Банковская система, ее уровни и направления развития в современных рыночных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена актуальной на сегодняшний день теме, а именно рассмотрению банковской системы в целом и особенностей становления банковской системы Республики Беларусь. Актуальность же этой темы определяется тем простым условием, что до сегодняшнего дня развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось, при этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышая общую эффективность производства, способствуя росту производительности общественного труда. Современная банковская система является важнейшей сферой национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1 БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, УРОВНИ, ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 7
2 СТРУКТУРА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ И ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ 12
3 ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 32

Работа содержит 1 файл

Банковская система.doc

— 250.50 Кб (Скачать)

     На  прибыль работает другой уровень  банковской системы – коммерческие банки, чаще всего выступающие как акционерные, паевые, кооперативные, частные банки. Общественное назначение данного типа банков проявляется в том смысле, что они работают не ради своей собственной прибыли, а, прежде всего ради прибыли их клиентов. Не надо забывать, что банки возникли вследствие определенного общественного интереса — заинтересованности хозяйства в функционировании особого института, удовлетворяющего потребности в платежах и ресурсах, сохранности капиталов. Рожденные интересами народного хозяйства, банки изначально обязаны осуществлять деятельность в соответствии с общественными интересами. Попытка проводить политику, не отвечающую общественным потребностям и интересам, всегда приводила к падению банков, их уходу с экономической арены. В распоряжении государства (правительства) всегда находились инструменты, с помощью которых банки лишались лицензий, их деятельность постепенно свертывалась. [12, стр. 45]

     Дело  не только в том историческом процессе, который определяет общественную миссию банка. Банк, будучи одним из экономических субъектов производства, является «гражданином» той страны, того общества, в котором он живет и развивается. Гражданская позиция банка вольно или невольно всегда проявляется в его деятельности.

     Таким образом, банковская система представляет собой совокупность кредитно-финансовых учреждений, функционирующих в системе. Роль как банков, так и банковской системы в целом весьма важна  в развитии государства. Ведь деньги, являясь средством обмена и т.д. создаются банками. Поэтому система должна быть весьма устойчивой и стимулировать развитие экономики. 
 
 
 
 

    1. Структура банковской системы и факторы ее развития
 
 

     На  развитие банковской системы и таким  образом на ее роль в социально – экономическом развитии страны влияет совокупность факторов как внешних по отношению к банковской системе, так и внутренних. К внешним факторам следует отнести макрофакторы, или факторы среды. Эта группа факторов представляет собой вероятною совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, которые с определенной степенью условности можно разделить на пять основных групп:

     - экономические

     - политические

     -правовые

     -социальные

     - форс-мажорные. [3, стр. 53]

     К экономическим факторам следует  отнести принципы исполнения федерального бюджета, характер реализуемой денежно-кредитной политики, сложившуюся систему налогообложения, результаты проведения экономических реформ, формирующие общие условия функционирования банковской системы. Так, при экономическом росте, как правило, увеличивается число субъектов хозяйствования, растут экономические связи, что влечет за собой соответствующий рост спроса на банковские услуги как со стороны предприятий и организаций, так и со стороны населения. В случае кризисного развития наблюдаются противоположные процессы, угнетающие банковскую систему ,снижая их надежность и ликвидность .Развитие банковской системы может сдерживаться под влиянием таких факторов ,как чрезмерный налоговый процесс на прибыль банков ,отсутствие достаточных ресурсов для осуществления банковских операций, убыточность значительного числа крупных и средних предприятий, общее снижение уровня дохода населения.

     К политическим факторам относятся те решения органов власти и управления на федеральном, региональном и местном  уровнях, которые влияют на характер решений, принимаемых субъектами банковской системы:

     - Центральным банком, банками, кредитными  организациями, банковскими ассоциациями. Это в первую очередь:

     - Принципы денежно-кредитной политики;

     - заявленные принципы формирования бюджета и его пропорций;

     - основные направления совершенствования  налогообложения;

     -отношение  к предпринимательству, к банковской  деятельности, реализуемые на практике принципы развития национального хозяйства и его отдельных отраслей.

     Формы и методы правового регулирования хозяйственной деятельности в целом и банковской в частности оказывают существенное влияние на функционирование банковской системы. Устойчивость законодательства, его относительная консервативность создает предпосылки правового регулирования возникающих проблем. При этом законодательство оказывает влияние на развитие банковской системы особыми правилами регулирования тех или иных банковских операций или сделок, разрешая их или запрещая. Так, например, в некоторых странах банкам запрещается выполнять определенные операции с ценными бумагами. В ряде стран  банки могут заниматься обслуживанием хозяйства, в других их основная функция эмиссионная.

     К социально-психологическим факторам относятся: уверенность большинства населения в правильности проводимых экономических преобразований, в стабильности налогового, таможенного, валютного законодательства, в хороших перспективах для экономики в целом и ее отдельных отраслей. Все выше перечисленное в совокупности формирует уровень доверия к банковской системе ,готовность осуществлять банковские операции и пользоваться банковскими услугами. В этом случае доверие к банковской системе определяет и более эффективное выполнение ею функций обеспечения финансирования потребностей экономического развития за счет привлечения финансовых ресурсов населения и иностранных инвесторов.

     Форс  – мажорные обстоятельства: Являются следствием стихийных бедствий и  непредсказуемых событий, которые  приводят к сбоям в платежных системах, могут быть разделены на:

     -природные (наводнения, землятресения, ураганы), которые технически затрудняют функционирование банковской системы;

     - политические (закрытие границ, введение  международных запретов на экономические   отношения с другими  государствами,  военные конфликты), которые приводят к необходимости существенного пересмотра условий взаимодействия банков и их клиентов;

     - экономические (отказ государства  от выполнения своих финансовых  обязательств, изменение правил  расчетов, изменение системы налогообложения, ведение ограничений на экспортно-импортную деятельность, кризисы на финансовых рынках), которые приводят к затруднениям банков и клиентов ,которым общей неопределенностью хозяйственной деятельности .При этом как бы долго не готовилась реформа :налоговая ,бюджетная, расчетов и т.д, форс-мажорный характер их влияния на банковскую систему не меняется. Поскольку предугадать или зарегламентировать все нюансы экономических отношений не возможно. Переход банков на новый план счетов в 1998г. Введен в действие в 1999г. Налогового кодекса (ч.1) вызвали множество трудностей в работе специалистов, в функционировании банков и банковской системы.

     Под внутренним влиянием факторов системы, как единого целого, следует понимать совокупность факторов, которые формируются субъектами банковской системы: Центральным банком, коммерческими банками, банковскими ассоциациями. Внутренние факторы поддаются влиянию со стороны субъектов банковской системы и определяются следующими основными моментами :

     - ролью и авторитетом Центрального  банка в банковской системе;

     - компетенцией руководителей банков  и квалификацией банковских работников;

     - уровнем межбанковской конкуренции   и ее характером;

       Структура банковской системы состоит из трех уровней:

  1. Центральный банк (ЦБ)
  2. Коммерческие банки
  3. Небанковские кредитно-финансовые учреждения.                                                                                                 

       По  своему положению в кредитной  системе центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

         Правительства во все времена  понимали, что банковское дело  может быть довольно прибыльным. Поэтому, от случая к случаю  использовали центральный банк для обложения своих граждан косвенными налогами. Такие налоги государство получало в виде  дохода от эмиссии денег, что вытекало из исключительного права ЦБ создавать деньги, и экономической прибыли, которую ЦБ получал в силу своей монополии на предоставление банковских услуг индивидам и фирмам. [3, стр. 63]

       Исторически так сложилось, что одной из важных функций является выполнение им роли фискального агента государства. Даже если политика государства социально направлена и оно не стремится получить максимальную прибыль от банковской деятельности и осуществления денежно-кредитной политики, ему нужен институт центрального банка для проведения финансовых сделок, являющихся прерогативой государства. Государству также нужна централизованная система выпуска долговых инструментов, например казначейских векселей или облигаций, на финансовый рынок. Роль центрального банка обычно заключалась в выполнении функций депозитного учреждения казначейства и управления государственным долгом в течение финансового или фискального (бюджетного) периода. [1, с. 402-403]

       В процессе исторического развития роль центрального банка возрастала и в современном мире он выполняет значительно большее количество функций:

  • проведение единой государственной денежно-кредитной политики;
  • валютное регулирование;
  • выполнение функций центрального депозитария;
  • организация и осуществление валютного контроля;
  • организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;
  • консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента;
  • государственная регистрация банков, специализированных кредитно-финансовых учреждений;
  • выдача лицензий  на осуществление банковских операций;
  • надзор за деятельностью банков и специализированных кредитно-финансовых учреждений по соблюдению безопасного и ликвидного функционирования;
  • регулирование внешнеэкономической банковской деятельности;
  • регулирование кредитных отношений;
  • осуществление контроля за соблюдением установленного порядка кредитования;
  • установление правил проведения банковских операций и обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и правил организации безналичных расчетов и отчетности в банковской системе;
  • определение и утверждение порядка и правил организации безналичных расчетов и ответственности за их нарушение;
  • эмиссия денег;
  • разработка платежного баланса;
  • создание и накопление золотовалютных резервов;
  • осуществление всех видов банковских операций, необходимых для выполнения основных целей Национального банка;
  • регистрация эмиссии ценных бумаг банков;
  • проведение анализа и прогнозирование кредитно-денежных и валютных отношений;
  • инкассация и доставка денежной наличности, валютных и других ценностей коммерческим банкам и другим субъектам хозяйствования.

       [2, с. 164]

       Что касается организации и структуры  управления центральным банком, то следует отметить: четкое функционирование центральных банков обеспечивается законодательно закрепленной системой управления этим важнейшим финансово-кредитным механизмом. Центральные банки, в том числе принадлежащие государству, строятся как акционерные общества. В связи с этим построение органов управления центральных банков в общих чертах совпадает с аналогичной структурой иных национальных компаний.

Информация о работе Банковская система, ее уровни и направления развития в современных рыночных условиях