Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 14:16, курсовая работа
Данная работа посвящена оценке применения лизинговых схем в российской практике, сегодняшнему состоянию и перспективам развития лизингового сектора российской экономики. В настоящее время большинство российских предприятий не имеет достаточной суммы собственных денежных средств для приобретения современного производственного оборудования. В связи с этим возникает необходимость привлечения дополнительных средств, самым распространенным способом которого является получение банковских кредитов. Одним из альтернативных видов организации финансирования является лизинг.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АРЕНДЫ И ЛИЗИНГА 6
Аренда 6
Лизинг 7
2. КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ЛИЗИНГА…………………………………10
Виды лизинга………………………………………………………………………..10
Преимущества и недостатки лизинга для различных субъектов .13
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА.....…….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…
6. международные
лизинговые компании. Сотрудничество
с лизинговой
компанией, относящейся к тому или иному
типу, как правило, имеет особенности,
которые необходимо учитывать при проведении
переговоров, окончательном
выборе лизингодателя и заключении с ним
лизингового контракта.
Факторы, сдерживающие развитие лизинга в России.
Основными препятствиями для развития лизинга в России являются:
- Отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т.к., она приобретает оборудование за полную стоимость.
- Макроэкономическая и политическая неопределенность обстановки в стране. В настоящее время все правовые отношения, основанные на отсрочке платежа, тормозятся экономической нестабильностью, отсутствием надежной макроэкономической стабилизации и признаков устойчивого роста в экономике, что порождает у хозяйствующих субъектов определенное состояние неуверенности в завтрашнем дне. Между тем, основная идея лизинга состоит в возможности "растянуть " во времени выплату стоимости имущества при сохранении права на приобретения его в собственность по остаточной стоимости. При нынешней экономической ситуаций, какая организация может позволить себе сегодня ждать возврата средств в течение 5-7 лет (обычный срок финансового лизинга)? Именно это обстоятельство в значительной степени сдерживает развитие лизинга в России.
3. СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛИЗИНГА
Среди новых тенденций рынка лизинга эксперты отмечают более четкую его структурированность, на нем ясно становятся видны различные сегменты. Во-первых, определились крупные универсальные игроки, как правило, связанные с банками и финансово-промышленными структурами. Во-вторых, компании, ориентированные на так называемую лизинговую розницу, сосредотачиваются в основном в сфере лизинга автотранспорта. В-третьих, на рынке присутствуют лизинговые компании, аффинированные с иностранными банками и поставщиками оборудования.
Продолжается быстрый рост величины лизингового портфеля большинства лизинговых компаний, наиболее заметным (по удельному весу) стал лизинг автомобилей, позволяющий крупным перевозчикам регулярно обновлять парк машин. Качество лизингового портфеля при этом остается на хорошем уровне.
Лизинг охватил практически все регионы страны. Конкуренция между различными лизинговыми компаниями наблюдается в основном в секторах автомобильного лизинга, легковой и грузовой техники. Косвенным образом на ценовые условия автолизинга влияет галопирующее развитие программ автокредитования, которое предлагают многие российские банки.
В настоящее время средняя маржа лизинговой компании по сделке составляет 3-7% годовых при среднем размере авансового платежа 20-30%.
Почти все новые виды лизингового бизнеса пока находятся вне правовой базы, которая не прописывает их определения. Положение усугубляется тем, что фискальные органы негласно включили лизинг в категорию схем уклонения от уплаты налогов. Однако лизинговые компании активно внедряют новые технологии, зачастую работая на грани фола, это способствует развитию отечественного рынка лизинга как по суммарному объему контрактов, так и по разнообразию предлагаемых услуг, приближается к европейскому. Сумма сделок финансовой аренды, заключенных в прошлом году, превысила 270 млрд руб. Прирост объема контрактов лизинга автомобилей, железнодорожного транспорта и сельскохозяйственной техники в последние годы составлял по 30 - 70% годовых. Эти отрасли стали локомотивом развития всего отечественного рынка финансовой аренды, на котором за пять лет стоимость ежегодно заключаемых договоров увеличилась в шесть раз. Хотя следует признать, что опережающие темпы роста железнодорожного и агролизинга были обусловлены значительным участием государства. Оно вложило большие деньги в национальный проект «Поддержка агропромышленного комплекса», при этом большинство инвестиций осуществлялось в государственную лизинговую компанию «Росагролизинг». Именно ее работа обеспечила рост рынка финансовой аренды сельхозтехники и племенного скота - объем контрактов, заключенных этой компанией в 2006 году, превысил 7,2 млрд руб. Рынок лизинга железнодорожного транспорта вырос за счет влияния «Российских железных дорог» (РЖД), которые выбрали финансовую аренду как приоритетный инструмент обновления своего уже порядком износившегося парка техники. Так, в 2006 году компания РЖД приобрела в лизинг основных средств на сумму 20,4 млрд руб., а в нынешнем - лизинговая программа будет реализована уже в размере, превышающем 25 млрд руб.
Единственный вид лизинга, который развивался так же интенсивно, но без вмешательства государства - это финансовая аренда автомобилей. «Автолизинг -самый крупный из трех китов рынка финансовой аренды (его доля оценивается в 25-30%) и самый рыночный, на нем конкуренция очень жесткая, а клиенты более разборчивы. Поэтому операторы рынка лизинга автомобилей предлагают огромное количество продуктов, специфических услуг и программ, ориентированных на самые разные клиентские группы. Именно в отрасли финансовой аренды автомобилей прошли «обкатку» новейшие лизинговые технологии, такие как возвратная и оперативная схемы, экспресс- и операционный лизинг, лизинг без оценки финансового состояния клиента. Некоторые из этих технологий уже применяются в других отраслях. Все эти направления бизнеса успешно развиваются даже несмотря на то, что некоторые схемы работы пока находятся фактически вне правового поля, например в сентябре Москоммерцбанк объявил о заключении первой сделки по предоставлению автомобиля в лизинг физическому лицу. Однако юридически лизинга для частных лиц в России не существует, но услуга, которая так называется, представляет определенный интерес для покупателя автомобиля. Банк сообщил, что предложил рынку "аналог наиболее распространенного и популярного способа приобретения новых автомобилей физическими лицами в развитых странах Европы и мира". Его отличие от обычного автокредита состоит в том, что клиент не приобретает автомобиль в собственность. В развитых странах стандартной является услуга, когда покупатель, оплатив только страховку, получает новый автомобиль, выплачивает в течение установленного срока арендные платежи, в конце срока аренды меняет автомобиль на новый по той же схеме. Казалось бы, причем тут лизинг? Судя по описанию, речь идет о классической схеме аренды - правда, с правом выкупа. Понятно, что сейчас лизинг - модное слово. Но исходя из определения этого термина в Гражданском кодексе, лизинга для физических лиц в нашей стране не существует. То есть употребление кредитными организациями понятия "лизинг" применительно к физическим лицам является исключительно маркетинговым ходом.
Вот как реализуется эта схема: банк выдает кредит лизингодателю, тот отдает автотранспорт в лизинг некоему юридическому лицу, которое уже может сдать машину либо в сублизинг, либо в аренду физическому лицу. Все эти сделки абсолютно чисты с точки зрения законодательства. Основной риск лизинговой схемы для конечного потребителя связан с тем, что все время автомобиль находится на балансе компании, у которой он ее арендует. Если эта компания обанкротится, автомобиль попадет в конкурсную массу и будет изъят у конечного потребителя. Впрочем, ничего страшного в этом нет, ведь он платит только за его аренду. Но, несмотря на призрачность своего существования, "лизинг для физ.лиц" является довольно привлекательным для потребителей.
Такая услуга может использоваться, если у заемщика не хватает официального дохода для получения кредита. Тогда, используя лизинговую схему, он может купить более дорогой автомобиль, чем доступные ему при покупке в кредит. Например, для потребителя с официальным доходом $1000 в месяц максимальный платеж составит $400, что по кредитной программе с первоначальным взносом 15% и ставкой 9% годовых в валюте при сроке кредита три года делает доступным автомобиль максимальной стоимостью $14 775. А при осуществлении того же платежа $400 в месяц, но по лизинговой схеме доступны автомобили стоимостью до $24 450.
Кроме того, покупателями автомобиля по псевдолизинговой схеме могут стать те, кто не желает оформлять права собственности на автомобиль, соответственно лизинг для физических лиц в России развивается как логичное продолжение автокредитования, по сути являясь формой кредита.
Другим фактором роста лизинга для частных лиц может стать желание автопроизводителей увеличить продажи за счет введения лизинговых схем. Тем более что стандартные схемы перестают стимулировать продажи так, как хотелось бы автопроизводителям. Хотя этот ресурс еще далеко не исчерпан, именно рост спроса на услуги проката и аренды стимулирует лизинговые компании к предоставлению услуг физическим лицам.
Еще одна категория потребителей псевдолизинга - компании, берущие машины для передачи своим сотрудникам в качестве бонусов. Впрочем, наиболее привлекательной в этой схеме является возможность ускоренной амортизации, позволяющая через три года иметь на балансе автомобиль с нулевой стоимостью, который можно списать. Однако гражданину, сделавшему выбор в пользу псевдолизинга автомобиля, следует знать, что он не сможет в полной мере использовать все преимущества настоящей финансовой аренды. Даже если бы лизинг для частных лиц был разрешен, то в том виде, в каком он существует в России, он был бы невыгоден, поскольку физические лица не могут использовать его основные преимущества - отнесение лизинговых платежей на себестоимость, ускоренную амортизацию и, как следствие, уменьшение налога на имущество. Для лизинговых компаний и банков лизинг автомобилей для физ.лиц также не является особенно привлекательным бизнесом - его прибыльность не превышает 2%.
Поэтому бизнес по предоставлению в лизинг автотранспорта частным лицам вряд ли получит широкое распространение: необходимо совершить большое количество мелких сделок, операционные расходы на которые могут съесть прибыль.
Несмотря на сомнительную экономику проекта, первопроходцы уверены в том, что выбрали перспективную рыночную нишу. "Лизинг для физических лиц является абсолютно новым финансовым инструментом приобретения нового автомобиля для российского рынка. Вообще рынок лизинга для физических лиц находится в самом начале своего пути и его участники, двигаясь разными путями, формируют одну из самых востребованных на европейском и американском рынке возможностей приобретения нового имущества".
Понятие «оперативный лизинг» (предполагающее, что поставляемое клиенту имущество остается в собственности лизинговой компании) пока отсутствует в российском законодательстве, хотя и прямого запрета на проведение сделок оперативного лизинга тоже нет. По закону договор лизинга по истечении срока сделки не подразумевает обязательного перехода права собственности на имущество к лизингополучателю. Но когда лизинговая компания получает имущество обратно, она может лишь сдать его в простую аренду новому клиенту либо продать. Повторная сдача имущества в аренду является не новым лизингом, а именно арендой - а значит, не сопровождается налоговыми льготами. Между тем услуги оперативного лизинга на отечественном рынке крайне востребованы. Ведь одно из основных отличий оперативного лизинга от финансового заключается в том, что срок сделки значительно меньше, чем срок амортизации оборудования. То есть клиент выплачивает только часть стоимости имущества - как правило, не более 80%. Если основной акцент в своей деятельности компания делает на конвейерное производство, то ей требуется постоянное обновление основных фондов, и в этом случае оперативный лизинг будет наиболее предпочтителен.
При выборе стратегии массового производства конкурентоспособности можно достичь только при высокой эффективности, что прямо пропорционально степени разделения и кооперации труда, на сегодняшнем этапе развития мировой экономики это нашло свое отражение в философии аутсорсинга, чьи черты воплотились, в том числе и в оперативном лизинге, такой вид услуги ещё называют "мокрый" лизинг.
Это вполне справедливо, ведь когда лизинговая компания отдает имущество в оперативный лизинг, риск по сохранению рабочих качеств оборудования ложится именно на нее. Если эксплуатация оборудования не будет сопровождаться соответствующим сервисным обслуживанием, то в дальнейшем сдавать в аренду или продавать будет уже нечего. Поэтому большинство сделок оперативного лизинга сопровождается соглашениями на оказание сервисных услуг со стороны лизингодателя. Ему «спокойнее» самому следить за тем, как используется и вовремя ли ремонтируется его имущество.
Информация о работе Аренда и лизинг как формы хозяйствования использования капитала