Антимонопольное регулирование в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 20:13, реферат

Описание работы

Монополии оказывают огромное влияние на все сферы хозяйственной жизни страны, формируют рыночную конъюнктуру и ценообразование на рынке товаров и услуг.
Возникновением монополий является процесс концентрации производства.

Содержание

Введение…………………………….……………………………………………3
Глава 1. Сущность и виды монополий………………………………………….4
1.1. Определение монополий………………………………….. ………….4
1.2. Виды монополий……………………………………………………….5

Глава 2. Эволюция монополий и причины их существования…………………………………………………………………….8
2.1. История возникновения и развития монополий…………………….8
2.2. Развитие монополий в России………………………………………..11
2.3. Причины существования монополий……………………………… 13
Глава 3. Естественные монополии……………………………………………...13
3.1. Понятие естественной монополии…………………………………..13
3.2. Воздействие естественных монополий на реформируемую экономику России……………………………………………………………………………..14

Глава 4. Антимонопольная политика в России и за рубежом………………....16
4.1. Система государственного регулирования естественных монополий в России. Проблема становления…..………………………………………………16
4.2. Антимонопольное законодательство за рубежом…………………..20
4.3. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой………………………………………………. .. 24
Заключение……………………………………………………………………….. 26
Список литературы………………………………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

ФДСП.doc

— 113.00 Кб (Скачать)


Министерство образования и науки Российской Федерации

Академия государственного и муниципального управления при Президенте республики Татарстан

 

Экономический факультет

 

Кафедра экономики

 

Курсовая работа

по дисциплине: «экономическая теория»

 

  

 

на тему: «Антимонопольное регулирование в рыночной экономике»

 

 

 

 

                             

 

 

                                                                Выполнила:

                                                               студентка I курса группы 4073    

                                                                Поликарпова Анна

                                                                Проверила:

                                                               ассистент кафедры экономики

                                                               Фленова Е. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             Казань 2008

 

Содержание:

 

 

Введение…………………………….……………………………………………3

 

Глава 1. Сущность и виды монополий………………………………………….4

 

        1.1. Определение монополий………………………………….. ………….4

        1.2. Виды монополий……………………………………………………….5

       

Глава 2. Эволюция монополий и причины их существования…………………………………………………………………….8

 

          2.1. История возникновения и развития монополий…………………….8

          2.2. Развитие монополий в России………………………………………..11

          2.3. Причины существования монополий………………………………  13

 

Глава 3. Естественные монополии……………………………………………...13

 

          3.1. Понятие естественной монополии…………………………………..13

          3.2. Воздействие естественных монополий на реформируемую экономику России……………………………………………………………………………..14

 

Глава 4. Антимонопольная политика в России и за рубежом………………....16

 

           4.1. Система государственного регулирования естественных монополий в России. Проблема становления…..………………………………………………16

           4.2. Антимонопольное законодательство за рубежом…………………..20

           4.3. Государственный контроль за монополистической деятельностью в странах с развитой экономикой………………………………………………. .. 24

 

Заключение……………………………………………………………………….. 26

 

Список литературы………………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Тема моей курсовой работы – «Антимонопольное регулирование в рыночной экономике». Я выбрала эту тему, так как она является актуальной в условиях перехода нашей страны к рыночной экономике.

Монополии оказывают огромное влияние на все сферы хозяйственной жизни страны, формируют рыночную конъюнктуру и ценообразование на рынке товаров и услуг.

Возникновением монополий является процесс концентрации производства. Концентрация производства – это его укрепление, которое характеризуется следующими тремя признаками:

      Численность занятых;

      Стоимостной объем производимой продукции;

      Стоимость используемого в производстве основного капитала.

Эти три признака очень важны для нашей страны и для мира в целом.

И в связи с этим необходимо государственное вмешательство в процессы создания и развития монополий, антимонопольное регулирование посредством определенных правовых мер и законодательных актов.

Целью моей курсовой работы является раскрыть сущность монополий, рассмотреть их виды, изучить историю развития монополий, исследовать естественные монополии и их влияние на российскую экономику, а также ознакомиться с антимонопольной политикой в России и за рубежом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и виды монополий.

                          1.1. Определение монополии.

Монополия (от моно… и греч. Poleo – продаю) – исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы.

            Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.

Следовательно, главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целый ряд проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу, свои личные интересы.

При анализе монополии важно учитывать неоднозначность самого термина "монополия". Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова.[1] В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна-единственная фирма-производитель товаров, не имеющих субститутов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более "чистая" монополия, всегда присутствует известная доля условности. Неслучайно некоторые экономисты стремятся найти замену этому термину: "несовершенный конкурент" (П. Самуэльсон), "ценоискатель" (П. Хейне).

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и "чистая" абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. "…Монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…" [2]

Монополии, благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов, создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Йозеф Шумпетер и другие экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, – это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, – нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.

                1.2. Виды монополий.

Объективной основой монополизма является доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, завышать цену и снижать объем производства по сравнению с теоретически возможным уровнем, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. В конечном итоге это дает возможность монополисту перераспределять в свою пользу платежеспособный спрос, получать монопольно-высокую прибыль. Конкурентные рынки в целом работают хорошо, чего нельзя сказать о рынках, на которых или покупатели, или продавцы могут манипулировать ценами. На рынке, где один продавец контролирует предложение, выпуск продукции будет малым, а цены – высокими. Монополия представляет собой крайнюю форму несовершенной конкуренции. Продавец обладает монопольной властью, если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. На монопольных рынках существует барьер вхождения, который делает невозможным проникновение на рынок любого нового продавца. Фирма, обладающая монопольной властью, проводит политику ценовой дискриминации, то есть продает один и тот же товар разным группам потребителей по разным ценам. Но для этого фирма-монополист должна уметь надежно разделять свой рынок, ориентируясь на разную эластичность спроса у разных потребителей, умело отделять "дешевый" рынок от "дорогого".

Вид монополий зависит от рыночной структуры и формы конкуренции.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество фирм, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированной в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Что является причиной появления и развития монополистических тенденций? По этому вопросу в экономической литературе существуют две точки зрения. По первой, монополизм трактуется как случайный, не свойственный рыночному хозяйству. Что касается другой точки зрения, то монополистические образования определяются как закономерные. Один из предпочитателей таких взглядов – английский экономист А. Пигу. Он настаивает на том, что "монополистическая власть не возникает случайно". Она является логическим завершением стратегии предприятий. Перефразировав известное выражение, можно сказать, что все дороги ведут к монополии. Еще сформулированный А. Смитом принцип экономической выгоды заставляет предприятия постоянно искать возможности увеличения своих прибылей. Одной из них, наиболее притягательной и надежной, является создание или достижение монопольного положения. Таким образом, можно сделать вывод, что монополистические тенденции в экономике вытекают из закона максимизации прибыли.

Информация о работе Антимонопольное регулирование в рыночной экономике