Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 19:49, курсовая работа
Цель курсовой работы – исследовать сущность и роль аудита в условиях рыночных отношений.
В соответствии с этим задачи курсовой работы сформулированы так:
- исследовать теоретические основы аудиторской деятельности, цели и задачи аудита как независимого вида контроля.
- рассмотреть правовые и организационные принципы аудиторской деятельности, привести общую классификацию аудиторской деятельности.
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты аудиторской деятельности 5
1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности 5
1.2 Виды аудита. Цели и задачи аудиторской деятельности 8
1.3 Роль аудита в условиях рыночной экономики 14
Глава 2 Принципы, этапы и последовательность проведения аудиторской проверки 17
2.1 Принципы проведения аудита 17
2.2 Общее, предварительное ознакомление и планирование аудита 19
2.3 Системное изучение, выполнение аудита и составление аудиторского заключения 23
Глава 3. Аудит расходов периода 26
3.1 Планирование, определение целей и задач аудита расходов периода 26
3.2 Аудит общих и административных расходов и расходов по процентам 34
3.3 Аудит расходов периода по реализации товарно-материальных ценностей 36
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Курсовая
работа
По дисциплине: «Аудит»
На тему: «Аудит, его сущность и роль в
условиях рыночных отношений»
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты аудиторской
деятельности 5
1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности
5
1.2 Виды аудита. Цели и задачи аудиторской
деятельности 8
1.3 Роль аудита в условиях рыночной экономики
14
Глава 2 Принципы, этапы и последовательность
проведения аудиторской проверки 17
2.1 Принципы проведения аудита 17
2.2 Общее, предварительное ознакомление
и планирование аудита 19
2.3 Системное изучение, выполнение аудита
и составление аудиторского заключения
23
Глава 3. Аудит расходов периода 26
3.1 Планирование, определение целей и
задач аудита расходов периода 26
3.2 Аудит общих и административных расходов
и расходов по процентам 34
3.3 Аудит расходов периода по реализации
товарно-материальных ценностей 36
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложения 42
Введение
В современных экономических отношениях
существует необходимость деятельности
экономических институтов, регулирующих
взаимоотношения различных субъектов
предпринимательской деятельности, среди
которых достойное место может занять
институт аудиторства.
Это характеризуется следующим. Любое
предприятие обязано вести бухгалтерскую
и статистическую отчётность, публиковать
данные о своей деятельности в порядке,
установленном в законодательстве. Обязанность
предприятия вести учёт своего имущества
и совершённых хозяйственных операций,
самостоятельно исчислять и уплачивать
налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую)
отчётность, данными которых могут пользоваться
все заинтересованные предприниматели
и предприятия, вызвало необходимость
независимого вневедомственного финансового
контроля - аудита.
Аудит — это вид деятельности, заключающийся
в сборе и оценке фактов, касающихся функционирования
и положения экономического объекта (самостоятельного
хозяйственного подразделения) или касающихся
информации о таком положении и функционировании,
и осуществляемый компетентным независимым
лицом, которое, исходя из установленных
критериев, выносит заключение о качественной
стороне этого функционирования.
Следовательно, под аудитом понимается
независимая проверка и выражение мнения
о финансовой отчетности предприятия.
Главная цель аудита состоит в определении
достоверности и правдивости финансовой
отчетности субъекта проверки, а также
контроле за соблюдением клиентом законов
и норм хозяйственного права и налогового
законодательства.
Этим определяется актуальность темы
курсовой работы.
Цель курсовой работы – исследовать
сущность и роль аудита в условиях рыночных
отношений.
В соответствии с этим задачи курсовой
работы сформулированы так:
- исследовать теоретические основы
аудиторской деятельности, цели и задачи
аудита как независимого вида контроля.
- рассмотреть правовые и организационные
принципы аудиторской деятельности, привести
общую классификацию аудиторской деятельности.
- рассмотреть роль аудиторской деятельности
в условиях рыночной экономики.
Теоретической и методологической основой
послужили труды и Указы президента Республики
Казахстан, Законы Республики Казахстан,
постановления правительства Республики
Казахстан, монографические труды отечественных
и зарубежных ученых экономистов и финансистов.
Глава 1 Теоретические аспекты аудиторской
деятельности
1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности
В Республике Казахстан финансовый контроль
осуществляется в виде государственного
финансового контроля и аудиторской деятельности,
которые находятся в стадии становления
и постепенного совершенствования в соответствии
с потребностями правового государства.
Государственное управление финансами
возложено Конституцией Республики Казахстан
на высшие органы государственной власти
и управления: Парламент, Аппарат Президента,
Правительство, Министерство финансов,
Министерство государственных доходов
Республики Казахстан.
Аппарат финансовой системы проводит
свою деятельность в соответствии с Конституцией
Республики Казахстан, с действующим законодательством,
распоряжениями Правительства республики,
решениями местных администраций, приказами,
инструкциями и указаниями Министерства
финансов, Министерства госдоходов и налоговых
органов.
Основные функции включают: проверку
правильности образования государственных
средств, их сохранности и целевого использования;
контроль правильности и эффективности
использования кредитных ресурсов; осуществление
обоснованности и правомерности действий
кредитных учреждений в части использования
средств организаций и физических лиц;
контроль государственного внутреннего
и внешнего долга.
Аудит — это лицензируемая предпринимательская
деятельность аттестованных независимых
юридических и физических лиц (аудиторских
компаний и отдельных аудиторов) — законных
участников экономической деятельности,
направленная на подтверждение достоверности
финансовой, бухгалтерской и налоговой
отчетности, для уменьшения, до приемлемого
уровня информационного риска для заинтересованных
пользователей бухгалтерской отчетности,
представляемой предприятием (организацией)
собственникам, а также другим юридическим
и физическим лицам.
Данное определение аудита отражает:
- единую цель проведения аудита —
подтверждение достоверности отчетности,
снижение риска использования ее в экономической
деятельности;
- единые требования ведения аудита
— наличие аттестатов и лицензий;
- единые и обязательные условия —
аудит проводится независимыми субъектами.
Аудиторская деятельность (аудит) в Казахстане
представляет собой предпринимательскую
деятельность аудиторов (аудиторских
фирм) по осуществлению вневедомственных
проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности,
документов бухгалтерского учета, налоговых
деклараций и других финансовых обязательств
и требований экономических субъектов,
а также оказанию иных аудиторских услуг.
Аудитор (от лат. auditor — слушатель, ученик,
последователь) — лицо, проверяющее состояние
финансово-хозяйственной деятельности
предприятия за определенный период. Аудитор
отличается от ревизора по своей сущности,
по подходу к проверке документации, по
взаимоотношениям с клиентом, по выводам,
сделанным по результатам проверки, и
т.д.
Аудиторская деятельность включает
помимо проверок оказание различного
рода услуг: ведение и восстановление
учета, консультации по вопросам ведения
учета, налогообложения, обучение и др.
Известный американский специалист
в области теории и практики аудита проф.
Дж. Робертсон подчеркивает, что аудит
— это деятельность, направленная на уменьшение
предпринимательского риска. И далее заключает,
что аудит способствует уменьшению до
приемлемого уровня информационного риска
для пользователей финансовых отчетов.
Можно примерно подсчитать (спрогнозировать)
этот риск и определить вероятность благоприятных
событий. В то же время предпринимательский
риск компании (фирмы, организации) прямого
влияния на аудиторов не оказывает.
Аудит отличается и от судебно-бухгалтерской
экспертизы. Отличие состоит в том, что
аудит — независимая проверка, а судебно-бухгалтерская
экспертиза осуществляется по решению
судебных органов. Специфика судебно-бухгалтерской
экспертизы проявляется в ее процессуально-правовой
форме, обеспечивающей получение источника
доказательств в применении экспертных
знаний в области бухгалтерского учета
в ходе исследования совершенных хозяйственных
операций.
Аудит существует независимо от наличия
или отсутствия уголовного или гражданского
дела, в то время как судебно-бухгалтерская
экспертиза не может существовать вне
уголовного или арбитражного дела, поскольку
представляет собой процессуально-правовую
форму (правовую сторону данного вида
экспертизы).
Аудиторская деятельность должна быть
организована в соответствии с документами,
относящимися к двум группам: государственные
законодательные акты; аудиторские стандарты.
Аудиторская фирма - это организация,
основным видом деятельности которой
является оказание аудиторских услуг.
Аудиторские фирмы могут создаваться
на основе любых форм собственности.
Основной целью их является обеспечение
предприятий, их партнеров объективной
информацией о финансовом состоянии обслуживающих
предприятий и достоверности их отчетности,
соответствии совершенных ими финансовых
и хозяйственных операций законам и нормативным
актам, действующих на территории РК.
Принимая во внимание необходимость
без отлагательного установления правовых
основ аудиторской деятельности как независимого
вневедомственного контроля, 20 ноября
1998 г. принят Закон "Об аудиторской деятельности
в РК", определив тем самым правовые
основы осуществления аудиторской деятельности
и направление на создание системы независимого
контроля, способствующий защите имущественных
интересов собственника и государства.
За нарушение требований Законодательства
Республики Казахстан при осуществлении
аудиторской деятельности аудитор может
быть лишен квалифицированного свидетельства
и лицензии, а аудиторская фирма лицензии.
1.2 Виды аудита. Цели и задачи аудиторской
деятельности
Цели и задачи аудиторской деятельности
весьма многогранны. Общая классификация
аудиторской деятельности представлена
на рис.1.
Исходя из приведенной классификации
целесообразно рассматривать цели и задачи
аудиторской деятельности. Примат в этом
отношении принадлежит именно внешнему
аудиту, цель и основные задачи которого
приведены в казахстанских стандартах
по аудиторской деятельности № 7.
Рис. 1. Общая классификация аудиторской
деятельности в Казахстане
Главная цель внешнего аудита — дать
объективные, реальные и точные сведения
об аудируемом объекте.
Достижению главной цели способствуют
особенности (требования) ведения аудиторской
деятельности: независимость и объективность
при проведении проверок; конфиденциальность,
профессионализм, компетен-тность и добросовестность
аудитора; использование методов статистики
и экономического анализа; применение
новых информационных технологий; умение
принимать рациональные решения по данным
аудиторской проверки; доброжелательность
и лояльность по отношению к клиентам;
ответственность аудитора за последствия
его рекомендаций и заключений по результатам
аудиторских проверок; содействие росту
авторитета аудиторской профессии. Перечисленные
выше особенности определяют нормы поведения
аудитора.
Независимость аудитора обусловливается
тем, что он не является сотрудником государственного
учреждения, не подчинен контрольно-ревизионным
органам и не работает под их контролем,
соблюдает стандарты профессионального
аудиторского объединения (ассоциации),
не имеет на проверяемых предприятиях
никаких имущественных или личных интересов.
Объективность обеспечивается высокой
профессиональной подготовкой аудитора,
большим практическим опытом, знанием
новейшей методической литературы.
Конфиденциальность — важнейшее требование
при осуществлении аудиторской деятельности.
Аудитор не должен предоставлять никакому
органу каких-либо сведений о хозяйственной
деятельности проверяемого им объекта.
За разглашение секретов своих клиентов
он должен нести ответственность по закону,
а также моральную, а если предусмотрено
договором, то и материальную ответственность.
Аудитор должен обладать необходимой
профессиональной квалификацией, заботиться
о поддержании ее на должном уровне, соблюдать
требования нормативных документов. Аудитор
не должен оказывать клиенту услуги в
тех областях экономики, в которых не имеет
достаточных профессиональных знаний.
Применение методов статистики и экономического
анализа позволяет организовать анализ
проведенных проверок на высоком научном
уровне, получить более объективные и
достоверные данные для принятия решений.
Применение новых информационных технологий
заключается преимущественно в использовании
вычислительной техники для организации
аудиторской деятельности. Это касается
и проведения проверки, и анализа отчетности,
ведения и восстановления учета.
По результатам проверки аудитор может
сделать необходимые рациональные выводы,
которые помогут клиенту в организации
работы и ведении бухгалтерского учета.
Ответственность аудитора проявляется
в том, что он отвечает за свое заключение
о финансовых отчетах проверяемого предприятия.
Ответственность за содержание отчетов
несет руководство проверяемого предприятия.
Внешний аудит проводится на договорной
основе аудиторскими фирмами или индивидуальными
аудиторами с целью объективной оценки
достоверности бухгалтерского учета и
финансовой отчетности хозяйствующего
субъекта.
Внешний аудит в Республике Казахстан
с точки зрения направлений аудиторской
деятельности и отраслевых особенностей
подразделяется на общий аудит, страховой
аудит, аудит банков, аудит бирж, внебюджетных
фондов и инвестиционных институтов.
Внутренний аудит представляет собой
независимую деятельность в организации
по проверке и оценке ее работы в интересах
руководителей. Цель внутреннего аудита
— помочь сотрудникам организации эффективно
выполнять свои функции. Внутренний аудит
проводят аудиторы, работающие непосредственно
в данной фирме. В небольших организациях
может и не быть штатных аудиторов. В этом
случае проведение внутреннего аудита
можно поручить ревизионной комиссии
или аудиторской фирме на договорных началах.
Аудит может быть инициативным (добровольным),
когда он проводится по решению руководства
предприятия или его учредителей, или
обязательным, если его проведение обусловлено
прямым указанием в федеральном законе
или постановлении Правительства РК.
Основная цель инициативного аудита
— выявить недостатки в ведении бухгалтерского
учета, составлении отчетности, в налогообложении,
провести анализ финансового состояния
хозяйствующего объекта и помочь ему в
организации учета и отчетности.
Инициативный аудит проводится обычно
по решению руководства экономического
субъекта. Цели инициативного аудита могут
быть самыми различными: контроль и анализ
состояния бухгалтерского учета в целом
или отдельных его разделов; выявление
состояния финансовой отчетности; организация
делопроизводства по бухгалтерскому учету;
оценка применяемых средств и методов
автоматизации учета; оценка состояния
расчетов по налогообложению и др.
Можно назвать несколько причин проведения
инициативного аудита. Во-первых, многие
предприятия, особенно эксгосударственные,
ранее подвергавшиеся тщательному внутриведомственному
контролю, прошедшие в последние годы
процедуру приватизации и акционирования
и превратившиеся в акционерные общества,
лишились контроля со стороны специальных
органов. Во-вторых, текучесть бухгалтерских
кадров, которая в свою очередь вызывается
различными обстоятельствами — недостаточно
высокой оплатой, нежеланием руководства
новых экономических структур относиться
к главному бухгалтеру как к одному из
основных контролеров за законностью
хозяйственных операций и др. В-третьих,
низкая квалификация бухгалтерских кадров
на некоторых предприятиях, особенно на
вновь образованных.
Руководители предприятий и организаций,
сталкивающиеся с такими проблемами, сами
обращаются в аудиторские фирмы с просьбами
о помощи.
Инициативный аудит может быть как комплексным,
так и тематическим, т. е. в этом случае
контролю и анализу подвергаются только
отдельные разделы и участки учета. Различной
может быть и глубина проверки: полная
и сплошная проверка данных учета начиная
с первичных документов, проведение инвентаризации
активов и обязательств, выборочная проверка
данных первичного учета или только данных,
содержащихся в учетных регистрах и отчетности.
Если инициативный аудит носит комплексный
характер, то охватывает все приведенные
выше цели. Методика проведения инициативного
аудита не отличается от проведения обязательного
аудита.
Аудит по специальным аудиторским заданиям
проводится по проверке отдельных статей
бухгалтерской отчетности, качественного
состояния имущества, юридической и экономической
экспертизы договоров (контрактов), регулирующих
гражданско-правовые отношения, эффективности
использования капитала и другим вопросам,
непосредственно связанным с финансово-хозяйственной
деятельностью экономического субъекта.
В последовательном развитии аудита
можно выделить три стадии: подтверждающую,
системно-ориентированную и стадию аудита,
базирующуюся на риске.
На подтверждающей стадии аудита при
проведении проверки аудитор-бухгалтер
проверял и подтверждал практически каждою
хозяйственную операцию, параллельно
с бухгалтером создавал собственные учетные
регистры. В настоящее время такую услугу
назвали бы восстановлением или ведением
учета.
Поскольку аудит — деятельность предпринимательская,
направленная на извлечение прибыли, аудиторы
должны применять такие методы проверки,
которые позволили бы максимально сократить
время на проведение проверки, не снижая
качества.
Системно-ориентированный аудит предусматривает
наблюдение систем, которые контролируют
операции. Развитие аудита на данной стадии
привело к тому, что аудиторы стали проводить
экспертизу на основе внутреннего контроля.
При хорошей работе системы внутреннего
контроля облегчается проведение внешнего
аудита.
Аудит, базирующийся на риске, — такой
вид аудита, когда проверка может проводиться
выборочно исходя из условий работы предприятия,
в основном узких мест (критических точек)
в его работе. Сосредоточив аудиторскую
работу в областях с более высоким риском,
можно сократить время, затрачиваемое
на проверку областей с низким риском.
Те, кто полагается на суждение аудиторов,
считают, что это может обеспечить более
эффективную в отношении затрат проверку.
По объекту изучения принято выделять
три вида аудита: финансовый, на соответствие
и операционный
Финансовый аудит (аудит финансовой
отчетности) предусматривает оценку достоверности
финансовой информации. В качестве критериев
оценки обычно выступают общепринятые
принципы организации бухгалтерского
учета. Финансовый аудит проводится преимущественно
независимыми аудиторами, результатом
работы которых является заключение относительно
финансовых отчетов.
Аудит на соответствие предназначен
для выявления соблюдения предприятием
конкретных правил, норм, законов, инструкций,
договорных обязательств, которые оказывают
воздействие на результаты операции или
отчеты. В процессе проверки на соответствие
устанавливают, соответствует ли деятельность
предприятия его уставу, правильно ли
начисляются средства на оплату труда,
обоснованно ли производится начисление
и уплата налогов и др. Проверки на соответствие
требуют установления соответствующих
критериев для оценки финансовой отчетности.
Операционный аудит используется для
проверки процедур и методов функционирования
предприятия, для оценки производительности
и эффективности. Его можно эффективно
использовать для проверки выполнения
бизнес-планов, смет, различных целевых
программ, работы персонала и др. Иногда
такой аудит называют аудитом эффективности
работы предприятия или деятельности
администрации.
В зависимости от намеченных целей операционный
аудит проводится: на межотраслевом, отраслевом,
внутрихозяйственном уровне; внешними
или внутренними аудиторами; в интересах
внешних либо внутренних пользователей.
1.3 Роль аудита в условиях рыночной экономики
Аудиторский контроль широко применяется
в мировой практике. В его основе лежит
взаимная заинтересованность государства,
администрации предприятий и их владельцев
в достоверности учета и отчетности.
В условиях плановой, централизованно
управляемой экономики потребность в
независимом финансовом контроле в РК
не возникала. Его вполне заменяла система
ведомственного и вневедомственного контроля,
направленная на выявление нарушений
и злоупотреблений в финансово-хозяйственной
деятельности предприятий, ошибок и отступлений
в отчетности, нахождение и наказание
виновных.
С переходом к рыночным отношениям в
Казахстане стали создаваться кооперативы,
частные фирмы, совместные предприятия,
которые уже не являлись собственностью
государства и в связи, с чем изменились
формы контроля государства за предпринимательской
деятельностью. В данное время каждое
предприятие становится самостоятельным
хозяйствующим субъектом, осуществляет
свою деятельность без какого-либо руководства
со стороны министерств и ведомств, без
регулирующего воздействия государственного
плана. Предприятие самостоятельно распоряжается
выпускаемой продукцией и полученной
прибылью, оставшейся в его распоряжения
после уплаты налогов и других обязательных
платежей. Законы и иные правовые акты
устанавливают порядок создания фондов
и резервов, отнесение амортизационных
отчислений, коммерческих и командировочных
расходов на результаты хозяйственной
деятельности предприятия, и предприятия,
руководствуясь этими правилами, самостоятельно
рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные
платежи.
Любое предприятие обязано вести бухгалтерскую
и статистическую отчётность, публиковать
данные о своей деятельности в порядке,
установленном в законодательстве. Обязанность
предприятия вести учёт своего имущества
и совершённых хозяйственных операций,
самостоятельно исчислять и уплачивать
налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую)
отчётность, данными которых могут пользоваться
все заинтересованные предприниматели
и предприятия, вызвало необходимость
независимого вневедомственного финансового
контроля - аудита.
Таким образом, развитие рыночных отношений
обуславливает необходимость принятия
большого количества новых нормативных
документов, регламентирующих новые вопросы
деятельности предприятий; бухгалтерского
учета и отчетности; налогообложение и
порядок формирования себестоимости продукции.
В связи с этим появились первые нарушения
(порой неумышленные) в соблюдении требований
нормативных документов, относящихся
к хозяйственной деятельности предприятия.
Органы, на которые возлагались обязанности
по оказанию помощи предприятиям в правильности
применения тех или иных законодательных
актов, сами, в силу их малочисленности
и перегруженности работой, оказались
не готовы к такой работе. В связи с этим
возникает необходимость создания новой
формы контроля за деятельностью предприятий,
который включал бы в себя консультирование
по вопросам организации и ведения бухгалтерского
учета, правильность исчисления налогов,
правовой позиции и другие виды услуг.
Собственники и, прежде всего, коллективные
собственники, а также кредиторы лишены
возможности самостоятельно убедиться
в том, что все многочисленные операции
предприятия, зачастую очень сложные,
законны и правильно отражены в отчетности.
Так как обычно они не имеют доступа к
учетным записям, соответствующего опыта,
поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации
о результатах деятельности предприятий
и соблюдении ими законодательства необходимо
государству для принятия решений в области
экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы государственным
органам, судам, прокурорам и следователям
для подтверждения интересующей их финансовой
отчетности.
Информация о работе Аудит, его сущность и роль в условиях рыночных отношений