Бааш Э. История экономического развития Голландии XVI-XVIII веках, М., 1949

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:29, монография

Описание работы

По окончании средней школы учился истории, географии и экономике в Берлине, Тюбингене и Марбурге. Одним из его учителей был Георг фон Белов , с которым его на протяжении всей жизни связывала дружба. В 1888 году он был одним из добровольцев которые работали в городском архиве Гамбурга. В том же году он стал сотрудником библиотеки, а после смерти Германа Отто Матсена в 1889 году, торговая палата избрала его в на должность главного библиотекаря (в то время весьма уважаемый пост).

Работа содержит 1 файл

рецензия на монографию.docx

— 38.26 Кб (Скачать)

  Постепенно голландцы  стали вытеснять  из Азии португальцев. В 1605 году начался  захват Молуккских  островов, закончившийся  в 1619 году покорением  всей Индонезии  со столицей Батавией (Джакартой). В эти же годы  голландцы создали  свои торговые  пункты в Сиаме  (Таиланде), а в  1640 году установили  торговые отношения  с Японией. В  1641 году Голландия  присоединила к  себе Малаккский  полуостров, в 1656 году - остров Цейлон. Кроме того, в этот  период голландские  торговые фактории  обосновались в  Индии. С 1651 года, когда Голландия  захватила мыс  Доброй Надежды  и основала там  Капштадт (Кейптаун), началось ее проникновение  в Южную Африку. В первые десятилетия  XVII века были основаны  голландские поселения в Северной Америке, в том числе в 1626 году в устье реки Гудзон - Новый Амстердам, переименованный англичанами в 1674 году в Нью-Йорк.

  Ост-Индская компания  осуществляла неэквивалентную  торговлю с захваченными  колониями, откуда  вывозились в больших  количествах пряности, рис, кофе, шелковые  и хлопчатобумажные  ткани, сахар, медь, ценные породы  дерева и другие  товары, приобретаемые  там по крайне  низким ценам.  А на европейских  рынках эта продукция  продавалась чрезвычайно  дорого, с прибылью  до 700-1000%. Помимо этого,  очень доходной  была торговля  опиумом. В 1610 году  голландцы впервые  привезли в Европу  из Китая чай,  продажа которого  вскоре стала для  них весьма прибыльной.

  Кроме расширения  экспансии в Азии  Голландия осуществляла  колониальные захваты  и на Американском  континенте, для чего  в 1621 году была  создана Вест-Индская  компания, которая  не столько занималась  торговлей, сколько  грабила испанские  корабли в Атлантике.  В 1630 году Голландия  силами Вест-Индской  компании захватила  Бразилию, но не  смогла удержать  эту колонию и  в 1654 году уступила  ее Португалии. Успехи  голландцев в Америке  были незначительными  по сравнению с  их деятельностью  в Азии. Торговля  Вест-Индской компании  не приносила большой  прибыли, и в  1674 году она обанкротилась. 

  Таким образом,  Голландия в XVII веке стала европейским  и мировым торговым  центром, сменив  в этой роли  Португалию. Голландия  также взяла на  себя функции посреднической  торговли с Северной  и Восточной Европой,  которые ранее  выполняла немецкая  Ганза. Голландские  купцы торговали  зерном, древесиной, вином, мясом, солью,  рыбой, металлами,  оружием и т.п.  Балтийское направление  стало преобладающим  в ее европейской  торговле: в 1666 году  оно поглощало  до 75% всех капиталов  амстердамской биржи.  Половина голландского  флота была занята  на Северном и  Балтийском морях.  В 1620 году через  пролив Зунд между  Скандинавским полуостровом  и островом Зеландия  прошло 1600 голландских  кораблей. Из Скандинавии,  Восточной и Северной  Германии, Прибалтики, Польши, России вывозились  хлеб, скот, лен, воск, меха, кожа, пенька  и другие товары.

  В голландском  товарообороте Россия  занимала значительное  место, хотя на  российском рынке  голландские купцы  соперничали с  англичанами. Основные  торговые потоки  шли через Архангельск11. Кроме перечисленных  выше товаров из  России вывозились  льняное полотно,  парусина, икра, щетина, поташ. 

  После окончания  Тридцатилетней войны  (1618-1648) Голландия  заняла господствующее  положение в европейской  торговле. Кроме того, имея огромный  торговый флот, насчитывавший  в середине XVII века  около 22 тыс. судов  (что составляло  почти 75% европейского  торгового флота), она превратилась  в мирового перевозчика  грузов.

  В XVII веке в  Голландии была  создана мощная  судостроительная  промышленность, уровень  которой был чрезвычайно  высоким. Только  в Амстердаме и  Зандаме насчитывалось  около 130 верфей, где  строились первоклассные  корабли. Их создание  обходилось Голландии  в несколько раз  дешевле, чем Англии  и другим странам,  благодаря хорошо  отлаженному массовому  производству. Во  многих городах  страны существовали  многочисленные мануфактуры,  выпускавшие канаты, паруса, пиломатериалы  и другую продукцию,  необходимую для  создания кораблей. На судостроительных  предприятиях были  заняты тысячи  плотников, столяров  и других высококвалифицированных  мастеров, на эти  верфи приезжали  люди из разных  стран (в частности,  из России), чтобы  научиться строить  корабли. Многие  страны закупали  корабли в Голландии,  в том числе  и Англия, пытавшаяся  составить ей конкуренцию  на море.

  Исключительно важное  место в экономике  Голландии занимало  рыболовство, которым  жители побережья  занимались с незапамятных  времен. В 1610 году  здесь имелось  1600 морских рыболовных  судов, а к середине XVII века - около 2000. В  этой отрасли было  занято более 100 тыс. человек. Особую  роль играла заготовка  сельди, которую потом  засаливали и экспортировали  во многие страны  Европы.

  Однако в целом  развитие промышленности  в Голландии имело  весьма ограниченный  характер, за исключением  суконного производства, сосредоточенного  в провинции Фландрия. В середине XVII века  прославились предприятия города Лейдена, выпускавшие особенно тонкие шерстяные ткани, где более 37 тыс. ткачей обслуживали 3,5 тыс. станков. Но во второй половине XVII века лейденские предприятия стали испытывать острую конкуренцию со стороны английских сукноделов, которые уже перешли на стадию мануфактур, в то время как в Лейдене еще ощущался консерватизм цехового строя.

  Процесс создания  мануфактур затронул  прежде всего предприятия  пищевой и легкой  промышленности. Одними  из первых возникли  мануфактуры по  переработке сахара, работавшие на  привозном сырье  и в основном  удовлетворявшие  потребности всей  Европы в этом  продукте. Следует  также отметить, что  мануфактуры, производившие  пиво, сыры, шелковые  ленты, кружева,  обивку для мебели, кожу и другие  продукты и товары, по своему уровню  не только не  уступали аналогичным  предприятиям Англии  и Франции, но  даже превосходили  их.

  На достаточно  высоком уровне  находилось производство  льняного полотна,  которое широко  экспортировалось  во многие страны. Со временем в  Гарлеме, а потом  и в других городах  появились шелковые  мануфактуры, чья  продукция успешно  конкурировала по  дешевизне и качеству  с французскими  тканями. Была  широко развита  переработка так  называемых колониальных  товаров - кофе, табака, какао, пряностей,  приносившая огромные  прибыли предпринимателям.

  В начале XVII века  наиболее активно  развивалась банковская  система Голландии.  В 1609 году был  создан Амстердамский  банк, кредитные операции  которого получили  особый размах. Этот  банк очень быстро  стал распоряжаться  невиданными ранее  капиталами, что позволило  Амстердаму получить  статус не только  столичного города, но и мирового  финансового центра. Сюда устремились  капиталы из многих  стран, поскольку  здесь были установлены  самые низкие ссудные  проценты. Эту роль  всемирного центра  кредитных операций  Амстердам выполнял  долгое время,  являясь одновременно  средоточием различных  ажиотажных спекуляций. Примером тому  можно считать  знаменитую тюльпаноманию  1634-1637 годов, когда  ажиотаж вокруг  тюльпанов принес  огромные доходы  тем, кто имел  монополию на выращивание  и продажу этих  цветов.

  Большие успехи  были достигнуты  в сельском хозяйстве,  которое развивалось  в основном на  осушенных полях  (польдерах). Здесь  применялись передовые  интенсивные технологии, в частности многопольные  севообороты и  плодосменная система,  совершенно не  использовавшиеся  в других странах  Европы. Процветали  также животноводство, огородничество и  садоводство (особенно  выращивание тюльпанов).

Причины отставания экономики  Голландии. И все  же, несмотря на то что  Фландрия (как и  Флоренция) была родиной  мануфактурного производства, голландская промышленность в целом во второй половине XVII века начала отставать от английской. Причин для такого отставания было много, в том числе  и то, что северным провинциям страны приходилось  тратить много  сил и средств  на борьбу с водами Северного моря, которые  постоянно заливали побережье, нанося огромный урон экономике. В  этих условиях магистрат  Амстердама в 1678 году объявил о восстановлении всех цеховых привилегий, получивших вскоре распространение  и в других городах, что затрудняло внедрение  прогрессивного мануфактурного производства в новых  отраслях. К тому же для развития фабричной  промышленности Голландии  явно не хватало сырья  и наемных работников.

  Кроме того, Голландия  не устанавливала  таможенные тарифы, как это делали  другие страны, поскольку  протекционизм был  невыгоден для  посреднической торговли  голландских купцов. Отсутствие защиты  отечественных производителей  со стороны государства  также не способствовало  расцвету голландской  промышленности.

  В экономике Голландии  преобладал торговый  капитал, который  не имел достаточно  мощной промышленной  базы, поэтому голландские  купцы находились  в большой зависимости  от политической  и экономической  ситуации в других  странах Европы.

  Огромные последствия  для экономики  Голландии в середине XVII века имело усиление  позиций Англии. Особо  ощутимый удар  по ее интересам  нанес известный  Навигационный акт  О. Кромвеля (1651), запрещавший  поставлять в Англию  товары из других  стран на голландских  и иных кораблях.

  В конце XVII века  стали ощущаться  первые признаки  экономического упадка, и прежде всего  отток капиталов  Из страны. Голландия  постепенно утрачивала  свои ведущие экономические  и торговые 

  позиции. В этой  роли Голландию  сменила Англия, превосходившая  ее по уровню  промышленного развития. В конце XVII-начале XVIII века отношения  между этими странами  вылились в военные  столкновения, которые  закончились в  пользу Англии. Экономическая  звезда Голландии  стала клониться  к закату. В течение  XVIII века она все  больше уступала  Англии и наконец  утратила статус  великой державы.  Однако следует  отметить, что экономическое  отставание Голландии  не явилось для  нее той катастрофой,  которую испытали  в аналогичных  условиях Испания,  Италия, Португалия. Голландия по-прежнему  оставалась страной  с развитой рыночной  экономикой.

Моё личное мноение по прочитанному

Судя по дальнейшему  содержанию, труд Э.Бааша страдал  и страдает всеми недостатками, присущими  трудам буржуазных ученых, и особенно главным из них - автор не читал  трудов Маркса и Ленина. Что вселяет  надежду найти в книге действительно  экономическую историю Голландии XVI-XVIII веков. Но тем не менее эта книга в действительности помогла мне шире взглянуть на экономику не только Голландии, но и по её примеру соотнести с другими, как Европейскими, так и Российской экономикой того времени. И мне кажется, что такой системой не помешало бы воспользоваться и нашей стране, не смотря на время и период её существования.

Информация о работе Бааш Э. История экономического развития Голландии XVI-XVIII веках, М., 1949