено как недостатками в деятельности самих банков (качество систем управления и внутреннего контроля, капитала, учета и отчетности), так и внешними условиями развития банковского сектора, прежде всего сохраняющимся высоким уровнем рисков банковской деятельности, недостатками ее правового обеспечения.
Основными проблемами развития банковской системы России, являются такие, как: взаимоотношения между банками и государственной властью, антимонопольная политика и развитие конкуренции в банковской сфере, банк и собственность, взаимодействие коммерческих банков с Центральным банком, направления банковской политики, кадровый потенциал банков, научные основы банковской деятельности.