БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА ФРАНЦИИ
Центральный банк Франции (Банк
Франции). До Первой мировой войны Франция,
сильно отстав от других крупных капиталистических
стран по развитию промышленности интенсивно
осуществляла накопление ссудных капиталов.
С 1890 по 1912 г. сумма депозитов крупнейших
депозитных банков страны возросла в 4
раза. Франция экспортировала за границу
(в значительной мере в Россию) преимущественно
не промышленный, а ссудный капитал.
Характер французского капитализма
как ростовщического определил
ту особенность французской банковской
системы, что в ее деятельности большое
место заняли операции, связанные
с выпуском и размещением государственных
займов. Французские банки активно
участвовали в выпуске не только
внутренних, французских займов, но
и внешних займов других государств.
С 20-х гг. Франция
стала интенсивно развиваться
в промышленном отношении и
отошла от прежних «ростовщических»
традиций. В частности, после Второй
мировой войны по темпам промышленного
развития она была впереди ряда других
капиталистических стран. Французские
банки, не прекращая своих заграничных
операций, стали широко внедряться в промышленность
собственной страны, а некоторые из них
вошла в число 50 крупнейших банков капиталистического
мира.
Основными звеньями
банковской системы Франции являются:
1) Банк Франции; 2) депозитные банки;
3) инвестиционные банки, именуемые
«деловыми банками»; 4) банки среднесрочного
и долгосрочного кредита.
Роль центрального
эмиссионного банка страны играет
Банк Франции («Банк де Франс»).
Он был учрежден в 1800 г. в
качестве частной акционерной
компании с капиталом в 30 млн
фр., в 1803 г. получил монопольное право
банкнотной эмиссии в Париже, а в 1848 г.
— во всей Франции, поглотив и превратив
в свои филиалы 9 провинциальных эмиссионных
банков.
Первоначально Банк
Франции управлялся «регентским
советом» в составе 15 «регентов»
(директоров), избиравшихся общим
собранием из числа крупнейших
акционеров. По закону 1936 г. регентский
совет был заменен Генеральным
советом в составе 20 директоров,
из которых два избирались
акционерами, а остальные назначались
правительством и должны были
представлять как государственные
органы (министерство финансов), так
и объединения промышленников, профессиональные
союзы и другие организации.
После Второй мировой войны
по закону от 2 декабря 1945 г. Банк Франции
был национализирован, причем его бывшие
собственники получили крупную компенсацию:
акции, оцененные по высокому курсу, были
обменены на 3%-ные государственные облигации.
Акционерный капитал банка в сумме 250 млн
фр. целиком находится в руках государства.
Управляющий банком и два его заместителя
назначаются советом министров. Генеральный
совет банка состоит из управляющего,
его заместителей и 12 членов (советников),
из которых 7 назначаются министром финансов;
4 директорских поста занимают генеральные
директора или президенты государственных
кредитных институтов.
При банке имеется
учетный комитет, который включает
представителей крупного парижского
бизнеса. В своей денежно-кредитной
политике Банк Франции руководствуется
установками министерства финансов
и Национального кредитного совета —
специального государственного органа
для регулирования кредита в стране.
В качестве единственного
эмиссионного банка страны Банк
Франции выпускает в обращение
банкноты, причем с 1939 г. его
эмиссия не ограничена какими-либо
заранее установленными контингентами.
Банк Франции является
местом хранения золотовалютных
резервов страны. Он выполняет
также функцию банка государства.
Прямое кредитование банком государства
осуществляется в размерах, определяемых
договоренностью между управляющим
банка и министром экономики
и финансов. Косвенное кредитование
банком государства скрывается
под рубрикой «учетного портфеля»,
в составе которого видное
место занимают казначейские
векселя. Банк Франции также
покупает государственные ценные
бумаги и предоставляет под
них ссуды. Свободные денежные
средства казначейства находятся
на его текущем счете в этом
банке. Важной стороной деятельности
банка являются осуществление
валютного контроля и регулирование
кредита путем маневрирования
процентными ставками и нормами
обязательных резервов.
Банк Франции, имеющий
258 контор, служит «банком банков»,
что выражается в сосредоточении
у него банковских резервов
и в предоставлении им кредитов
банкам. Согласно декрету от 9 января
1967 г. введена система обязательных
банковских резервов: банки должны
были держать на своем счете
в Банке Франции 4У2% общей суммы
своих текущих счетов и 2% суммы
срочных депозитов.
В дальнейшем эти
нормы неоднократно изменялись
в зависимости от того, проводилась
ли экспансионистская или рестрикционная
кредитная политика. С 21 июля 1972 г. норма
обязательных резервов составляет: по
текущим счетам резидентов — 10%, иностранцев
— 12, по сберегательным вкладам резидентов
— 5, иностранцев — 6%.
Новое и специфическое
явление в банковской системе
Франции (в других странах этого
не существует) — введение с
апреля 1971 г. норм обязательных
резервов для коммерческих банков
и финансовых обществ, которые
они должны держать в Банке
Франции против предоставленных
ими кредитов. Первоначально эта норма
была установлена очень незначительной
— 0,25%, но затем неоднократно повышалась
и в апреле 1972 г. достигла 4% для ранее выданных
кредитов и 15% для прироста кредитов с
апреля 1972 г. Согласно постановлению Национального
совета по кредиту от 16 октября 1972 г. управляющему
Банком Франции предоставлено право повысить
с 15 до 50% норму обязательных резервов
для суммы кредитов, выданных коммерческими
банками и финансовыми обществами после
15 апреля 1972 г.
По степени развития
государственного регулирования
в банковской сфере Франция
занимает первое место.
Это выразилось, во-первых,
в превращении после Второй мировой
войны ряда банков в государственную собственность:
подверглись национализации не только
Банк Франции, но и четыре крупнейших депозитных
банка, слившиеся впоследствии в три. К
государственным кредитным учреждениям
относятся также Депозитно-сохранная
касса, сберегательные кассы, Французский
банк внешней торговли и др.
Во-вторых, государство
участвует в капитале ряда
банков. Такого рода кредитные
учреждения можно считать «полугосударственными».
Удельный вес государственного
и полугосударственного сектора
в сводном балансе кредитных
учреждений Франции составляет
около 80%.
В-третьих, государственное
регулирование банковского дела
осуществляется как через Банк
Франции, так и через Национальный
кредитный совет, президентом
которого является министр финансов,
а вице-президентом — управляющий Банком
Франции. В совет, состоящий из 46 членов,
входят 8 представителей различных министерств,
а большинство других членов, представляющих
различные отрасли хозяйства, утверждаются
министром финансов. Национальный кредитный
совет наделен правом контроля над кредитом
и банками (определение условий кредита,
минимальных обязательных банковских
резервов и т.д.). Кроме того, существует
банковская контрольная комиссия в составе
6 членов, являющихся главным образом представителями
правительственных органов.
Государство проводит
кредитную политику, регулируя учетные
ставки, нормы банковских резервов
и т. д. Государственный контроль
и регулирование распределения
кредитных ресурсов играют важную
роль в осуществлении во Франции государственного
программирования экономики.
В-четвертых, банки
принимают активное участие в
финансировании государства через
учет казначейских векселей и
покупку государственных ценных
бумаг. Здесь банковский кредит
срастается с государственным
бюджетом и активно содействует
мобилизации средств, которые
тратятся государством на оплату
заказов и своих расходов.
Коммерческие банки. В
банковской системе Франции различаются
коммерческие депозитные банки, которые
специализируются в области краткосрочных
кредитных операций, и инвестиционные
или деловые банки, финансирующие промышленность
путем эмиссионно-учредительных операций.
Третьей разновидностью,
занимающей промежуточное положение
между депозитными и деловыми
банками, являются так называемые
банки долгосрочного и среднесрочного
кредита.
Структура банковской
системы Франции наглядно представлена
в табл.
Банки во Франции
на 4 января 1972 г.Виды банков
Число банков
Суммарный баланс, млрд фр.
Депозитные банки
248
365,4
Деловые банки
25
24,2
Банки долгосрочного и
среднесрочного кредита
41
13,1
Общее число зарегистрированных
банков
314
402, 7
После Второй мировой войны
в условиях давления профсоюзов и левых
сил правительство Франции было вынуждено
в декабре 1945 г. подвергнуть национализации
4 крупнейших депозитных банка — «Лионский
кредит», «Генеральное общество», Национальный
банк для торговли и промышленности и
Национальную учетную контору (в 1966 г.
последние два банка были объединены).
Эта национализация носила традиционный
характер: бывшие акционеры получили от
государства вознаграждение. Акции национализированных
банков обменивались на 3%-ные облигации,
которые подлежали выкупу государством
в течение 50 лет. Ежегодный доход по ним
бывших акционеров был установлен в размере
не ниже их дивидендов 1944 г. Кроме того,
во главе управления национализированными
банками были оставлены их бывшие крупнейшие
акционеры (например, в правлении «Лионского
кредита» — известный промышленный магнат
Шнейдер).
Национализированные
крупные депозитные банки осуществляют
энергичную кредитную экспансию.
Общая сумма их балансов, вкладов
и кредитов возросла в несколько
раз. Они имеют около 4000 филиалов
по всей стране. Национализированные
банки занимают по своим масштабам
и роли первые места среди
всех депозитных банков (в 1972 г.
на их долю приходилось 57% общей
суммы депозитов).
Среди частных депозитных
банков крупнейшими являются
Парижско-Нидерландский банк, «Коммерческий
кредит Франции», «Промышленный и коммерческий
кредит», «Банк Парижского Союза».
Инвестиционные банки.Во
Франции действуют 25 деловых банков. Согласно
закону от 2 декабря 1945 г. наименование
«деловые» присвоено банкам, занимающимся
учредительской деятельностью и долгосрочным
кредитованием предприятий, в которых
они участвуют.
В группу деловых
банков в основном вошли прежние
банкирские дома, представлявшие
«банковскую верхушку» Франции.
Так, к деловым банкам относятся
«Банк Вормса», «Банк Луи Дрейфуса»,
«Банк братьев Лазар и К» и др. Степень
концентрации деловых банков весьма значительна:
на долю 5 крупнейших банков приходилось
свыше 64% совокупных балансов всех деловых
банков.
Между депозитными
и деловыми банками имеются
следующие различия:
1) в общей сумме ресурсов
деловых банков удельный вес
собственных капиталов выше, чем
у депозитных банков;
2) в составе депозитов
деловых банков значителен удельный
вес срочных вкладов, тогда
как у депозитных банков подавляющая
доля депозитов приходится на
вклады до востребования;
3) учетно-ссудные операции
играют у депозитных банков большую роль,
чем у деловых банков; удельный вес фондовых
операций, напротив, у деловых банков больше,
чем у депозитных, причем они вкладывают
значительные капиталы в акции промышленных
и других предприятий.
Однако специализация
французских банков носит относительный
характер: наблюдается все большая
универсализация банков. С одной
стороны, деловые банки широко
развивают депозитные операции
и конкурируют с депозитными
банками как в отношении привлечения вкладов,
так и в отношении учетно-ссудных операций.
С другой стороны, депозитные банки не
ограничиваются только краткосрочными
кредитными операциями, а все более развивают
операции по долгосрочному кредитованию
и финансированию промышленности.
По закону 1945 г. депозитным
банкам было ограничено участие
в капитале других предприятий:
не допускалось превышение 10% капитала
предприятия и 75% собственного. Предельный
срок вкладов был ограничен
для депозитных банков двумя
годами, а предельный срок предоставляемых
ими кредитов определен в 5
лет.
В 1966 г. была проведена
банковская реформа, способствовавшая
дальнейшей универсализации банков.
Она заключалась в следующем:
1) депозитные банки получили право
приема вкладов на срок свыше
2 лет, а деловые банки —
право приема вкладов до востребования;
2) предельный срок предоставляемых кредитов
увеличен для депозитных банков с 5 до
7 лет, вместе с тем деловые банки получили
право предоставлять как долгосрочные,
так и краткосрочные кредиты; 3) расширено
право участия депозитных банков в торгово-промышленных
предприятиях до 20% их капитала или до
100% собственного капитала банка.
Юридический статут
того или иного французского
банка еще не характеризует
фактического положения вещей.
Например, «Банк Парижского Союза»,
прежде числившийся «деловым»
банком, в настоящее время считается
«депозитным», хотя имеет крупные
долгосрочные и среднесрочные
вложения в предприятия.
Банки среднесрочного
и долгосрочного кредита занимают
промежуточное положение между
депозитными и деловыми. Их особенности
заключаются в том, что по закону они могут
принимать депозиты только сроком не
менее 2 лет и предоставлять кредиты тоже
на срок не менее 2 лет. Их численность
и удельный вес в банковской системе страны
невелики.
Особенность банковской
системы Франции заключается
в том, что в ней длительное
время существовали так называемые
колониальные банки. Они стали
возникать во Франции еще в
XIX в., но получили большое развитие
в начале XX в. В 1904 г. насчитывалось 20 колониальных
банков со 136 отделениями, а в 1950 г. — уже
около 40 с 708 отделениями.