Антимонопольная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть понятие монополии и определить основные пути антимонопольной политики в современной России.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты понятия монополия и определение понятие антимонопольной политики 4
1. Понятие монополии, ее экономическая характеристика . 4
1.2 Понятие антимонопольной политики государства. 9
Глава 2. Антимонопольная политика России 11
2.1 Основные направления антимонопольной политики 11
2.2 Антимонопольная политика и регулирование в РФ. 14
2.3 Правовые основа антимонопольной политики России 18
2.4 Антимонопольные меры в современной России 21
Заключение. 28
Список использованной литературы: 31

Работа содержит 1 файл

Анмонополия курсач.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

       Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение

 

       Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль в обеспечении устойчивого  экономического роста и конкурентоспособности  российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике.

       Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам - все это  воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру  рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов. Однако довольно частым побочным результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями - целевыми объектами экономической политики.

       Одним из важных видов государственного регулирования является регулирование монополий.     В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системы экономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция как необходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мы понимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом, и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынке и по уровню цен, и по качеству продукции. Именно конкуренция превращает экономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смит назвал ее "невидимой рукой рынка".

       Но  здоровая конкуренция  невозможна, если монополизм не будет урегулирован. Проблемы совершенствования конкуренции на российском рынке, повышения конкурентоспособности российских товаров, борьба с монополизмом являются крайне актуальными в современной России.

       Цель  данной работы – рассмотреть понятие  монополии и определить основные пути антимонопольной политики в современной России.

       Глава 1 Теоретические аспекты  понятия монополия  и определение  понятие антимонопольной  политики

       1. Понятие монополии, ее экономическая характеристика .

 

       Существует  большое количество определений  монополии, ведь это – многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

  • С точки зрения рыночной структуры
  • С точки зрения рыночного поведения
  • С точки зрения рыночных итогов.

       Рассматривая  каждый из этих аспектов в отдельности  следует уточнить, что опираясь на  рыночную структуру, можно дать следующее  определение: монополия – это  форма рынка, в условиях которой весь объём предложения приходится лишь на одного субъекта. Изучая монополию через призму именно этого аспекта, большое внимание уделяется выяснению пространственных границ, в рамках которых определяется господство этого субъекта. Такое пространство принято называть отраслью.

             Но так как понятие монополии  очень важно для основного  предмета моей работы – антимонопольной  политики, необходимо, по-моему, описать  это понятие более детально.

        Итак, можно привести следующие признаки монополии:

  • Монополистический рынок представлен одним продавцом и множеством покупателей.
  • Производимая продукция является уникальной (то есть отсутствуют товары-заменители).
  • Вход новых фирм на рынок фактически невозможен из-за барьеров. Могут быть разные  причины существования таких барьеров.

       Итак, монополии - это крупные хозяйственные объединения, находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие власть над отраслями, рынками и макроэкономикой в целом с целью установления монопольно высоких цен и извлечения монопольных прибылей.

       Существует  три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

       Закрытая  монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. [12]

       Естественная  монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.

       Открытая  монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайней мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. [6]

       Монополия обладает возможностью контролировать цену на производимый ею товар. Графически это обстоятельство отражается с  помощью отрицательного наклона графика индивидуального спроса на продукцию монополии (рис.1).

                                                                                                                Рис.1

               P 

         
 
 

                         P=D=AR 

                      0           MR                            Q  

       Рис 1. График линии спроса и предельных издержек монополиста.

       Эта особенность приводит к тому, что  график спроса для монополиста уже  не совпадает с графиком предельного  дохода, как это наблюдается в  случае совершенной конкуренции. Каждый последующий экземпляр товара не только сам имеет меньшую цену, чем предыдущий, но и удешевляет всю партию товара, предназначенную монополистом к продаже. Поэтому график предельного дохода монополиста имеет более крутой наклон, нежели график индивидуального спроса на его продукцию.

       Попытаемся  определить правило максимума прибыли  для монополиста. Монополист пытается максимизировать прибыль, увеличивая разницу между общим доходом и общими издержками. Следовательно, для монополиста, верно, что в точке максимума прибыли MR=MC (т.е. предельный доход равен предельным издержкам).

       Равенство предельного дохода предельным издержкам  для монополиста также является критерием для определения оптимального объёма продаж(Qm). А поскольку монополист не может повлиять на спрос потребителей, то для определения монопольной цены при данном объёме Qm необходимо подняться до кривой спроса D. Итак, монопольная цена будет равна Pm. 
 
 

       Рис 2.

         

       P, MR,

            MC         

                               MC

                    

        P

           m
 

                       E

                       

                               D(AR)

       

                     0                     Q               MR          Q

                m 

       Рис 2. График определения максимальной цены монополиста.

       Если  монополист захочет сократить объем  продаж, то он явно недополучит определенную часть возможной прибыли, так как предельный доход MR будет превышать предельные издержки MC. На графике возможный проигрыш монополиста в этом случае характеризуется заштрихованным участком слева. Если же монополист захочет выиграть за счет реализации больших объемов продукции, чем Qm , то его прибыль уменьшится по сравнению с максимально возможной из-за того, что его предельные издержки MC  будут во все большей мере превышать предельный доход MR. На графике возможный проигрыш в этом случае характеризуется заштрихованным участком справа. Таким образом, условиями максимизации прибыли для фирмы-монополиста являются выпуск продукции в объеме, при котором MR=MC, и реализация  данного объема выпуска по цене Pm,  соответствующей цене спроса (для этого объема).

       Равенство предельного дохода предельным издержкам для монополиста также является критерием для определения оптимального объёма продаж(Qm). А поскольку монополист не может повлиять на спрос потребителей, то для определения монопольной цены при данном объёме Qm необходимо подняться до кривой спроса D. Итак, монопольная цена будет равна Pm.

       Если  монополист захочет сократить объем  продаж, то он явно недополучит определенную часть возможной прибыли, так  как предельный доход MR будет превышать предельные издержки MC. На графике возможный проигрыш монополиста в этом случае характеризуется заштрихованным участком слева. Если же монополист захочет выиграть за счет реализации больших объемов продукции, чем Qm , то его прибыль уменьшится по сравнению с максимально возможной из-за того, что его предельные издержки MC  будут во все большей мере превышать предельный доход MR. На графике возможный проигрыш в этом случае характеризуется заштрихованным участком справа. Таким образом, условиями максимизации прибыли для фирмы-монополиста являются выпуск продукции в объеме, при котором MR=MC, и реализация данного объема выпуска по цене Pm,   соответствующей цене спроса (для этого объема).

       Исторически необходимо выделить следующие основные формы монополистических объединений:

  1. простейшие объединения. К ним относятся конвенции, пулы, ринги, концерны. В этих низших формах монополистических объединений достигались временные соглашения о ценах;
  2. картели. Картель представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности, не ликвидирующее их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее между ними соглашение по ряду вопросов;
  3. синдикаты. Синдикат- это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией их коммерческой самостоятельности;
  4. тресты. Трест- это объединение собственности и управления ряда предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их самостоятельности как в коммерческом, так и в производственном отношениях;
  5. комбинаты. Комбинаты объединяют предприятия различных, связанных друг с другом отраслей промышленности, например, каменноугольную, металлургическую и машиностроительную;
  6. концерны. Концерн представляет собой объединение ряда предприятий различных отраслей макроэкономики путём установления единого финансового контроля над ними через скупку их акций. Концерны являются высшей формой монополистических объединений.

       1.2 Понятие антимонопольной политики государства.

 
 

       Антимонопольная политика государства - экономическая  политика государства, опирающаяся  на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке. [10]

       Современный этап экономического развития России ставит новые задачи перед органами государственного управления. Решающая роль в обеспечении устойчивого  экономического роста и конкурентоспособности  российских товаров на мировых рынках отводится активной экономической политике. Поощрение инвестиционной активности российских компаний, стимулирование экспорта, адресная помощь отдельным фирмам - все это воздействует как на экономику страны в целом, так и на структуру рыночных отношений в рамках отдельных отраслей и регионов. Однако довольно частым побочным результатом экономической политики выступает тенденция к монополизации продуктовых и финансовых рынков компаниями - целевыми объектами экономической политики.

Информация о работе Антимонопольная политика России