Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 15:47, доклад
Включение России в Болонский процесс ускорило модернизацию советской системы образования, и преследует такие цели, как повышение качества образования, повышение мобильности студентов и преподавателей, а так же обеспечение трудоустройства выпускников, за счет ориентации академических степеней и квалификаций на рынок труда.
Бакалавр на рынке труда, проблемы идентификации
Включение России в Болонский процесс ускорило модернизацию советской системы образования, и преследует такие цели, как повышение качества образования, повышение мобильности студентов и преподавателей, а так же обеспечение трудоустройства выпускников, за счет ориентации академических степеней и квалификаций на рынок труда.
Но по факту переход от специалитета к бакалавриату произошел следующим образом: большинство вузов сократили программы подготовки специалистов до нормативных четырех лет, и продолжили готовить студентов по старым программам, без какой-либо переработки и корректировки материала, вопросов о качестве при этом не стояло.
В теории одна из задач бакалавриата - удовлетворение массового спроса на высшее образование. Но в обществе укоренилось мнение (?), что бакалавриат предоставляет неполное высшее образование. Возможно, это связано с тем, что информационная работа почти не проводилась, и в итоге, в первые годы реформирования, абитуриенты поступали на программы бакалаврита лишь в крайнем случае, когда не было шансов пройти на специалитет.
Работодатели столкнулись со следующей проблемой, как квалифицировать выпускника бакалавриата, считать ли его образование высшим или средним? Для большинства вакансий требующих от соискателя высшее образование необходима квалификация специалиста, уровень квалификации бакалавра ниже, а, следовательно, принять выпускника бакалавриата работодатель может лишь на ставку соответствующую среднему образованию. А тот факт, что по сравнению с западными организациями в российских нет такого количества карьерных лифтов, заставляет задуматься о правильности выбранного направления реформации высшего образования.
В данный момент и экономика и образование находятся в процессе перехода от плановой системы к рыночной. Но стадии перехода не совпадают, рыночная экономика формируется около 20 лет, при том, что современный рынок труда начал формироваться при советской системе получения высшего образования, а присоединение России к Болонскому процессу в 2003 году нарушило и без того шаткое равновесие во взаимном развитии двух рассматриваемых институтов. И перед работодателями возникли следующие вопросы: можно ли принимать их на должности, требующие от работника высшее образование? Какую именно ступень от средне-специального до высшего специального образования занимает степень бакалавра?
Для гармонизации отношений между рынком труда и системой подготовки кадров следует провести работу в нескольких направлениях. Во-первых, повысить степень контроля вузов со стороны государства. Особое внимание стоит уделить переработке образовательных программ, для приведения их в соответствие с требованиями Болонской системы.
Во-вторых, провести информационную работу с абитуриентами. Чтобы не допустить путаницы относительно целей и смысла бакалаврского образования, донести до абитуриентов цели реформы высшего образования и реальное состояние дел в этой области. Необходимо разъяснить смысл и применение каждого уровня образования.
В-третьих, вести непрерывное сотрудничество и информационную работу с работодателями. Необходимо корректировать образовательные программы, в том числе и в соответствии с требованиями рынка труда.
Информация о работе Бакалавр на рынке труда, проблемы идентификации