Банковская система и её роль в национальной экономике Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 17:07, курсовая работа

Описание работы

Цель написания курсовой работы – изучить структуру банковской системы на уровне теории и на примере белорусской банковской системы. Проанализировать перспективы дальнейшего развития системы, ее усовершенствования.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
-рассмотреть структуру банковской системы на уровне теории;
-познакомиться с главными составляющими банковской системы;
-познакомиться с операциями, проводимыми банками;
-рассмотреть структуру белорусской банковской системы;
-рассказать о проблемах и перспективах развития системы.

Содержание

Введение
Концептуальные основы банковской системы.
1.1.Сущность и понятие банковской системы.
1.2.Главные составляющие банковской системы.
1.3.Операции проводимые банками.
Характеристика банковской системы Республики Беларусь.
2.1.Банковская система РБ на современном этапе.
2.2.Проблемы и перспективы развития банковской системы РБ.
2.3.Операции проводимые банками РБ.
Заключение
Приложения
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Министерство Образования Республики Беларусь.doc

— 230.00 Кб (Скачать)

  во-первых, конкретизирован состав сведений, входящих в банковскую тайну, при этом он существенно расширился по сравнению со ст.22 ранее действовавшего Закона "О банках и банковской деятельности". Так, в состав банковской тайны теперь включены сведения об имуществе, находящемся на хранении в банке. Кроме того, банки сами могут включать в него иные сведения, однако, не вступая при этом в противоречие с законодательством;

  во-вторых, несмотря на свой специфический статус, наряду с иными банками на Нацбанк  возложено соблюдение режима банковской тайны. Безусловно, это является позитивным моментом, так как объем информации, получаемой им от банков в виде отчетности весьма значителен, и если Нацбанк разгласит данную информацию, правовой режим банковской тайны в иных банках теряет всякий смысл;

  в-третьих, банки-корреспонденты в своем праве  на защиту их банковской тайны приравнены к иным клиентам банков. Из этого  можно сделать вывод, что банк обязан хранить банковскую тайну  и по клиентам банка-корреспондента, если данная информация является частью банковской тайны по сделкам последнего.

  Согласно  ст.122 БК сведения, составляющие банковскую тайну юрлиц и индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим, их представителям при наличии у них соответствующих полномочий, аудиторским организациям (аудиторам), осуществляющим их аудит, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами Беларуси: судам (судьям) по находящимся в их производстве уголовным и гражданским делам; прокурору; с санкции прокурора -- органам дознания и предварительного следствия по находящимся в их производстве уголовным делам; органам Комитета госконтроля; налоговым и таможенным органам; Нацбанку. Кроме того, банки обязаны представлять Главному государственному казначейству Минфина данные о состоянии счетов республиканских органов государственного управления, а также организаций, использующих средства республиканского и местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов.

  Некоторым государственным органам и должностным  лицам предоставлено право получения информации по счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (например, судебные исполнители, ГКФР) иными законодательными актами. В результате возникает коллизия норм, из которой можно сделать ряд выводов:

  1) БК содержит правовые нормы, имеющие специальный предмет правового регулирования, -- объем и содержание института банковской тайны.

  2) Исходя из данного подхода,  информация по банковской тайне  юридических лиц должна предоставляться  только тем органам, которые  указаны в ст.122 кодекса. Так, судебные исполнителя утратили свое право на получение подобной информации, а органы ГКФР сохранили. Это обусловлено тем, что налоговые органы имеют право на получение информации. А из п.4 Указа Президента от 11.02.98г. N 71 "Об образовании Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь" вытекает, что он действует в

  соответствии  с Законом "О государственной  налоговой инспекции Республики Беларусь".

  Режим банковской тайны по счетам физических лиц является более жестким. Во-первых, перечень органов, имеющих право получать информацию по счетам и вкладам в три раза меньше, чем в отношении юридических лиц (органы дознания и следственные органы, суды, нотариальные конторы, консульские учреждения). Во-вторых, даже эти инстанции вправе получать информацию не всегда, а лишь в некоторых случаях, указанных в ст.122 БК.

  Еще более строгим является режим  банковской тайны по счетам и вкладам  физических лиц в иностранной  валюте. С принятием Декрета N 4 налоговые  органы вообще утратили возможность получения подобной информации. Другие органы, обладавшие правом получать информацию по валютным счетам физических лиц, при принятии Декрета также его лишились. Такой же жесткий подход в защите банковской тайны физических лиц сохранен в ст.122 БК.

  Проблема  проведения четких границ между интересами общества (борьба с "отмыванием денег") и интересами юридических и физических лиц (банковская тайна) является общемировой проблемой. Закон "О предотвращении легализации доходов, добытых незаконным путем" от

  19.07.2000г.  существенно сузил сферу действия  норм о банковской тайне.

  Во-первых, в силу ч.4 ст.6 Закона органы предварительного расследования получили возможность  получать информацию по счетам и вкладам  граждан по любым, находящимся в  их производстве делам (до принятия Закона только по уголовным делам, по которым грозит конфискация имущества). А суды, органы прокуратуры, органы финрасследований и другие уполномоченные органы и вообще без производства по делу.

  Во-вторых, данным Законом банки обязали самостоятельно предоставлять специальные формуляры, содержащие информацию о многих операциях (о большинстве их) по счетам юридических и физических лиц. Причем не только подозрительных, но и тех, которые субъекты хозяйствования проводят в процессе их нормальной хозяйственной деятельности (например, международный перевод денежных средств субъектом права, за исключением физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в течение шести месяцев с момента его государственной регистрации и т.п.).

  В-третьих, Законом утвержден перечень государственных  органов, осуществляющих контроль за порядком проведения финансовых операций, которые  ранее не были наделены правом получения  информации. С принятием Закона специальные  формуляры от банков по подозрительным операциям должны направляться только в налоговые органы и Комитет госконтроля. Однако иные, указанные в ст.8 Закона "органы, осуществляющие контроль за порядком проведения финансовых операций" получают право проводить документальные и иные проверки (ревизии, инвентаризации) с целью установления правильности проведения и регистрации операций, а также полноты и достоверности представляемой информации. Следовательно, данные госорганы приобрели возможность получать сведения в пределах своей компетенции.

  После принятия БК право этих органов на проведение проверок для получения  информации вызывает большие сомнения. В силу ст.10 Закона от

  10.01.2000г. "О нормативных правовых актах"  кодексы имеют большую юридическую  силу по отношению к другим  законам.

  По валютным счетам и вкладам физических лиц ситуация еще проще. Нормы Декрета N 4 устанавливают режим банковской тайны, идентичный Банковскому кодексу. При противоречиях с Декретом в силу Конституции он будет иметь более высокую юридическую силу. А поэтому можно утверждать, что указанные в Законе о легализации, но не содержащиеся в БК органы, не могут проводить подобные проверки. Противники данной точки зрения могут возразить, что информацию данные органы будут черпать не из запросов, а путем получения от банков специальных формуляров и проведения проверок. Но, на наш взгляд, изложенная выше позиция вполне обоснованна, так как не имеет значения способ получения информации (путем запроса, направления специального формуляра или проведения проверки) -- главное, допустимость БК и Декретом N 4 получения информации тем или иным органом в определенном случае. Впрочем, данное мнение может не совпадать с позицией государственных органов. Хотя толкование сложившейся спорной ситуации в пользу нового Закона может лишить банки многих вкладчиков.

  Таким образом, привлечение денежных средств, инвестиций в банковскую систему, а  тем самым и в экономику  не только из-за границы, но и из внутренних источников вряд ли возможно без жестких  гарантий соблюдения банковской тайны. Этого не стоит забывать, принимая меры, стимулирующие инвестиции лишь налоговыми льготами или иными гарантиями.3

  Ежегодно  в банковской среде выявляется около 3 тыс. хищений. Чаще всего преступники  используют схему так называемых ''инструментов первокласных банков'', находят свои жертвы из числа инвесторов или тех, кто нуждаеться в кредитах. Проводяться мошеннеческие операции с ценными бумагами путем изготовления копий векселей либо их хищение из депозитариев, используют также необеспеченные вексели. Основные методы противодействия финансовому мошенничеству: своевременное предание гласности установленных случаев мошенничества, оповещение руководителей и специалистов банков о наиболее опасных схемах мошенничества и главное, качественная работа службы безопасности банка.

  Ведение кредитно-денежного бизнеса невозможно без надежной защиты банковской информации. По экспертным данным, потери от противоправных действий лиц, занимающихся хищением информации, составляют в среднем 30% всего ущерба, который наноситься банкам. Многие преступления начинаються с утечки информации. Даже личная безопасность банкиров тесно связана с со степенью надежности защиты банковской информации.Поэтому каждой кредитной организации необходимо иметь и периодически обновлять Рабочую программу обеспечения технической, экономической и информационной безопасности.

  Внедрение в банковскую практику достижений высоких  тежнологий дало толчок к развитию нового вида преступных действий: ''взлом'' и проникновение в компьютерные и телекоммуникационные сети банков. Особая опатность таких преступлений:

  • Высокая степень латентности (выявляется 1 из 10)
  • Крупный ущерб
  • Носят организованный характер
  • Нередко совершаются с участием персонала банка.  

    По  прогнозам, в начале XXI в. хакеры смогут проникать в каждый четвертый банк, если не принимать адекватной защиты информации.

     В  связи с этим рекомендуется: 

    • Регулярно проводить оценку всей имеющейся информации и выделять из нее конфиденциальную в целях дополнительной ее защиты
    • Распределять функции между сотрудниками так, чтобы ни одна операция не могла быть выполнена одним человеком целиком.
    • Обеспечивать строгий режим пропуска и порядка в служебных помещениях, особенно в местах ограниченного доступа
    • Иметь нормативно-правовые документы по вопросам защиты информации
    • Создать базу данных, в которой фиксировались бы все попытки несанкционированного доступа к конфиденциальной информации.4

     Операции проводимые банками Республики Беларусь

  

  1. Операции банка по привлечению средств в депозиты.

  1.  Пассивные операции банков.

  Коммерческие банки выполняют различные операции по обслуживанию своих клиентов. Все операции коммерческих банков обычно делят на три группы:

  1. пассивные операции - это операции, посредством которых банки формируют  свои ресурсы для проведения  кредитных и других активных операций. К ним относятся: привлечение на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц, открытие срочных счетов граждан, предприятий, организаций, выпуск ценных бумаг, займы, полученные из других банков и т.д.

  2. активные операции - операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы. К ним относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций, предоставление потребительских кредитов населению, приобретение ценных бумаг, лизинг, факторинг, инновационное финансирование и кредитование, долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий, займы, предоставляемые другим банкам.

  3. активно-пассивные операции банков - комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату - комиссию. Различают комиссионно-расчетные операции, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, а также торгово-комиссионные или продажа банкам по поручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и т.д.

  Для коммерческих банков вклады - главный  вид пассивов, а, следовательно, и важный ресурс для проведения активных кредитных операций. За счет заемных средств, например, формируется почти 93 общей суммы активов коммерческих банков США. От характера, депозитов зависят виды ссудных операций, а соответственно, и размеры доходов банков. 

                Традиционные банковские услуги населению.

  Сбережения  населения составляют отдельную  группу ресурсов банков. Общая основа оседания денег у населения  как  сбережений заключается в том  что, распоряжаясь своими доходами, граждане соответственно потребностям могут отсрочить расходование денег на какой-либо промежуток времени. Принадлежащая населению масса стоимости, пока она не превратилась из денежной Формы в предметы личного потребления остается временно в распоряжении банка. Возврат этих средств, предоставляемых населением в качестве кредита государству или банку, происходит, по мере того как граждане используют свои денежные средства на покупку товаров и оплату услуг. Параллельно с использованием денежных сбережений одними гражданами образуются новые сбережения другими. Поэтому общая сумма денежных средств населения, которой могут распоряжаться банки в качестве кредитного ресурса, не только не уменьшаются, но и как правило, систематически возрастает.

Информация о работе Банковская система и её роль в национальной экономике Беларуси