Антимонопольная политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:16, реферат

Описание работы

Решением Президента Республики Казахстан в августе 1991 г. был создан Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности. С момента создания антимонопольные органы прошли несколько реорганизаций.
В 1993 г. Государственный комитет по поддержке новых экономических структур и ограничению монополистической деятельности был преобразован в Государственный комитет по антимонопольной политике.
Во исполнение Указа Президента Республики Казахстан от 15 июля 1994 г. «О совершенствовании структуры органов государственной власти и управления и сокращения расходов на их содержание» на базе упраздненных комитетов по ценовой и антимонопольной политике образован Государственный комитет Республики Казахстан по ценовой и антимонопольной политике (Постановление Кабинета Министров РК № 999 от 6.09.1994 г.)

Содержание

Введение

1. Структура государственных антимонопольных органов

2. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий
3. Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий

Заключение

Список литературы

Работа содержит 1 файл

экономика РЕФЕРАТ.docx

— 25.05 Кб (Скачать)

 

3. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО  АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ  В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

Государственная монополия - услуги, предоставляемые государственными учреждениями в эксклюзивном порядке. Это учреждения и предприятия, созданные  и, как правило, лишь частично финансируемые  государством. Другими источником финансирования их деятельности являются поступления  от платных услуг физическим и  юридическим лицам.

Во всём мире объективно существует проблема правового регулирования  деятельности группы субъектов, выполняющих  специфические функции. Это деятельность государственных органов по обеспечению управления, правопорядка, обеспечение безопасности государства и многие другие виды деятельности. Вместе с тем, перед каждым государством стоит проблема создания стройной системы, обеспечивающей нормальную жизнедеятельность общества в части обслуживания ежедневных его потребностей.

 

Немаловажно и то, что  надлежащее качество и обоснованный уровень цен на эти услуги играет важную роль в становлении и развитии отечественного производителя, так  как существенно влияет на уровень  цен всех групп товаров, особенно товаров народного потребления.

 

Продолжительное время в  вопросах цен и тарифов на услуги этой сферы наблюдался хаос. Каждой организацией и учреждением цены и тарифы устанавливались самостоятельно. В целях защиты интересов потребителей Правительство Республики Казахстан  принимает постановление от 31 декабря 1996г. № 1745 «О мерах по упорядочению взимания платы за услуги, оказываемые  центральными и местными исполнительными  органами». Данный нормативно-правовой акт устанавливает запреты центральным  и местным исполнительным органам  по взиманию платы за оказание услуг, не предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан и передаче выполнения государственных функций, возложенных на них, хозяйствующим  субъектам с негосударственной  формой собственности.

 

В целях реализации Указа  Президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998г. № 3928 «О защите прав граждан  и юридических лиц на свободу  предпринимательской деятельности»  Правительство Республики Казахстан  принимает постановление 9 июля 1998г. № 651. Постановлением утверждены:

 

Правила оказания услуг государственными организациями;

 

2) Правила установления  и определения размера платы  за услуги государственных органов;

 

3) Правила ведения государственного  регистра платных услуг, оказываемых  государственными органами.

 

Правила оказания услуг регулируют отношения между потребителями  и государственными органами, оказывающими платные услуги. Государственные  органы в местах оказания платных  услуг должны иметь наглядную  информацию, а именно:

 

1) настоящие правила, изложенные  в полном объеме;

 

2) перечень платных услуг,  оказываемых данным государственным  органом, с указанием сроков  исполнения;

 

3) цены на предоставляемые  услуги, утвержденные уполномоченным  органом по согласованию с  Министерством финансов Республики  Казахстан или его территориальными  органами;

 

4) исчерпывающий перечень  документов, предъявляемых потребителем  для получения услуги, образцы  их заполнения;

 

5) порядок и условия  обслуживания ( режим работы, реквизиты, льготы по обслуживанию, порядок рассмотрения заявления).

 

Настоящими правилами  определены права и обязанности  государственных органов и потребителей при оказании (получении) платных  услуг. В частности, государственные  органы обязаны давать исчерпывающие  бесплатные консультации потребителям по вопросам, относящимся к оказываемым  платным услугам, а потребитель  обязан произвести оплату за саму услугу.

 

При нарушении установленного порядка оказания услуг должностные  лица государственных органов, виновные в нарушении, привлекаются у ответственности.

 

Правилами установления и  определения размера платы за услуги государственных органов  жестко регламентирован порядок  и сроки предоставления к утверждению  проектов цен. Цены на услуги государственных  органов, включенных в Государственный  регистр платных услуг, утверждаются Антимонопольным Агентством и его  территориальными органами (Департаментами) и согласовываются соответственно с Министерством финансов Республики Казахстан или его территориальными органами. Изменение цен на платные  услуги производится не чаще одного раза в квартал и вводятся с 1 числа начала квартала.

 

 

Запрещенные действия органов  государственной власти и управления и хозяйствующих субъектов

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, за сравнительно небольшой срок перехода Республики Казахстан к цивилизованному  рынку, законодательство обогатилось  достаточно стройной системой правовых норм, регулирующих деятельность субъектов  всех сфер экономики, множественность  и специфичность которых позволяют  выделить их в самостоятельную подотрасль.

 

Система государственного антимонопольного регулирования формируется во всех странах, где экономика строится на рыночных принципах. И в нашем  государстве решена задача правового  регулирования субъектов всех сфер экономики. В сфере естественной монополии государственное правовое регулирование осуществляется посредством  установления цен (тарифов) и особым порядком формирования затрат на оказываемые  услуги. Государственное регулирование  в конкурентной сфере экономики  сводится лишь к ограниченному набору действий, направленных на обеспечение  соблюдение правил свободной конкуренции  всеми субъектами рынка независимо от форм собственности и структурно-правовых форм организации деятельности. Деятельность учреждений сферы государственных  монополий находится под жестким  контролем Антимонопольных органов, а порядок утверждения тарифов  устанавливается в строгом соответствии с ценовой и антимонопольной  политикой.

 

Как видно из дипломной  работы, по вопросам правового антимонопольного регулирования имеются нормативные  и методологические наработки, накоплен некоторый собственный практический опыт, обобщен опыт других республик  СНГ. Однако, как показал анализ применения в Республике Казахстан антимонопольного законодательства, для повышения  эффективности антимонопольной  деятельности необходимо дальнейшее совершенствование  законодательной базы.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Законы и другие нормативно-правовые  акты

 

2. Конституция Республики  Казахстан (с изменениями и  дополнениями, внесенными Законом  Республики Казахстан от 7 октября  1998 года). - Алматы: ТОО «Баспа», 1995. - 68 с.

 

3. Гражданский кодекс  Республики Казахстан: общая часть.- Алматы: Жетi Жаргы, 1995. - 427 с.

 

4. Гражданский процессуальный  кодекс Республики Казахстан  от 13 июля 1999 года, № 411-I ЗРК. - Астана: Издательский дом «Lem», 1999. - 140 с.

 

5. Гражданский кодекс  Республики Казахстан (особенная  часть).-Алматы: Издательский дом Lem, 1999.- 302 с.

 

6. Анохин В. Государственное  регулирование предпринимательства  // Хозяйственное право. - 1995. - № 4. - С. 59-67.

 

7. Горфинкеля В.Л., Поляка  Г.Б., Швандара В.А. Предпринимательство. - М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1999. - 475 с.

 

8. Дойникова И.В. Предпринимательское (хозяйственное) право. -М.: Брандес, 1998. - 374 с.

 

9. Майдыров С.Г. Монополия и рост цен. Доминирующее положение на рынке. // Экономика Казахстана. - 1997. - №3. - С. 11- 15.

 

10. Казахстан: конкуренция  и Государственный Комитет по  антимонопольной политике. / Подготовлено USAID - Агентством Соединенных Штатов  по международному развитию.


Информация о работе Антимонопольная политика Республики Казахстан