Банковская система Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 15:31, доклад

Описание работы

Банковское дело в Италии зародилось в Риме и было организовано по образу и подобию греческого. Аргентарии или мензарии, проводившие операции по приему денежных вкладов, переводу денежных средств, выдаче простых и ипотечных ссуд, организации и проведении аукционов, появились уже в III в. до нашей эры. Дома Опиев и Игнациев осуществляли свои операции на территории от Македонии до Геркулесовых Столбов. Особенно банковская деятельность утвердилась в конце Средних веков и в период Возрождения в Венеции и Флоренции, где помимо коммерческих банков осуществляли свою деятельность общественные банки (1156—1171), занимавшиеся переводом средств со счетов и получившие название жиробанков.

Работа содержит 1 файл

Банковская система Италии.docx

— 42.35 Кб (Скачать)

Глава   7 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ 
7.1. Структура банковской системы

Банковское дело в Италии зародилось в Риме и было организовано по образу и подобию греческого. Аргентарии или мензарии, проводившие операции по приему денежных вкладов, переводу денежных средств, выдаче простых и ипотечных ссуд, организации и проведении аукционов, появились уже в III в. до нашей эры. Дома Опиев и Игнациев осуществляли свои операции на территории от Македонии до Геркулесовых Столбов. Особенно банковская деятельность утвердилась в конце Средних веков и в период Возрождения в Венеции и Флоренции, где помимо коммерческих банков осуществляли свою деятельность общественные банки (1156—1171), занимавшиеся переводом средств со счетов и получившие название жиробанков. Первым таким банком стал Венецианский банк «Monte Nuovo». Банки представляли собой собственно общественные учреждения, принимавшие налоги и производившие некоторые банковские операции, и подразделялись на «светские горы» (Montes provant) и «горы», учрежденные для борьбы с ростовщичеством и находившиеся под покровительством духовенства (Montes pietatis).

Дальнейшее развитие банков привело к участию государства  в их деятельности. В 1401 г. путем слияния  многих товариществ — кредиторов правительства был образован  знаменитый Банк св. Георгия в Генуе, ставший кредитором Республики. В  качестве капитала ему были уступлены таможенные и другие государственные доходы. Банк пользовался большими привилегиями — Генуэзский дожь (мэр) при своем вступлении в должность должен был присягать, что он обязуется защищать самостоятельность банка и способствовать его процветанию. С 1463 по 1505 гг. папой римским Банку было предоставлено право отлучить от Церкви неисправимых должников. И только в 1675 г. этот банк стал жиробанком.

В это же время  начинают появляться и первые кредитные  учреждения, в частности, в 1473 г. появились  первые ломбарды, предоставлявшие ссуды под залог частным лицам. А в 1587 г. был открыт в Венеции государственный жиробанк «Banco di Rielto» Впоследствии развитие банковской системы происходило за счет появления новых жиробанков и депозитных коммерческих банков, возникновения сберегательных касс, ипотечных и деловых банков, создания сети кредитно-финансовых учреждений. В 1893 г. появляется Итальянский национальный банк, который получает право монопольной эмиссии банкнот (с 1926 г.) и начинает выполнять функции центрального банка страны.

Основные черты  современной банковской системы  Италии сформировались в 20—30 гг. XIX вв. Кризис 30-х гг. серьезно затронул банковскую систему, что вынудило государство  произвести национализацию значительной части банков и сформировать в качестве высших органов кредитной системы два института — Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям и Центральный эмиссионный банк — Банк Италии. Второй уровень кредитной системы представлен коммерческими банками и специализированными кредитные учреждениями.

Современной банковской системе Италии присущи свои особенности. Во-первых, значительна доля участия государственного сектора (на такие банки приходится 35% депозитов, 35% кредитов и 40% служащих в банковской сфере). Присутствие государства в банковском секторе проявляется в двух формах: обеспечение кредита, которое было отменено в 1983 г., и обязательство использовать определенную долю своих активов в виде земельных, сельскохозяйственных и движимых облигаций. Последнее касается теперь только земельных и сельскохозяйственных облигаций, их обязательная доля снизилась до 4,5%. Присутствие государства в банковском секторе усиливается политизацией, так как назначение на руководящие посты банков происходит в соответствии с правилом так называемой политической «сортировки». Например, президентом «Банко национале дел Раворо» является социалист, президент «Банко ди Сицилия» — республиканец, а президент «Банко ди Наполи» — социал-демократ.

Во-вторых, банки и кредитные учреждения делятся на институты краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного кредитования. Институты краткосрочного кредитования включают шесть основных групп: государственные кредитные учреждения, преимущественно коммерческие банки, кредитующие крупные фирмы; банки национальных интересов, осуществляющие широкий круг банковских операций; негосударственные коммерческие банки, имеющие большое количество отделений и обслуживающие средних и мелких предпринимателей и частных клиентов; сберегательные кассы, деятельность которых связана с частной клиентурой и ограничена рамками определенной территории; ремесленные и сельскохозяйственные институты, народные или кооперативные банки, предназначенные для финансирования мелких и средних предприятий промышленного и сельскохозяйственного производства; специализированные кредитные институты, предоставляющие в основном инвестиционные займы предприятиям.

Для институтов средне- и долгосрочного кредитования характерна узкая специализация (промышленность, сельское хозяйство, ипотечное кредитование, кредитование средних и мелких предпринимателей). Характер специализации определяет срок кредита. Большинство этих институтов государственные и полугосударственные. Они формируют свои капиталы за счет эмиссии займов и депозитов. Наиболее распространены учреждения краткосрочного кредита, насчитывающие более 1000 кредитных учреждений.

Итальянская банковская система всегда испытывала большую конкуренцию со стороны сберегательных касс, которые хотя и не являются универсальными, остаются очень сильными конкурентами в своей сфере деятельности, что является еще одной особенностью системы.

С конца 70-х гг. усилился процесс приватизации банковской системы, хотя доля государства еще  остается значительной. Например, в 1988 г. был приватизирован «Медиобанк». В результате 50% его капитала принадлежит частным лицам, 25% — банкам национальных интересов и 25% — государству.

В последние  годы Банки Италии стали проводить  политику внешнего развития, особенно в направлении Франции и Германии, а итальянский рынок стал доступным  для вложений иностранных банков. 
 
 
 
 

Глава   7 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ 
7.2. Центральный банк (Банк Италии)

Высшим органом  кредитной системы является государственный институт — Межминистерский комитет по кредитам и сбережениям, созданный в 1947 г. и представляющий собой так называемое мини-правительство, наделенное большими полномочиями. В его функции входят:

• обеспечение  нормального функционирования кредитной  системы Италии;

• разработка основных направлений кредитной политики и контроль за ее осуществлением;

• контроль за всеми важными структурными изменениями в банковской системе: открытием новых кредитных учреждений, отзывом лицензий; с одобрения комитета происходит принятие уставов банками, внесение изменений в них, назначение на руководящие посты;

• санкционирование всех предписаний, определяющих нормы и правила деятельности кредитных учреждений, эмиссию ценных бумаг;

• осуществление  контроля за деятельностью Банка Италии, разработка основных рекомендаций для его деятельности.

Несмотря на множественность функций. Комитет  не имеет права осуществлять непосредственный контроль за кредитной системой. Данная функция делегирована центральному банку.

Межминистерским комитетом по кредитам и сбережениям  управляет председатель, который  является министром казначейства. Членами комитета выступают министр общественных работ, министр промышленности, министр сельского хозяйства, министр внешней торговли, министр бюджета и экономического программирования, министр финансов. В работе Комитета принимает участие Управляющий Банком Италии.

Административно Межминистерский комитет связан с казначейством. Эта связь вытекает из того, что при Главном управлении казначейства имеется Инспекторат по контролю и наблюдению за денежным обращением, который совместно с секретариатом Комитета занимается технической разработкой проектов его решений и устанавливает необходимые контакты с государственными учреждениями и кредитными институтами.

Центральным банком выступает Банк Италии, созданный  в 1893 г. и являющийся с 1926 г. единым эмиссионным  центром страны. Уже с 1893 г. Банк Италии имеет тесные отношения с государством, хотя и является юридическим лицом  — частным акционерным обществом. С 1895 г. ему было передано ведение  операций казначейства. В 1926 г. Банк получил  право контроля над кредитной  системой и курсом лиры. С 1936 г. он стал «банком банков». В настоящее  время в организационном плане  Банк Италии — центральный эмиссионный банк, публично-правовое учреждение с капиталом, состоящим из 300000 именных паев, которые поделены между государственными и полугосударственными учреждениями, такими, как сберегательные кассы, публично правовые институты, банки национальных интересов, институты социального обеспечения, страховые учреждения. Практически он же является государственным институтом.

Банк Италии осуществляет исполнительную власть в  денежно-кредитной сфере и является влиятельным экономическим учреждением в области государственного регулирования экономики. Административно он подчинен казначейству, в области же кредитной политики следует рекомендациям Межминистерского комитета по кредитам и сбережениям.

Во главе Банка  Италии стоит Высший совет, который  проводит в жизнь решения Межминистерского комитета. Возглавляет Совет Управляющий, который назначается Высшим советом, куда входят еще 12 директоров, но не входят политические деятели. Управляющий выбирает Комитет Высшего совета, состоящий из управляющего, генерального директора, его заместителя и 4 директоров. Управляющий, генеральный директор и его заместитель должны быть одобрены советом министров и утверждены президентом страны и могут быть отозваны в любое время.

В Италии законодательно задачи Банка Италии сформулированы лишь в общих чертах. Основными его функциями являются следующие:

• Эмиссия кредитных  денег.

• Аккумуляция  и хранение официальных золотовалютных резервов; резервы составляют 5% активов  центрального банка (34905 млн долл.) и состоят в основном из ЭКЮ, СДР (125 млн долл.). Несмотря на уход золота из обращения, оно составляет немалую долю в золотых резервах — 2592 т, причем за последнее десятилетие эта цифра не изменилась.

• Банк является кассиром правительства, в нем имеется  счет государства, на котором ведется  движение поступлений и выплат. В  этом плане существуют определенные разграничения «обязанностей» Банка Италии и казначейства. Поступления и расходы обеспечиваются казначейством, а Банк лишь регистрирует их.

• Банк предоставляет  кредиты кредитным учреждениям  и правительству. Правительство имеет возможность неограниченно получать льготные кредиты, условия которых устанавливаются законом единовременно или ежегодно. В то же время рефинансирование кредитных учреждений ограничено.

• Банк осуществляет контроль за деятельностью кредитных учреждений. Эти полномочия ему делегированы Межминистерским комитетом и осуществляются они непосредственно Банком Италии при поддержке Ассоциации итальянских банков. Межминистерский комитет отвечает в основном за общий надзор в сфере кредитной политики и защите сберегательных вкладов, Центральный банк готовит проекты решений и предложений по вопросам надзора по резолюциям Комитета, устанавливает его правила и сам непосредственно осуществляет надзор как в документарной, так и в дистанционных формах. В его полномочия также входят контроль и инспектирование деятельности банков, осуществление регистрации кредитных учреждений, обеспечение нормального функционирования кредитной системы в целом. Национальная комиссия по контролю за финансовыми компаниями и фондовой биржей контролирует деятельность кредитно-финансовых учреждений на рынке ценных бумаг. Основные принципы надзорной деятельности в Италии сформулированы в новом Законе о банках (1993 г.). В нем определены статус органов банковского и финансового надзора, процедура осуществления надзора и прямого управления банком, если он оказывается в затруднительном финансовом положении. Для осуществления надзора за этими группами банков была разработана концепция объединенного надзора.

• Банк осуществляет контроль за валютным обращением, курсом лиры, введением европейской валютной единицы — «евро». Уже в 1997 г. в Италии введено в оборот 0,5 млрд «евро».

• Банк осуществляет денежно-кредитную политику, основные направления которой определяются совместно с казначейством и Комитетом, а претворяются в жизнь самостоятельно Банком Италии. Банк ведет постоянное наблюдение за динамикой денежной массы и принимает необходимые меры по ее регулированию на основе целевых ориентиров. Основными инструментами денежно-кредитной политики выступают учетная политика, операции на открытом рынке (особенно операции репо), политика минимальных обязательных резервов. Для Италии характерна высокая норма минимальных резервов (до 25%), причем эти обязательства для Банка Италии платные. Особенностью является и то, что резервы распространяются на значительную часть пассивов баланса банка.

Информация о работе Банковская система Италии