Антимонопольная деятельность государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2011 в 18:53, реферат

Описание работы

Возникновение монополии и антимонопольное законодательство.
Основные методы монополизации и противодействие им.
Экономическое управление хозяйственной деятельностью естественных монополий.
Антимонопольная деятельность на мировых рынках.

Работа содержит 1 файл

Тема 7. Антимонопольная.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

7. Антимонопольная  деятельность государства 

  1. Возникновение монополии и антимонопольное  законодательство.
  2. Основные методы монополизации и противодействие им.
  3. Экономическое управление хозяйственной деятельностью естественных монополий.
  4. Антимонопольная деятельность на мировых рынках.
 

   j Основной регулятор рыночной экономики - соотношение спроса и предложения. В основном количество покупателей и продавцов на рынке велико.

   Причины возникновения монополии:

  1. если товар ограниченного применения, то количество его изготовителей ограничено и возможна монополизация;
  2. также монополизация возрастает при укрупнении производителей при их слиянии, поглощении, объединении и др.;
  3. оказывает влияние и эффективность производства, сбыта товаров, условия формирования рынка.

    В условиях конкуренции стремление увеличить прибыль создает стимулы к росту объемов производства, повышению качества товаров, т.е. к более полному удовлетворению требований потребителей.

    Ограничение конкуренции приводит к монополизации, т.е. создаются преимущества отдельным производителям, отсюда следует ограничение количества товаров, т.е. неполное удовлетворение в нем потребности, повышение цен, снижение качества, нарушаются права потребителей.

    Монополизация рынка – объективная экономическая  тенденция, отражающая интересы крупных производителей и противоречащая интересам потребителей.

    Цель  монополии – ограничить конкуренцию  для получения монопольно высокой (низкой) прибыли. Поэтому во всех развитых странах есть антимонопольное законодательство. 

    Антимонопольное законодательство.

    Тенденция монополизации была отмечена ещё  во второй половине XIX в стали появляться крупные национальные монополии. В это же время были и первые меры по их государственному регулированию и защите конкуренции – антитрестовское законодательство:

  1. Закон Шермана – 1980 г.:

а) запрет тайного сговора между  компаниями  и всех соглашений, ограничивающих предпринимательскую деятельность;

б) запрет монополизации рынка и  попытки его монополизации.

2. Закон  Клейтона – 1914 г.:

а) ценовой дискриминации потребителей (для разных потребителей – разные цены);

б) переплетающиеся директораты компаний;

в) приобретение одной корпорацией  акционерного капитала другой;

г) другие операции, если их результатом  может быть ослабление конкуренции.

    В 1950 г. была принята поправка к этому закону – запрет использования рынка ценных бумаг для монополизации.

    Их  цель – повышение эффективности  функционирования частного капитала в интересах потребителей.

    В 1914 г. был принят закон об образовании  Федеральной торговой комиссии США (ФТК) – орган государственного контроля за деятельностью монополий. Все подобные органы в разных странах должны быть административно и юридически самостоятельны, независимы от других органов управления. Но на деле они кому-либо подчинены.

    Эти государственные органы осуществляют контроль за поведением на рынке отдельных корпораций и через суды устраняют нарушения.

    С появлением монополий и антимонопольного законодательства появилась необходимость  в  оценке монопольной деятельности:

   1. Оценка границ рынка: 
 

    товарные  границы – перечень       географические границы – гео-

    взаимозаменяемых  товаров,          графические зоны реализации

    имеющих целью удовлет-           товара, имеющие равные условия

    ворение конкретной                         реализации.

    потребности.                                 (возможность покупателей при-

    Взаимозаменяемость                    обрести товар на соответствую-

    определяют  потребители             щих территориях – увеличение

    (на  основе социологического       расходов на покупку на 5%).           

    опроса).                           

                                                                                             

      2. Оценка степени монополизации: 

  • Индекс  Герфиндаля:

                                               

S – доля i-той компании в объеме продаж;

n – количество компаний;

(не более H=1000). 

  • Коэффициент концентрации:

 

Pi – удельный вес i-той фирмы в стоимости товара, числе занятых, объеме продаж и др.;

n – количество фирм;

(не  более 65% по  CR - 4).

 

  • Показатель степени отклонения цены от предельных издержек Ленера.

  

L=0 – конкурентная отрасль,

L=1 – неконкурентная отрасль. 

k Основные методы монополизации и противодействие им. 

  1. Контроль  слияний хозяйствующих субъектов, работающих на одном рынке. Разрешение на слияние выдает государственный орган. При этом он проверяет географические и товарные границы рынка, уровень его концентрации (H, CR). Товарные границы устанавливаются на основе социологического опроса.
  2. Оценка влияния слияния фирм – конкурентов на цены. Государственные органы проводят анализ возможности нарушения интересов потребителей и ситуации на рынке в случае повышения монополистом цен на 5%. По следующей схеме:

а) опрашиваются потенциальные производители на предмет производства этого товара;

б) опрашиваются потенциальные поставщики данного товара за пределами географических границ на предмет поставок товаров в эту зону.

    Если  в течение двух лет повышения  цен дополнительные потоки товаров приведут к стабилизации цен, то интересы потребителей не считаются ущемленными.

    Слияние, поглощение разрешаются в случае неплатежеспособности или угрозы банкротства.

  1. Использование доминирующего положения (установление монопольно высокой цены или не допуск конкурентов). Для рассмотрения дела об этом потерпевший должен письменно обратиться в антимонопольные органы. Затем они должны это доказать и обратиться в суд. Однако большинство споров разрешаются, не доходя до суда, так как большие издержки и потеря имиджа (Microsoft).
  2. Ограничение конкуренции любыми способами не допускаются. Например, нельзя установить для одной фирмы более высокие цены на сырье или арендную плату (Xerox).
  3. Сговор с целью установления монопольно высоких цен, недопущение конкурентов на рынок (наиболее распространены). Он документально не оформляется, поэтому его трудно доказать. Тогда он может быть доказан на основе анализа статистической и ценовой инфляции, свидетельств очевидцев договора, если через определенное время будут обнаружены признаки сговора (только в США). Чаще – по сигналу сотрудников фирмы или других свидетелей (за вознаграждение).
  4. Разделение монополиста на несколько фирм в случае нарушения антимонопольного законодательства (используется редко). Например, Америкэн телефон энд телеграф.
  5. Защита конкуренции на конкурсных торгах. Конкурсные торги при публичном распространении контрактов на поставки или работы – важный метод защиты интересов общества.

    Однако  на такие торги поступают и  фальсифицированные заявки – заявители приходят к соглашению не конкурировать между собой и контракт достается  определенному ими по сговору участнику.

    Для противодействия этому выработана процедура проведения конкурса:

    - определяются условия конкурса;

    - в заявке кандидат показывает свою компетентность в выполнении работ, опыт работы и предложения о путях реализации намеченных работ. Они подаются в запечатанном виде;

    - комиссия их рассматривает, выбирает  победителя. 

    Фальсификаторы  должны выполнить следующие условия:

  1. вовлечь в сговор всех солидных заявителей (иначе именно он может выиграть)
  2. организовать дележ прибыли
  3. предотвратить возможность нарушения сговора.

    Часто организовываются долгосрочные картели  фальсификаторов. 

    Основные  тактические схемы фальсификации  заявок:

  1. Ротация заявок – все участники сговора договариваются по очереди выиграть конкурс
  2. Деление рынка – заявки могут быть разделены по географическому или иному признаку
  3. Выплаты – победитель делает выплаты из «дополнительной» прибыли, остающейся участникам (например, в виде субподрядов)
  4. Сдерживание заявок – некоторые не подают заявки
  5. Угрозы – не желающие вступать в картель
  6. Коррупция – государственные чиновники (устроители торгов) заведомо создают определенному заявителю условия для выигрыша.

    Меры  по пресечению фальсификации конкурсов:

  1. конкурсы должны быть открытыми, чтобы участники не знали друг друга
  2. очень большое количество участников
  3. в заявлении должна быть пометка, что заявка подготовлена самостоятельно и в соответствии с антимонопольным законодательством
  4. в дополнение подается заявление, что заявка подана независимо от других, не обсуждаясь с другими
  5. анализ предыдущих заявок, информация о конкурсах, субподрядах
  6. выставлять на конкурс контракты с различными условиями, чтобы участники не поделили их между собой
  7. создание сложных условий определения цены контракта
  8. четко установить количественные и качественные критерии отбора
  9. если заявки оказались равные, то не надо делить контракт поровну, а просто кинуть жребий
  10. сохранить в тайне имена кандидатов. Это затруднит сговор.
 

    l Естественная монополия – это монополия, существование которой выгодно, т.к. её издержки меньше, чем совокупные издержки нескольких фирм в данной отрасли.

Информация о работе Антимонопольная деятельность государства