Аудит учетной политики

Автор: s**************@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 13:24, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является изложение теоретических, нормативных и практических аспектов аудита учетной политики на предпри-ятии. Данная цель может быть достигнута посредством выполнения последова-тельно поставленных следующих промежуточных задач:
- Характеристика нормативного регулирования учетной политики;
- Описание влияния нормативного регулирования бухгалтерского учета
на учетную политику предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АУДИТА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ………….5
Цель и задачи аудиторской проверки учетной политики………………….5
1.2 Типичные ошибки аудита учетной политики………………………………...12
2 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «КАНЕВСКАЯ РАЙГАЗ»…………..14
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия……………………14
2.2Экономическая характеристика ОАО «Каневская Райгаз»…………….19
2.3. Оценка постановки и ведения бухгалтерского учета ……………………….21
2.4 Оценка системы внутреннего контроля в ОАО «Каневская Райгаз»…………..25
3.АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В ОАО «КАНЕВСКАЯ РАЙГАЗ»………..28
3.1 Расчет уровня существенности и аудиторского риска……………………..28
3.2 Общий план и программа аудита…………………………………………….32
3.2.1 Планирование и программа аудита…………………………………………32
3.3 Результаты аудиторской проверки……………………………………………

Работа содержит 1 файл

АуДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ.docx

— 98.03 Кб (Скачать)

    Путем арифметического подсчета была определена правильность расчета итоговых сумм, расхождений не выявлено.

    Далее проверялась правильность отражения  в отчете резервов предстоящих расходов, в частности, резервов на оплату отпусков. Производилось сравнение данных отчета с соответствующими данными  главной книги. Отклонения также  не установлены.

    Далее производилась проверка отчета о  движении денежных средств (приложение5). При этом руководствовались определениями текущей, инвести-ционной и финансовой деятельности, которые даны в п.15 Указаний, утверж-денных приказом № 67н [7].

    Вначале проводилась проверка правильности переноса данных в графу 4 из отчета предыдущего года графы 3. Для этого  сравнивались отчеты о движении денжных  средств за 2006 г. и 2007г. (приложение 5). Установлены расхождения по сумме средств, направленных на приобретение товаров, работ, услуг, сырья и по прочим расходам: в отчете за 2007 год эти данные занижены. Ошибка эта несущественная, так как на результат (остаток средств) влияния не оказала.

    В ходе проверки устанавливалась тождественность  данных отчета о движении денежных средств с данными главной  книги и журналов-ордеров № 1 и  № 2 (приложения 13, 14).

    Таким образом можно сделать вывод, что в целом отчет сотавляется  в соответствии с требованиями. Однако есть замечания. Не указана сумма  командировочных расходов, хотя движение по этому счету происходило. Имеются  расхождения по средствам, направленным на расчеты по налогам и сборам. Эта сумма в отчете занижена.

    Далее приступают к проверке приложения к  бухгалтерскому балансу (форма №5) (приложение 6).

    В ходе проверки выявлено, что разделы  «Нематериальные активы», «Расходы на освоение природных ресурсов», «Расходы на НИОКР», «Доходные вложения в  материальные ценности» заполняются  вследствие наличия соответствующих активов и обязательств. Для определния правильности заполнения этой формы необходимо сопоставить ее данные с данными регистров аналитического учета. Однако на предприятии регистры не ведутся, формы заполняются путем выборок из различных документов на основании опыта и знаний работников. Поэтому невозможно осуществить проверку заполнения.

    Кроме пяти вышерассмотренных форм  организации  должны представлять и пояснительную  записку в составе годовой  бухгалтерской отчетности. В соответствии с Указаниями №67н [7] содержание пояснительной  записки строго не регламентирован, то есть организации вправе решать, что они будут в ней указывать. Но все равно имеется перечень вопросов, которые предприятия должны раскрывать в записке. Путем осмотра  пояснительной записки ОАО «Каневская Райгаз» установлено, что в ней не выделяются отдельные разделы. Информация представляется в качестве сплошного текста, но основные показатели ( выручка по видам продукции, полученные субсидии и датации, кредиты и займы) приводятся. В целом состав записки соответствует требова-ниям.

    В завершении проверки бухгалтерской  отчетности определяется соблюде-ние взаимоувязки показателей отчетности. Для этого составляются таблицы, в которых указывается показатели каких строк  и в каких формах дожны быть сопоставимы. В результате проверки не было выявлено случаев несоблюдения взаимоувязки показателей отчетности.

    Обобщая результаты аудита за период 2007 года и  вопросы финансовых работников аудируемых предприятий, были  подготовили  следующие рекомен-дации сотрудникам финансовой службы  ОАО «Каневская Райгаз»:

    Нормативная база, которой должны руководствоваться  главные бухгалтера, для подготовки бухгалтерской отчетности к годовому отчету за 2007 год:

  • Федеральный закон от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
  • Приказ Минфина России от 06.06.1999г №43н «бухгалтерская отчетность организаций» ПБУ 4/99;
  • Приказ Минфина России от 22.07.2003г.№67н,
  • Приказ Минфина России от 31.12.2004г. №135н;
  • ПБУ 1/98 – ПБУ 20/03.

    Строки  и показатели отчетности индивидуальны  для каждой организации, в этой связи  особую важность приобретает профессиональной суждение бухгал-тера об отражение той или иной операции. В соответствии с п.4 Приказа Минфина России №67н формы должны быть утверждены приказом руководи-теля организации.  
 
 
 

   Заключение 

    Учетная политика предприятия, как совокупность правил реализации метода бухгалтерского учета, должна обеспечивать максимальный эффект от ведения учета. При этом понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность, объективность, доступность  и полезность для управленческих решений и широкого круга пользователей. Эффективность решения управленческих проблем предприятия зависит  от решения указанной функции  бухгалтерского учета. Учётная политика - это совокупность способов ведения  бухгалтерского учёта, принятая в организации. Поскольку способы отражения  операций в бухгалтерском учёте  учитываются при выработке и  принятии управленческих решений, значение учётной политики достаточно велико. Она является основной для формирования всех остальных организационно-распорядительных документов организации. Поэтому руководителю и главному бухгалтеру следует серьёзно отнестись к формиро-ванию и утверждению учётной политики, так как от этого зависит, насколько эффективной, оперативной и гибкой будет дальнейшая деятельность органи-зации.

    Таким образом, необходимость аудиторских  проверок обуславливается тем, что  наиболее достоверным источником информации о хозяйственной деятель-ности предприятия являются данные бухгалтерского учета и отчетности.

    Можно сделать вывод о том, что аудит  учетной политики - довольно слож-ный процесс, он значительно влияет на его конечные результаты.

   В ходе написания курсовой работы были получены следующие выводы, что для  верного составления налоговой учетной политики налогоплательщик должен соблюдать четыре правила.

   Первое. Организация ОАО «Каневская Райгаз»  вправе выбрать один из нескольких способов, регулирующих порядок определения  налоговой базы и исчисления тех или иных налогов и сборов в Российской Федерации, которые допускает Налоговый кодекс.

   Второе. Выбранные способы учета устанавливаются  в целом по всей организации, в  том числе во всех ее структурных  подразделениях (включая и те, что  выделены на отдельный баланс), независимо от их места расположения.

   Но  обратите внимание на то, что учреждения, финансируемые собствен-ником, являются самостоятельными юридическими лицами, а потому на них не распространяется учетная политика, принятая предприятием-собственником. Это следует из положений ст. 120 ГК РФ.

   Третье. Данные способы учета устанавливаются  на длительный срок - как минимум, на отчетный год. Чаще всего налоговым  периодом по налогам и сборам является год, то есть период времени с 1 января по 31 декабря включи-тельно. В пределах этого периода налоговая учетная политика фирмы может изменяться только в тех случаях, которые прямо предусмотрены в налоговом законодательстве.

   Четвертое. Выбранные варианты налогового учета  должны быть закреплены соответствующим  организационно-распорядительным документом.

   В качестве предложений автор предлагает привлечение стороннего специа-листа в целях оптимизации действующей учетной политики, поскольку это имеет ряд преимуществ перед самостоятельной разработкой мероприятий по улуч-шению учетной политики: это позволяет получить нетрадиционный взгляд на общую картину учета в компании, отказаться от устоявшихся стереотипов, не бояться сложившихся авторитетов и т.д.

   В процессе аудиторского анализа учетной  политики и разработки рекомен-даций по ее совершенствованию можно выделить следующие основные этапы.

   1. Комплексный анализ сложившейся  системы бухгалтерского учета  и условий хозяйствования:

   - общее ознакомление с организацией (ключевые направления деятельности, отраслевая принадлежность, организационно-правовая  форма и т.п.);

   - анализ внешней среды функционирования  организации;

   - выделение отраслевых особенностей  ведения учета;

   - рассмотрение финансовой политики  организации;

   - анализ сложившейся системы бухгалтерского  учета, в том числе действующей  учетной политики;

   - анализ системы внутреннего контроля;

   - формулировка предварительных выводов  об эффективности действующей  учетной политики и возможных  направлениях ее изменения.

   2. Разработка рекомендаций по оптимизации  учетной политики с точки зрения:

   - соблюдения действующих нормативных  документов по бухгалтерскому  учету и налогообложению;

   - повышения надежности внутреннего  контроля;

   - эффективности информационного  обеспечения аппарата управления;

   - соответствия проводимой финансовой  и налоговой политике;

   - снижения трудоемкости учета;

   - обеспечения достоверности финансовой  информации, предоставляемой заинтересованным  пользователям.

   3. Внедрение измененной учетной  политики в практику бухгалтерского  учета:

   - согласование изменений в учетной  политике с руководством организации;

   - подготовка всей внутренней нормативной  документации по учетной политике;

   - проведение обучения сотрудников  по новым способам учета;

   - разработка мероприятий по автоматизации  учетного процесса;

   - контроль эффективности измененной  учетной политики.

    Таким образом, в заключение необходимо отметить:

    1) учетная политика организации  хотя и регламентирует деятельность  бухгалтерии, но также прямо  или опосредованно касается деятельности  всей организации в целом и  отдельных ее подразделений в  частности, поэтому является важным  распорядительным документом;

    2) принимать решения при установлении  положений учетной политики должен  руководитель организации (а не  главный бухгалтер) исходя из  предвари-тельной оценки экономических последствий того или иного выбора и детального рассмотрения всех возможных вариантов; при этом должны учитываться стратегические цели организации и ее экономическое положение на текущий момент;

    3) участвовать в подготовке и  проработке учетной политики  должны практически все структурные  подразделения организации по  направлениям своей деятельности;

    4) работу по подготовке и совершенствованию  учетной политики следует вести  планомерно в течение всего  года; при этом целесообразно  осуществлять постоянный мониторинг  изменений в законодательстве  и различных норма-тивных документах, а также непосредственно в деятельности организации;

    5) учетная политика организации  должна применяться последовательно  из года в год, изменения  в ней должны носить несущественный  характер и являться исключением  из правил. 
 
 
 

    Список  использованных источников 

    1. Налоговый кодекс РФ. Часть I и   II.  
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. 
3. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ. 
4. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 3. Планирование аудита. 
5.Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 4. Су-щественность в  аудите. 
6. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской)  отчетности. 
7. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности №8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом. 
8. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 15 Понимание деятельности аудируемого  лица. 
9. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 22 Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его  собственника.  
10. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98. Утверждено приказом МФ РФ от 09.12.98 г.  №60н. 
11. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом МФ РФ от 06.07.99 г.  №34н.

Информация о работе Аудит учетной политики