Автоматизированные банковские системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 15:51, реферат

Описание работы

Автоматизированные системы обработки информации – это системы или комплексы систем, предназначенные для автоматизации обработки определенного вида информации (экономической, географической, статистической и т.д.).
Одним из важных направлений совершенствования управления народным хозяйством является внедрение экономико-математических моделей и технических средств в управленческий процесс. Ни одна система управления не может обойтись без ЭВМ и другой техники. Поэтому планомерно производится автоматизация банковской деятельности. Автоматизация не только улучшает работу банка, но является органичным элементом этой работы.

Содержание

Введение 3
Автоматизированные банковские системы (АБС) 3
Организационное обеспечение АБС 5
Информационное обеспечение АБС 6
Техническое оснащение современных АБС 8
Программное обеспечение АБС 9
Системы защиты АБС 10
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Работа содержит 1 файл

avt-bank-sys.doc

— 114.00 Кб (Скачать)

-средства  вычислительной техники (ВТ);

-оборудование  локальных вычислительных сетей  (ЛВС);

-средства телекоммуникации и связи;

-оборудование, автоматизирующее различные банковские  услуги: автоматы-кассиры и т.д.

-средства, автоматизирующие  работу с денежной наличностью  (для подсчета и подтверждения подлинности купюр и другие).

Важнейшими  факторами, влияющими на функциональные возможности и эффективную работу банковских систем, являются состав технических средств, их архитектура и набор базового (системного) ПО, на основе которого строится прикладная часть системы.

Использование средств ВТ, в основном, ориентировано на персональные компьютеры, в частности, на IBM совместимые. Широко применяются локальные сети ПЭВМ с центральным ПЭВМ - сервером. Создание информационных систем для крупных банков строится на основе более мощной центральной мини – ЭВМ и относительно дешевых терминалов или ПЭВМ. В качестве центральной ЭВМ могут использоваться, например, многопроцессорные системы, а также системы на RISC – процессорах. Создание распределенных систем на основе локальных сетей с высокопроизводительными ЭВМ, выполняющими роль серверов и ПЭВМ в качестве рабочих станций – основное современное направление технической базы банковских систем.

Автоматизация банковских операций при работе с  наличностью предполагает использование детекторов валют и ценных бумаг, счетчиков купюр и монет, упаковщиков банкнот, машины для уничтожения бумаг и документов. Это оборудование при больших объемах операций значительно сокращает трудоемкость работы, экономит время кассиров, операционистов. Защита от фальшивой наличности при значительных оборотах в обменных пунктах и многочисленных филиалах банка обеспечивает достоверность денежных средств и их сохранность

С целью повышения  производительности и надежности автономных банковских технологий компьютеры объединяются в сети с помощью определенных дополнительных технических и программных средств. В практике банковской деятельности широко распространены ЛВС в пределах одного здания, либо с удаленностью объектов до 1км друг от друга.

Для подключения  устройств к ЛВС достаточно иметь  один канал, соединяющий компоненты сети, кроме того, требуются сетевые адаптеры, которые обеспечивают физическое согласование различных устройств.

Наиболее  распространенные режимы обслуживания пользователей в сети организуются как файл – сервер и клиент –  сервер. Обе модели, имея общую схему обслуживания пользователей, различаются сложностью, объемами работ, разнообразием функций, программно-технической оснащенностью, а так же производительностью. Модель клиент – сервер имеет больше ресурсных возможностей, дает ответы на запросы, тогда как первая – передает файлы по сети.

 

Программное обеспечение  АБС

 

Программным обеспечением (ПО) вычислительной машины называют совокупность программ и сопровождающей их документации, позволяющую использовать вычислительную машину для решения задач. Общая структура программного обеспечения любой системы, включая АБС, представлена на рис. 2

Рис. 2 Структура ПО

Отличительной чертой функционирования АБС является необходимость обработки больших объемов данных в сжатые сроки. При этом основная тяжесть падает на операции ввода, чтения, записи, передачи данных. Это предъявляет весьма жесткие требования к производительности ОС, СУБД и средств передачи данных. Кроме того, значительные объемы информации должны быть доступны в оперативном режиме для обеспечения возможностей анализа, прогнозирования, контроля и прочего. Поэтому базовые средства должны быть в состоянии поддерживать доступ к большим (и постоянно возрастающим) объемам данных без потери производительности.

Базовые средства используются для обеспечения эксплуатации АБС, для разработки прикладной части  программных средств. Базовыми являются ОС, СУБД и другие программные средства системного назначения. В их окружение, под их действием функционируют прикладные программы.

Наличие в  спектре базовых средств сетевых  функций является непременным атрибутом  современных АБС. Сетевые функции  придают системе свойства многоуровневости и многозвенности, а также обеспечивают возможность объединения различных  программных платформ (MS DOS, NetWare, Windows NT, Unix и другие) и, как следствие, возможность гибкого расширения и наращивания системы – дополнения ее новыми рабочими системами, новыми серверами различных классов.

Основным  свойством АБС, с точки зрения прикладных потребительских свойств, является достаточная широта функционального набора.

Перечень  функций, реализуемых банковской системой, можно разделить на две части:

-обязательные;

-дополнительные.

К первым следует  отнести те направления деятельности, которые , как правило, имеют место в любом банке. Выбор вторых зависит от спеацилизации банка.

Прикладные  характеристики АБС, кроме функциональных свойств, должны отвечать также требованиям  интегрированности, конфигурируемости, открытости и настраиваемости системы.

Конфигурируемость банковской системы означает возможность  приобретения различных конфигураций системы (минимальной с последующим расширением путей введения дополнительных модулей). При этом важно учитывать такие характеристики системы, как набор модулей и реализуемых ими функций, степень автономности модулей, наличия межмодульного взаимодействия и формы его реализации (почта между модулями, пересылка управляющих сообщений и другое), возможные конфигурации системы, ее минимальный состав, независимо функционирующие части, варианты расширения.

Интегрированная АБС, объединяющая все банковские процессы, повышает уровень управляемости  банка. Такая система адекватно  отражает все функциональные и информационные связи, существующие в банке, обеспечивает доступ к данным любого уровня, тем самым предоставляя возможность контролировать работу банка с необходимой степенью детализации.

Открытость  системы предполагает в ней наличие  средств для развития и модификации. Современная методология и инструментальные программные средства дают такую возможность. Они получили название CASE средств, позволяют автоматизировать создание и сопровождение ПО. Настраиваемость системы необходима для адаптации к технологии конкретного банка. Необходимость настройки и обычно возникает при установке ЛВС в банке, но может быть и следствием технологических изменений в операциях банка. Тогда настраиваемость непосредственно граничит с открытостью. Настраиваемость предполагает возможность процедурной настройки системы: регламентацию прав пользователей, конфигурирование рабочих мест, определение набора процедур при открытии и закрытии операционного дня и прочее.

 

Системы защиты АБС

 

Безопасность  АБС - защищенность банковской системы от случайного или преднамеренного вмешательства в нормальный процесс ее функционирования, а также от попыток хищения, модификации или разрушение ее компонентов. Безопасность АБС это: безопасность сотрудников, безопасность помещений, ценностей, информационная безопасность. Различают внешнюю и внутреннюю. безопасность АБС. Внешняя - защита от стихийных бедствий и проникновения злоумышленника извне в целях хищения, получения доступа к носителям информации или вывода системы из строя. Внутренняя - обеспечение надежной и правильной работы системы, целостности ее программ и данных. Безопасность информации - состояние информации, информационных ресурсов и информационных систем, при которой с требуемой вероятностью обеспечивается защита информации от утечки, хищения, утраты и т.д.

Цели защиты информации:

1.Предотвращение  хищений, подделок, искажений информации

2.Предотвращение  несанкционированного действия  по уничтожению модификации, блокированию, копированию информации.

3.Сохранение  конфиденциальности информации.

4.Обеспечение  прав разработчиков АБС.

Меры обеспечения безопасности АБС:

- Правовые меры защиты информации - действующие в стране законы, указы и другие нормативные акты, регламентирующие правила обращения с информацией и ответственность за их нарушения.

- Морально-этические меры защиты информации - традиционно сложившиеся в стране нормы поведения и правила обращения с информацией. Эти нормы не являются обязательными, как законодательно утвержденные нормы, однако, их несоблюдение ведет к падению авторитета, престижа человека, организации.

- Организационные (административные) меры защиты - это меры, регламентирующие процессы функционирования АБС, использование ее ресурсов, деятельности персонала, а также порядок взаимодействия пользователей системой таким образом, чтобы максимально затруднить или исключить возможность реализации угроз безопасности информации.

- Физические меры защиты - различные механические, электро или электронно-механические устройства, предназначение для создания физических препятствий на путях проникновения потенциальных нарушителей к абонентам АБС и защищаемой информации, а также техник. средства визуального наблюдения, связи и охранной сигнализации.

 Технические  (аппаратно-программные) средства  защиты - различные электронные устройства  и специальные программы, выполняющие  (самостоятельно или в комплексе с другими средствами) функции защиты информации (идентификацию пользователей, разграничение доступа к ресурсам, криптографическое закрытие информации и т.п.)

Наилучшие результаты по защите АБС достигаются при  системном подходе к вопросам безопасности АБС и комплексном использовании различных мер защиты на всех этапах жизненного цикла системы начиная с ее проектирования.

 Существуют следующие универсальные (общие) способы защиты АБС от различных воздействий на нее:

1.Идентификация  и аутентификация АБС (пользователей процессов и т.д.);

2.Контроль  доступа к ресурсам АБС (управление  доступом);

3.Регистрация  и анализ событий, происходящих  в АБС;

4.Контроль  целостности объектов АБС;

5.Шифрование  данных;

6.Резервирование  ресурсов и компонентов АБС.

Идентификация - это присвоение кода каждому объекту персонального идентификатора. Аутентификация - установление подлинности. Управление доступа - защита информации путем регулирования доступа ко всем ресурсам системы (техническим, программным, элементам баз данных). Регламентируются порядок работы пользователей и персонала, право доступа к отдельным файлам в базах данных и т.д.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Внедрение информационных технологий во все сферы деятельности людей является наиболее важной и актуальной задачей в современном мире. Информационные технологии дают возможность наиболее рационально использовать такие факторы, как время или человеческий. Приводя на пример АБС, можно сказать, что современные информационные технологии уже позволяют координировать деятельность банков, расширять межбанковские связи, комплексно решать проблемы анализа банковской деятельности. Автоматизация информационных и других технологий банка содействуют улучшению качества обслуживания путем создания автоматизированных рабочих мест (АРМ) для специалистов всех уровней. Процесс автоматизации функционирования банковских и прочих финансовых структур сопровождается совершенствованием технологии банковских операций и повышением уровней их управляемости.

Таким образом, перспективная ориентация на автоматизацию абсолютно всех сторон деятельности банков означает постепенный эволюционный переход от более простых программно-аппаратных средств к более сложным с соответствующим наращиванием технического, технологического, кадрового потенциалов с одновременным расширением сфер использования банковского капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. «Автоматизированные информационные технологии в банковской деятельности» под ред. Титоренко Г.А., М.: Финстатинформ, 1997г.
  2. «Автоматизированные системы обработки  экономической информации» под ред. проф. Рожнова В.С., М.: Финансы и статистика, 1986г.
  3. Першин А.Ю. «Банковские системы: анализ компьютерных платформ»/ Технология электронных коммуникаций: сборник, вып.3, т.38, М., 1993г.
  4. Зверев В.С. «Автоматизированные информационные технологии в экономике» Учеб./АГТУ.-Астрахань: Изд-во АГТУ, 2000.-260 с.

 




Информация о работе Автоматизированные банковские системы