Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 23:44, контрольная работа
Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Введение……………………………………………………………………..….3
1. Причины и условия возникновения монополий и монополистического капитализма………………………………………….………………………….4
2. Государственная антимонопольная политика и практика антимонопольного регулирования в России………………………………...11
2.1. История и практика ужесточения борьбы с монополистической деятельностью…………………………………………………………………11
2.2. Российское антимонопольное законодательство………………………14
3. Задача….………………………………………………………………….....19
Заключение…………………………………………………………………….20
Список использованной литературы………………………………………...21
Введение…………………………………………………………
1. Причины
и условия возникновения монополий и монополистического
капитализма………………………………………….……
2. Государственная антимонопольная политика и практика антимонопольного регулирования в России………………………………...11
2.1. История и практика
ужесточения борьбы с монополистической
деятельностью……………………………………………
2.2. Российское антимонопольное законодательство………………………14
3. Задача….…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………...21
Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.
Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
Развитие антимонопольного
Целью
данной работы является упорядоченное
изложение того, чем в действительности
является антимонопольная политика, когда,
в какой мере и в каких сферах экономики
может применяться.
История развития монополий является одновременно и историей борьбы с ними. Негативные результаты монополизации проявляются сразу, и это особенно ощущают широкие слои населения. Существование монополистической структуры приводит к различным отрицательным последствиям для общества, не позволяет использовать все преимущества рыночного механизма. Вокруг монополий формируется негативное общественное мнение, которое требует государственной защиты потребителей от деятельности монополистов, ограничения деятельности других. Ведь одной из важнейших функции государства является создание условий для нормального функционирования рынка.
Накопленный опыт и научные обобщения помогли обществу понять все “плюсы” и “минусы” монополий, выработать по отношению к ним определенную политику, которая получила название монопольной. Монопольную политику разрабатывает и реализует государство. Во всех странах с рыночной экономикой существует антимонопольное законодательство. Оно впервые возникло в Канаде (в 1889 году) и США (в 1890 году).
Под
антимонопольной политикой
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и "чистая" абсолютная монополия – это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела. "…монополии есть прямая противоположность свободной конкуренции…" (В.И.Ленин "Полное собрание сочинений").
История монополий неразрывно связана с развитием тех процессов, которые на каждом этапе ускоряли рост монополизации хозяйства, придавая ему новые формы. К числу важнейших из них относятся рост акционерной собственности, новая роль банков и развитие системы участия, монополистические слияния как способ централизации капитала, эволюция форм капиталистических объединений и новейшие формы объединений.
Первая
большая волна
Развитие
всех видов монополистической
Монополии
появились и в России, но их развитие
было своеобразным. Первые монополии
образовались в 80-х годах 19 века (Союз
рельсовых фабрикантов и др.).
Своеобразие развития заключалось в непосредственном
вмешательстве государственных органов
в создание и деятельность монополий в
отраслях, обеспечивавших нужды государственного
хозяйства, или имевших особое значение
в его системе (металлургия, транспорт,
машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность).
Это привело к раннему возникновению государственно-
В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участии правительства. Монополии были ликвидированы в результате Октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством. При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
- естественная,
- административная
- экономическая.
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей.
Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.
В рамках современной теории определение естественной монополии строится следующим образом. Пусть все действующие на отраслевом рынке фирмы имеют доступ к одним и тем же технологиям и, соответственно, - одинаковый вид зависимостей совокупных производственных издержек от объемов выпуска при оптимальных режимах использования всех ресурсов (оптимальных технологиях). При этом существенно, что видов выпускаемой продукции (услуг) может быть несколько, т.е. имеется возможность рассматривать фирмы не только как однопродуктовые, но и как многопродуктовые (именно такой уровень агрегации представления отрасли, когда в расчетах можно учесть реальную диверсификацию выпуска, открывает дополнительную возможность оптимизации структуры производства). Предполагается, что объемы выпуска обусловлены известными для данной отрасли кривыми спроса.
Согласно теории, состояние отраслевого рынка может быть отнесено к сфере естественной монополии тогда и только тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеются спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна при отраслевой структуре, состоящей из одной единственной фирмы.
В российской промышленности существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке как один хозяйственный субъект, и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире.
Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Экономическая
монополия является наиболее распространенной.
Ее появление обусловлено экономическими
причинами, она развивается на основе
закономерностей хозяйственного развития.
Речь идет о предпринимателях, которые
сумели завоевать монопольное положение
на рынке. К нему ведут два пути. Первый
заключается в успешном развитии предприятия,
постоянном увеличении его масштабов
путем концентрации капитала. Второй (более
быстрый) основывается на процессах централизации
капиталов, то есть на добровольном объединении
или поглощении победителями банкротов.
Тем или иным путем или при помощи обеих,
предприятие достигает таких масштабов,
когда начинает доминировать на рынке.
2.1. История
и практика ужесточения
борьбы с монополистической
деятельностью