АПК в экономике РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Обоснование выбора темы. Развитие АПК в решающей мере определяет состояние всего народного потенциала, уровень продовольственной безопасности региона и страны в целом и социально-экономическую обстановку в обществе, но проблемы, возникающие в нем противоречивы и в достаточной мере не изучены, а перспективные направления совершенствования развития регионального АПК нуждаются в систематизации и представляют особый интерес - все это и предопределило обоснование выбора данной темы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АПК РОССИИ
1.1 Понятие агропромышленного комплекса
1.2 Современное состояние АПК в целом по России
1.3 Особенности АПК АК
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АПК АК
2.1 Проблемы развития аграрного производства
2.2 Социальные проблемы АПК
2.3 Проблемы реализации национального проекта «Развитие АПК» в Алтайском крае
2.4 Совершенствования агропромышленного комплекса в условиях кризиса
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсовая работа на тему роль АПК в экономике россии 2010-2011.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

     Основные  причины таких сбоев, по мнению экспертов, связаны с огромным документооборотом, ограниченными финансовыми возможностями  агропредприятий и консерватизмом чиновников. «Нам пришлось очень долго доказывать, что наш проект может претендовать на государственную поддержку. Если в управлении сельского хозяйства мы находили понимание, то в других инстанциях этого не было. У чиновников были определенные стандарты, и они не хотели брать на себя ответственность за изменение этих норм в пользу современных технологий», – рассказывает Александр Колесников, генеральный директор компании «Стандарт-Агро». Изменение графиков для сельхозпроизводителей становится той же финансовой проблемой. «Нам пришлось оформлять те кредиты, которые мы даже не собирались брать», – подтверждает Александр Колесников. Также из-за этого откладывается срок окупаемости проекта. Властных структур настолько много и процесс признания проекта национальным настолько забюрократизирован, что аграрное производство получает новые комплексы с отсрочкой в несколько лет. Проблема масштабности привлечения сельхозтоваропроизводителей к участию в нацпроекте обусловлена не только субъективными (в частности, отсутствие экономических кадров на предприятиях, способных составить нормальный бизнес-план с оценкой эффективности и окупаемости проекта), но и объективными причинами. Отдельные товаропроизводители, желающие участвовать в национальном проекте в части развития животноводства, не могут взять кредиты в банках из-за отсутствия залоговой базы. А именно привлечение кредитных ресурсов банков на строительство и реконструкцию животноводческих помещений, как известно, является индикатором участия в проекте. Дело в том, что банки работают только с платежеспособными клиентами – теми, у кого есть прибыль по итогам года и залог. Для них объявленный нацпроект не отменяет действующего законодательства и принципов кредитования, один из которых – возвратность займа. Те же сельхозтоваропроизводители, которые имеют подобную возможность, предпочитают не загонять себя в «залоговую кабалу», проводят работы по строительству и модернизации животноводческих помещений, приобретению племенного скота за счет собственных средств.

     С одной стороны, органы государственной региональной власти должно радовать подобное положение дел.

     Но  с другой стороны, это не позволяет  использовать дополнительные потенциальные  возможности в части траты  бюджетных средств для решения  тех же самых задач. Банки охотно работают только с крепкими хозяйствами, и если нет залоговой базы, одного желания взять кредит недостаточно. Поэтому нужно найти решения и для тех хозяйств, где положение дел пока еще не столь благополучно, но которые являются уже устойчивыми, надежными партнерами и для банков.

     В Алтайском крае со второго полугодия 2007 года в массовом порядке стали выявляться факты неправомерного получения бюджетных субсидий по возмещению части банковского процента по кредитам, полученным в рамках реализации нацпроекта "Развитие АПК", с начала 2008 года таких уголовных дел возбуждено 134, на настоящий период это цифра куда больше. Эта лишь малая толика проблем, связанных с реализацией проекта «Развитие АПК» в Алтайском крае, а начавшийся мировой финансовый кризис еще более усложнил ситуацию в АПК Алтайского края. 

     2.4 Совершенствования  агропромышленного  комплекса в условиях кризиса

     агропромышленный  комплекс алтайский

     В настоящий момент сельское хозяйство  является современной и конкурентоспособной  отраслью, локомотивом российской экономики. В условиях кризиса агропромышленный комплекс показывает устойчивое развитие практически по всем направлениям.

     Производство мяса скота и птицы увеличилось на 6,8% по сравнению с прошлым годом, производство молока осталось на уровне соответствующего периода 2008 года.

     Несмотря  на засуху, в нынешнем году получен  высокий урожай зерновых. По оценкам  в 90 млн тонн, возможно, около 93 млн  тонн. Это выше среднегодовых показателей  за последние 10 лет. Полностью обеспечивается внутренняя потребности в зерне (77 млн тонн) и сохраняется экспортный потенциал на уровне 19 млн тонн, что позволит нам занимать прочное место в тройке ведущих стран-экспортеров.

     Такие результаты стали возможны благодаря  системной, активной государственной  поддержке, проводимой последнее десятилетие. Значительный импульс развитию сельского хозяйства придал национальный приоритетный проект "Развитие АПК" и продолжившая его Государственная программа развития сельского хозяйства.

     В текущем году из федерального бюджета  на развитие отрасли было выделено 183 млрд рублей, что на 30% больше, чем в прошлом году. Дополнительная косвенная поддержка отрасли оценивается Министерством в 30 млрд рублей. Это единый сельхозналог, фиксированные цены на ГСМ и минеральные удобрения, взвешенные меры таможенно-тарифной политики.

     Кредитный портфель отрасли за 8 месяцев составляет 486 млрд рублей, что соответствует  прошлогоднему объему и создает  устойчивые предпосылки для поступательного  развития АПК.

     Вместе  с тем, Министерство продолжает проводить  системную плановую работу по повышению эффективности государственной поддержки:

     - введены критерии оценки эффективности  использования средств на основе  многоуровневой системы контроля  от региона до конечного получателя;

     - создан общероссийский реестр  сельхозпроизводителей, получающих бюджетную поддержку. Он включает в себя более 500 тыс. предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств из 83 субъектов страны;

     - создается Единая система информационного  обеспечения агропромышленного  комплекса. Она позволит структурировать отрасль в едином информационном поле и решит задачу по системному обмену данными между федеральными и региональными властями, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями;

     - в целях повышения оперативности  и системности принимаемых решений Министерством согласованы региональные прогнозные балансы производства и потребления основных видов сельскохозяйственной продукции - с учетом биоклиматического потенциала субъектов Федерации и их места на агропродовольственном рынке страны;

     - введена обязательная отчетность субъектов по всем базовым показателям Государственной программы - в виде подготовки и защиты агропромышленных паспортов регионов в рамках подписанных соглашений по выполнению показателей Госпрограммы.

     Приоритетными задачами на ближайшее время станут:

     - совершенствование земельного законодательства. Соответствующее поручение мы  получили от Президента России  Дмитрия Анатольевича Медведева.

     - доработка для представления  в Правительство "Доктрины  продовольственной безопасности  Российской Федерации";

     - принятие отраслевых программ  по развитию свиноводства и  семеноводства в Российской Федерации  до 2012 года;

     - разработка программы развития  инфраструктуры и логистического  обеспечения агропродовольственного  рынка. Нам необходимо значительно  расширить возможности по хранению и переработке зерна и других видов сельскохозяйственной продукции;

     - мы завершаем работу над концепцией  страхования в сельском хозяйстве,  осуществляемого с государственной  поддержкой. Система будет работать  прежде всего на покрытие катастрофических убытков в сельскохозяйственном производстве и станет предельно прозрачной и эффективной;

     - завершается работа над концепцией  развития региональных "агропромышленных  парков". Они будут включать  в себя перерабатывающие, транспортные, логистические мощности, а также осуществлять функцию продажи и маркетинга перерабатываемой продукции в интересах сельхозпроизводителей и потребителей;

     Новые задачи требуют согласованных предложений  и действий от всех участников аграрного  рынка. Для объединения интересов отечественных производителей создается "Национальный союз зернопроизводителей России". Его деятельность будет направлена на решение практических задач аграрного сектора.

     Намечен общий переход от экстенсивного развития к инновационному. Так как у нас нет другого пути, чтобы повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность отрасли. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В современных условиях развитие АПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительные результаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количество предприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжают развиваться негативные процессы, которые преобладают над положительными сдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, не отвечающее задачам развития экономики. Главной негативной тенденцией в сельском хозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, как отдельных предприятий, так и отрасли в целом. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применение разовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса. Более конкретными мерами можно назвать национальные проекты в сфере развития АПК , предполагающие крупные перемены. Решение проблемы выхода АПК страны из экономического кризиса, необходимо начинать с анализа ситуации и изучения современного состояния развития региональных систем, где основными направлениями совершенствования развития агропромышленного комплекса являются: формирование эффективной конкурентной среды посредством антимонопольного регулирования, развитие рыночной инфраструктуры, ликвидацию административных барьеров на пути движения аграрной продукции, разработку и внедрение систем информационного обеспеченья деятельности сельскохозяйственных предприятий, товарные и закупочные интервенции на аграрных рынках, создание и развитие специализированных кредитных институтов, подготовку квалифицированных кадров для сельского хозяйства, поддержку инновационной деятельности, стимулирование экспорта продукции АПК, сохранение и воспроизводство природных ресурсов сельского хозяйства.

     Реализация  предложенных мер по восстановлению и развитию агропромышленного производства, в рамках стратегии государства, должна улучшить общее экономическое положение, обеспечить продовольственную безопасность и достаточный уровень питания всех слоев населения как в регионе, так и в стране в целом. 

 

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Амосов, А. Прогноз ситуации в агропромышленном комплексе до 2008 года/ А. Амосов.- Экономист, 2007.- № 12.

2. Александров,  А. Материально-техническое обеспечение  АПК/ А. Александров.- Экономист, 2006. - N 3. – 73с.

3. Абалки, Л. Аграрная трагедия России /Л. Абалкин.- Вопросы экономики.- 2009. - N 9. - 4-14 с.

4. Алтухов, А.И. Развитие продовольственного рынка России/ М.: Русская Деловая литература, 2007. – 336 с.

5. Беспахотный, Г. Перспективы АПК / Г. Беспахотный.- Экономист, 2006 - N 9. - 81-87 с.

6. Булатов, А. О выживании агропромышленного комплекса / А. О. Булатов.- Российский экономический журнал, 2007. - N 5-6. - 69-75 с.

7. Владимиров, А.П. АПК России в переходной экономике / А. П. Владимиров.- Аграрная наука. 2005. -№ 12.

8. Головин В. Резервы развития животноводства / Головин В., Никифоров Б. –Экономист, 2006. - N 4 -С.88-93 с.

9. Денисов, В.И. Как стимулировать экономический рост производства АПК/ В. И. Денисов.- ЭКО, 2004. - N 4. -121-127с.

10. Емельянов,  А. Финансово-экономическое положение  сельского хозяйства: пути оздоровления /А. Емельянов.- Экономист, - 2006. - N 8. - 87-93 с.

11. Захаров, Ю. Проблемы развития АПК / Ю. Захаров.- Экономист, - 2005. - N 1. - 17-24 с.

12. Зельднер, А. Факторы производительности АПК /А. Зельднер.- Вопросы экономики, - 2000. - N 7. - 94-101 с.

13. Калугина, З.И.  Новая парадигма сельского развития / З.И. Калугина, О.П. Фадеева.- Мир России. - 2009. - N 2. - 34-49 с.

14. Калугина, З.  Становление частного сектора  аграрной экономики в современной  России /З. Калугина.- Общество и  экономика. - 2002. - N 1. - 134-145с.

15. Михалев, А.А. Продовольственный рынок России: перспективы его развития. Экономика с/х и перерабатывающих предприятий/ А.А. Михалев.- 2000. -№ 11.

Информация о работе АПК в экономике РФ