Антимонопольная политика государств цели проблемы механизм реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследование основ антимонопольной политики государств и, в частности, России. Для этого были рассмотрены вопросы: механизм реализации антимонопольной политики государств, то есть ее методы и приемы; антимонопольное регулирование в России, его проблемы и пути их решения. Чтобы подчеркнуть необходимость антимонопольной политики был рассмотрен вопрос негативные стороны монополизма, а для того, чтобы выяснить условия, при которых применяется антимонопольное регулирование, – способы определения степени монополизации рынка.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. НЕГАТИВНЫЕ СТОРОНЫ МОНОПОЛИЗМА . . . . . . . . . . . . . 4
2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
2.1. Способы определения степени монополизации рынка . . . . . . . . . . . . 8
2.2. Методы антимонопольного регулирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
2.3. Основные приемы демонополизации рынков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
3. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ . . . . . . . . . . . 24
3.1. Административное регулирование монополистической деятельности 24
3.2. Проблемы антимонопольного регулирования и пути их решения . . . . 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Антимонопольная политика государств цели проблемы механизм реализации.doc

— 1.29 Мб (Скачать)

Наконец, еще одной существенной характеристикой релевантного рынка  является то, насколько свободен доступ на данный рынок для других, «посторонних»  предприятий. Пренебрежение этим обстоятельством  может приводить к грубым ошибкам.

Таким образом, определение  релевантного рынка сводится к нахождению его технологических и географических границ, а также должно учитывать  возможности доступа к рынку. Это общее, абстрактно-теоретическое  решение проблемы, с которым никто  не спорил уже в начале 60-х годов. На практике, однако, оно оказывается недостаточным. В частности, здесь остается открытым вопрос о том, в какой степени при ограничении релевантного рынка должны учитываться товары заменители или наличные технологически близкие мощности. Иначе говоря – насколько должны включаться в релевантный рынок потенциальные конкуренты. То есть становится необходимой разработка определенных количественных критериев, но уже на новом уровне. Сама по себе эта задача является достаточно сложной. В хозяйственной и правовой практике развитых капиталистических стран единые критерии до сих пор не выработаны. Тем не менее, сейчас существует ряд принципов и методов, которые так или иначе используются при выделении релевантного рынка во всех странах. Обобщив их, можно сказать, что в релевантный рынок должны включатся, во-первых, все реальные конкуренты, производящие как данную исследуемую продукцию, так и товары с высоким краткосрочным замещением. Во-вторых, к релевантному рынку относятся те потенциальные конкуренты и те мощности, которые в течение года без значительных дополнительных затрат могут быть переориентированы на производство рассматриваемой продукции или ее близких заменителей.

На этой базе становятся возможными расчеты долей тех или иных конкретных предприятий. Но и здесь с течением времени произошли существенные изменения. Активизация антимонопольного регулирования породила большой интерес к исследованию процессов концентрации. Помимо анализа общих взаимосвязей с научно-техническим прогрессом и эффективностью производства, для реального противодействия монополистическим тенденциям нужна была объективная количественная оценка уровня динамики концентрации, а это, в свою очередь, потребовало разработки соответствующих показателей. Во многих странах государственная администрация, отвечающая за исполнение антимонопольных законов, осуществляет постоянный мониторинг рынков, доступ на которые затруднен, рассчитывает и публикует коэффициенты рыночной концентрации. Конечно, количественные показатели концентрации довольно условные, так как связь между размерной структурой рынка  и поведением предприятий – их ценами, выпуском продукции, рентабельностью – далеко не всегда прямая. Тем не менее, в некоторых странах законы устанавливают пороговые значения долей рынка, по которым определяется доминирующее положение поставщиков. В каждой стране эти значения свои. Например, в Японии доминирующим считается положение, при котором либо доля одного крупнейшего поставщика превышает 50 %, либо доля двух крупнейших поставщиков превышает 75 %. В Великобритании и Франции доминирующим считается предприятие, если его доля на рынке составляет только 25 % товарного рынка, в России – более 35 %.

Доли фиксированного числа  предприятий имеют, однако, один существенный недостаток. Этот показатель дискретный. Он характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей. В последние годы рыночная концентрация, т.е. степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм, определяется с помощью коэффициента концентрации (CR) и индекса Хиршмана-Херфиндаля (HHI).

Коэффициент концентрации представляет собой сумму долей (в процентах) 3-х (CR-3), 4-х (CR-4), 7-и (CR-7), 20-и (CR-20) или другого принятого количества крупнейших компаний на рынке данного товара. Для оценки степени монополизации рынка на практике чаще используется трехпороговая оценочная шкала Бейна. В соответствии с ней выделяются 4 типа рынка.

1) Высококонцентрированные олигополии, где CR-4 выше 65% и CR-8 выше 85%;

2) Умеренно концентрированные олигополии при  50%<CR-4<65% и 70%<CR-8<85 %;

3) Низкоконцентрированные олигополии при 35 %<CR-4<50% и 45%< CR-8 <70%;

4) Неконцентрированный рынок при CR-4<35% и CR-8<45%.

Индекс Хиршмана-Херфиндаля (HHI) рассчитывается по формуле [8, c.157]:

 

                                          (2.1)

 

где А – доля i-ой компании на рынке определенного товара, в %;

n – количество компаний на рассматриваемом рынке.

Из формулы  видно, что, по существу индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов всех предприятий, действующих на рынке. Значения индекса могут изменяться от 0 (при полной деконцентрации производства и распылении его на множество мелких предприятий) до 10000 (в случае абсолютной монополии). При HHI от 1000 до 1800 антиконкурентной считается каждая сделка, которая увеличивает индекс на более чем 100 пунктов. При коэффициенте отрасли более 1800 – сделка, которая может увеличить индекс на 50 и более пунктов. Если индекс Хиршмана-Херфиндаля меньше 1000, такой рынок считается слабо концентрированным и не регулируется.

Чтобы нагляднее  представить себе, как те или иные значения HHI соотносятся с числом фирм на рынке и долями крупнейших производителей, можно использовать таблицу 2.1.

 

 

 

 

Таблица 2.1

Соотношение HHI и долей фиксированного числа фирм [18, c. 33]

Значение HHI

Минимально

возможное число фирм на рынке

При неограниченном произвольном числе фирм максимально  возможная доля (в %)

1-го

2-х

3-х

4-х

крупнейших  производителей

500

20

22

31

39

44

1000

10

31

44

54

63

1800

6

42

60

72

85

3000

4

54

75

95

100

5000

2

70

100

100

100


 

Таблица 2.1 показывает, что безопасный, с точки зрения монополизации, рынок предполагает наличие 10 и более конкурирующих  фирм, причем доля крупнейших из них  не может превышать 31 %, двух крупнейших – 44 %, трех – 54 % и четырех – 63 %. Естественно, что данные значения не абсолютны. При их практическом использовании должны учитываться специфические условия конкретных рынков.

2.2. Методы  антимонопольного регулирования

Современная конкуренция  является регулируемой. Главной целью регулирования конкуренции, а значит и антимонопольной политики в целом, служит недопущение монополизации рынка фирмами, а также разработка методов антимонопольного регулирования.

Одним из способов регулирования монополии является установление предельных, или максимально допустимых, цен продукции. Воздействие предельных цен на условия спроса, с которым сталкивается монополист, показано на рисунке 2.1. Здесь D и MR – кривые спроса и соответственно предельной выручки нерегулируемой монополии, Рm – установленная властями, а это может быть правительство или органы местного самоуправления, предельная, или максимально допустимая, цена.

Рис. 2.1. Установление предельной цены на продукцию  монополиста и модификация кривых спроса и предельной выручки[7, c.124]

 

После установления предельной цены, Рm, кривая спроса монополиста изменяется. Часть кривой D, лежащей выше точки А, для монополиста, соблюдающего введенное ограничение, исчезает. Его действительная, или эффективная, кривая спроса становится ломаной. Она состоит из горизонтального сегмента РmА и сегмента обычной кривой спроса, лежащего ниже точки А. При выпуске, меньшем чем Q', цена продукции не должна превышать Рm, хотя условия спроса и позволяют продавать ее по более высоким ценам. При выпуске, большем Q', покупатели не только согласны, но и могут оплачивать продукцию по более низким ценам, в этой области предельная цена, Рm, «не работает».

Эффективная кривая предельной выручки также будет  состоять из двух сегментов — горизонтального сегмента РmА и имеющего отрицательный наклон сегмента BF. Действительно, взаимосвязь между ценой, объёмом выпуска и предельной выручкой продавца может быть выражена уравнением [7, c.124]

 

                                      (2.2)

 

Пока Q < Q' и действует предельная цена Рm, dP/dQ = 0 и, следовательно, MR(Q) = Рm. При Q > Q' дополнительный объем продукции может быть продан лишь по ценам, более низким, чем Рm, и, следовательно, dP/dQ < 0. Очевидно, что в этом случае MR < Р. Это значит, что при Q < Q' эффективная кривая предельной выручки сливается с горизонтальным сегментом эффективной кривой спроса РmА, а при Q > Q' она соответствует второму, имеющему отрицательный наклон сегменту эффективной кривой спроса. Наконец, при Q = Q' эффективная кривая предельной выручки имеет разрыв АВ. Таким образом, при объеме производства Q = Q' предельная выручка неопределена, тогда как при малом ее приращении сверх Q'  MR < OR', а при малом сокращении MR = ОРm.

 Рассмотрим  влияние максимально допустимых цен на поведение монополиста подробнее.

Рис. 2.2. Оптимум регулируемого и нерегулируемого  монополиста.[7, c.125]

 

На рисунке 2.2 оптимум нерегулируемой монополии  достигается при выпуске Q* и цене Р*. Очевидно, что установление предельной цены выше Р* не изменит решения монополиста, его оптимум останется прежним (Q*, Р*). Однако при более низкой предельной цене прибылемаксимизирующий выпуск монополиста изменится. Так, если предельную цену установить на уровне Р1, эффективной кривой спроса будет кривая P1AD, a эффективной кривой предельной выручки — кривая P1ABF. В этом случае кривая предельных затрат, SMC, «пройдет» через разрыв АВ, а прибылемаксимизирующий выпуск будет равен Q1. При меньшем выпуске эффективная кривая предельной выручки лежит выше кривой предельных затрат и потому у монополиста есть стимул увеличить выпуск до Q1. Напротив, при большем выпуске кривая предельных затрат окажется выше соответствующего сегмента эффективной кривой предельной выручки, BF, имеющего отрицательный наклон, и у монополиста есть стимул сократить выпуск до Q1.

Чтобы побудить монополиста увеличить объем  производства сверх Q1, необходимо установить предельную цену на еще более низком уровне. В частности, установление предельной цены на уровне Р2 может побудить монополиста довести выпуск до Q2, каким он был бы в условиях совершенной конкуренции. При максимально допустимой цене Р2 кривая предельных затрат пересечет эффективную кривую предельной выручки в точке С, где SMC = AR = Р. Заметим, что минимально возможный уровень предельной цены Р3 = minSATC , при более низком ее уровне монополист не сможет возместить затраты на производство и в конечном счете покинет рынок.

Также для уменьшения выгод монопольного положения на рынке могут использоваться налоги, сокращающие положительную экономическую прибыль предприятия-монополиста. Рассмотрим влияние на поведение монополиста двух типов налогов: потоварного, ставка которого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма зависит, следовательно, от объема выпуска, и паушального, взимаемого независимо от объема выпуска.

Прибыль монополиста рассчитывается по формуле[7, c.126]

 

π(Q) = TR(Q) – STC(Q) – ТQ,                                     (2.3)

 

где TR – общая выручка монополиста;

STC – общие  издержки;

Т – ставка потоварного налога;

Q – объём  выпуска.

Ее максимизация требует, чтобы 

 

                       (2.4)

 

т. е. чтобы

 

MR(Q) = MC(Q) + Т                                                   (2.5)

 

Монополист  максимизирует свою прибыль (после  уплаты налога), уравнивая предельную выручку и сумму предельных затрат и ставки налога.

Влияние потоварного налога на поведение монополиста показано на рисунке 2.3. Здесь SATC1 и SMC1 — кривые средних и предельных затрат короткого периода, Q1 и Р1 — оптимальный выпуск и цена до введения налога.

Рис. 2.3. Влияние потоварного налога на поведение монополиста.[7, c.127]

 

Потоварный  налог будет для монополиста  дополнительным элементом переменных затрат. Следовательно, SMC2 = SMC1 + Т. Условие максимизации прибыли (2.5) предприятия выполняется при объеме выпуска Q2 и цене Р2 . Прибыль монополиста в результате введения налога сократится (рис. 2.3).

В отличие от потоварного  сумма паушального налога не зависит  от объема выпуска. Поэтому он является для монополиста элементом постоянных, а не переменных и предельных затрат (например, стоимость патента или лицензии на исключительное право занятия той или иной деятельностью). В таком случае прибыль монополиста составит

 

π(Q) = TR(Q) – STC(Q) – G,                                  (2.6)

 

где G — сумма  паушального налога за период. Условием максимизации чистой прибыли монополиста  будет

 

,                          (2.7)

или

 

MR(Q) = SMC(Q).                                                   (2.8)

 

Как видно на рисунке 2.4, оптимальный выпуск и цена продукции после введения паушального налога не изменились, уменьшилась лишь получаемая монополистом прибыль. Значит, паушальный налог целиком ложится на монополиста. Его нельзя переложить (даже частично) на покупателей через более высокую цену и меньший объем выпуска, как в случае потоварного налога. Сравните условия максимизации чистой прибыли (2.5) и (2.8), рис. 2.3 и 2.4.

Рис. 2.4. Влияние паушального налога на поведение монополиста.[7, c.128]

 

Такое же, как  паушальный налог, влияние оказывает на поведение монополии и налог на прибыль. Если ставка налога на прибыль (в процентах) t, то монополист стремится максимизировать чистую прибыль ( ):

 

max(Q) =

(100 – t) = TR(Q) – STC(Q) – t[TR(Q) – STC(Q)] =

= (100 – t)[TR(Q)-STC(Q)].                              (2.9)

 

Условием максимизации чистой прибыли, очевидно, будет  условие

 

                 (2.10)

 

Если t < 100, (100 – t) > 0 и, следовательно, MR(Q) – MC(Q) = 0 , т. е. MR(Q) = МС(Q). Таким образом, и при налогообложении прибыли монополиста оптимальный объем продукции, а значит, и ее цена не изменятся.

Информация о работе Антимонопольная политика государств цели проблемы механизм реализации