Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 10:59, курсовая работа
Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме антимонопольного регулирования необходимо в целях более глубокого и обоснованного разрешения частных актуальных проблем тематики данного исследования.
Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа антимонопольного регулирования. Теоретическое значение изучения проблемы заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ МОНОПОЛИЙ 5
1.1 Виды монополий 6
1.2 Причины существования монополий 8
2. МИРОВОЙ ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 11
2.1 Государственное воздействие на монополию 11
2.2 Реализация задач системы антимонопольной защиты 14
3. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17
3.1 Факторы, ограничивающие конкуренцию 19
3.2 Законодательная база антимонопольного регулирования 24
3.3 Федеральная антимонопольная служба России 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 31
Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну). Руководство деятельностью Федеральной антимонопольной службы осуществляет Правительство Российской Федерации. Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением. Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.[8]
Деятельность Федеральной антимонопольной службы регламентируют 49 правовых актов, изданных в различные годы. Наиболее важными из них являются законы, регламентирующие деятельность государства в сфере защиты конкуренции, рекламы и естественных монополий. Кроме того, работа антимонопольного ведомства регулируется законодательными актами общего характера, такими как Закон «О правительстве» и Указ Президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».[9]
Для определения конкретного круга полномочий ФАС России Правительством принято Постановление «Вопросы Федеральной антимонопольной службы» и Положение о ФАС России.[10]
В пределах своей компетенции, ФАС России имеет право издавать индивидуальные правовые акты.
3
Изучив предложенную тему, следует сделать вывод, что проблема монополии и конкуренции является одной из наиболее актуальных для экономики в настоящее время. Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия – монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов.
Встает вопрос: каковы же перспективы развития естественных монополий?
Современный подход к регулированию естественных монополий, по моему мнению, должен строиться на положении, согласно которому естественные монополии – составная часть “планирующей системы”. В современной высокоразвитой экономике в нее входят крупнейшие корпорации. Законы их поведения отличаются от законов функционирования традиционной рыночной системы, играющей в современной экономике подчиненную роль. Рынок сам по себе не в состоянии ни управлять, ни контролировать “планирующую систему”. Эти функции могут выполнять только государство и общество в целом. В отношении естественных монополий такой контроль должен касаться издержек, цен и распределения прибыли.
Государственное регулирование естественных монополий является одним из главных факторов, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Если предприятие не находится в государственной собственности, то его регулирование сводится к следующему: либо цены устанавливаются на уровне средних издержек монополии, либо применяются двухкомпонентные тарифы
Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.
Антимонопольное законодательство должно быть разумным и продуманным, и применение его работниками регулирующих агентств должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более того, так как чрезмерно жесткое проведение антимонопольной политики может привести к большому дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных фирм.
Экономическая деятельность монополий, в том числе и естественных, должна рассматриваться в контексте глобализации мировой экономики и ужесточения международной конкуренции транснациональных корпораций. Создание и успешное развитие этих компаний требуют огромных усилий, времени, благоприятного климата, поддержки, в том числе и на правительственном уровне. Национальная экономика без таких компаний обречена на пассивную роль в общемировых экономических отношениях.
В России на данном этапе проблема монополизации перестает быть чисто экономической, и все больше становится политической. Однако, общеизвестно, что у экономики, прежде всего, не должно быть политической принадлежности. И только тогда государство в полном объеме сможет заменить десятилетиями складывающиеся монополии свободным и самоорганизующимся рынком.
Таким образом, эффективность антимонопольной политики России пока невелика.
3
1. Дерябина М.А. Реформирование естественной монополии: теория и практика.//Вопросы экономики, 2009, №1.
2. Т. Бурмистрова, Г. Мартыненко Основные тенденции антимонопольного регулирования в условиях переходной экономики России // Право и экономика, 2010, № 5
3. В.А. Волконский «О роли монополизма в современной экономике» // Банковское дело, 2009, № 2
4. Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ. – М.: Вита-Пресс, 2008.
5. Федеральный закон №135-ФЗ “О защите конкуренции” от 26.07.2006
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. - СПб.: Питер, 2008.
7. Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2003.
8. Положение о Федеральной антимонопольной службе РФ (часть 1, пункты 1- 4).
9. Законодательство и документы //Федеральная антимонопольная служба РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.fas.gov.ru/law.
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 189.
11. Анна Перетопчина. Ни рынка, ни конкуренции.// Ведомости, 13.01.2011, №3.
12. Докучаев Дмитрий. Монополии возьмут с каждого.// the New times. 19.05.2008. №20.
[1] Дерябина М.А.. Реформирование естественной монополии: теория и практика // Вопросы экономики, №1 2009 г.
[2] Т. Бурмистрова, Г. Мартыненко. Основные тенденции антимонопольного регулирования в условиях переходной экономики России // Право и экономика, 2010 г., № 5
[3]. Волконский В.А. О роли монополизма в современной экономике. // Банковское дело, 2009г., № 2
[4] Гребнев Л.С., Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ. – М.: Вита-Пресс, 2008.
[5]Федеральный закон №135-ФЗ “О защите конкуренции” от 26.07.2006
[6] Котлер Ф. Основы маркетинга. - СПб.: Питер, 2008.
[7] Гальперин В.М. и др. Микроэкономика. – М.: ИНФРА-М, 2003.
[8] Положение о Федеральной антимонопольной службе РФ (часть 1, пункты 1- 4)
[9] Законодательство и документы //Федеральная антимонопольная служба РФ. [Электронный ресурс] Режим доступа: http:// www.fas.gov.ru/law
[10] Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 № 189
Информация о работе Антимонопольное регулирование экономики: мировой опыт, российская специфика