Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 16:16, реферат
Б.Обаме, пришедшему к власти в разгар глобального финансово- экономического кризиса, пришлось столкнуться с этим новым вызовом и обозначить иерархию приоритетов своей администрации, исходя из остроты текущих проблем. Естественно, первоочередной задачей стала выработка мер по финансово- экономической стабилизации. После окончания кризиса 2008-2009 гг., так как стадия подъема так и не наступила, ключевое место заняла выработка мер по стимулированию экономики.
1.Введение ……………………………………………………………………………...3
2. Этапы предпринятых мер……………………………………………………….3-7
3. Антикризисная политика администрации Б. Обамы………………………8-10
3.1.Политика восстановления финансово-экономической стабильности....10-12
3.2.Социальная составляющая и инвестиции в будущее…………………….12-15
3.3.Проект реформы системы регулирования финансовых рынков…….…15-18
4. Заключение……………………………………………………………..………..18-20
5.Список использованной литературы……………………………………………..21
3. Антикризисная политика администрации Б. Обамы
В антикризисной политике администрации Б. Обамы мы проанализируем два взаимосвязан- ных блока мер по восстановлению финансово- экономической стабильности и социально- экономической стабильности, а также проект реформы системы финансового регулирования. Социально-экономическая программа Обамы, объявленная как антикризисная, тем не менее ориентирована скорее на среднесрочные вре- менные рамки. В краткосрочном плане гораздо более важным представляются действия новой администрации по поддержке домовладений и финансового сектора.
Следует учитывать, что представленный пре- зидентом Б. Обамой план реализуется на фоне осуществления антикризисных мер, уже предпри- нятых администрацией Буша-младшего, которые должны были бы усилить синергетический эффект. Однако пакет мер, предложенный ранее республи- канской администрацией, оказался малоэффек- тивным, что увеличивало недоверие потребителей и инвесторов к государственной политике.
3.1.Политика восстановления
ФРС, начав в 2008 г. цикл смягчения моне- тарной политики, к концу года довела базовую процентную ставку до 0–0,25% (в августе 2009 г. ее оставили на том же уровне). У новой админи- страции в этой области не осталось места для ма-
невра, так как возможности для регулирования через снижение ставки исчерпаны. США вынуж- дены были сделать упор на финансовые вливания и интенсифицировать работу печатного станка.
Как уже отмечалось, по Закону об экстренной стабилизации экономики от 3 октября 2008 г. была инициирована Программа помощи проблемным активам (Troubled Asset Relief Program – TARP) на общую сумму в 700 млрд долл. США. Полови- на этой суммы была истрачена республиканской администрацией. В январе 2009 г. Конгресс одо- брил выделения еще 350 млрд долл. США, эти средства находятся в распоряжении нового ми- нистра финансов Т. Гайтнера.
Новая администрация задействовала все ин- ституты и механизмы (как традиционные, так и нетрадиционные), прибегая к более решитель- ным мерам по многим направлениям.
В целях поддержки ведущих финансовых ин- ститутов была увеличена доля государства в ак- ционерном капитале Citigroup (на 28 июля 2009 г. государство владело 34% акций компаний). Регу- ляторы заставили Citigroup нанять внешних кон- сультантов, которые должны оценить, способен ли менеджмент этой компании вывести ее из кри- зисной ситуации. Был принят новый (четвертый) пакет помощи крупнейшей страховой компании AIG; общая сумма помощи AIG (180 млрд долл. США) превышает объемы, когда-либо выделяв- шиеся правительством одной частной компании. Государство вынуждено учитывать последствия ее краха для мирового рынка страхования.
ФРС продолжает программу предоставления через аукционы чрезвычайных краткосрочных (24-дневных и 84-дневных) кредитов банкам, столкнувшимся с проблемой дефицита ликвид- ности. Эта мера помогла в 2008 г. предотвратить панику на финансовых рынках, но ее было не- достаточно, чтобы стабилизировать финансо- вую систему. В 2008 г. прошло 30 аукционов; банки получили кредитов на сумму около 2 трлн долл. США. Размер размещаемой суммы вырос с 30 млрд до 150 млрд долл. США, а ставка про- цента снижалась. За январь–июль 2009 г. про- шло 15 аукционов. С середины сентября 2008 г., даже в условиях нехватки ликвидности и при минимальной процентной ставке, объем предла- гавшихся на аукционе средств стал перекрывать спрос, и это продолжалось до мая 2009 г. В июне 2009 г. ФРС сочла возможным сократить финан- сирование этой программы.
Министерство финансов вернулось к идее выкупа плохих активов. По данным ФРС, в мае 2009 г. американские банки имели активов, тре- бующих списания, на сумму 599 млрд, а по оцен кам МВФ «Голдман Сакс», – в размере около 1 трлн долл. США. Надежда возлагается на то, что освобожденные от них финансовые институты начнут выдавать кредиты. В рамках плана по фи- нансовой стабилизации предполагается создать совместно с частными инвесторами ряд инвести- ционных фондов, которые консолидируют выку- пленные у банков «токсичные» активы под гаран- тии Министерства финансов. Эти гарантии будут предоставлены, если получатели все полученные средства направят на кредитование населения и предприятий. Государство будет проводить свой аудит, не доверяя проверкам частных аудиторских фирм. По мнению многих экспертов, пока этому плану (как в свое время программе TARP) не хва- тает четких юридически обязывающих конкрет- ных положений, ограничивающих использование предоставленных средств.
25 марта 2009 г. Федеральная резервная систе- ма США объявила о реализации программы сти- мулирования потребительского кредитования через созданный в ноябре 2008 г. соответствую- щий фонд – Term Asset Backed Securities Lending Facility (TALF). В то время планировалось, что объем фонда составит 200 млн долл. США. Про- грамма должна осуществляться через скупку ценных бумаг, обеспеченных потребительскими кредитами, включая долги по кредитным картам. Ее цель – повышение доступности кредитов для малого бизнеса и потребителей, активизация зай- мов на образование и автокредитование. Однако реализация программы затянулась. В рамках но- вого плана администрация Б. Обамы увеличила финансирование TALF до 1 трлн долл. США, а сроки действия – до 30 июня 2010 г.
23 февраля 2009 г. Минфин
США и ФРС высту- пили с совместным
заявлением о том, что в рамках антикризисной
программы они могут конвертиро- вать
долю государства в капитале банков из
приви- легированных (неголосующих) акций
в обычные. Этот шаг может привести к существенному
уси- лению государственного контроля
над банками. Некоторые эксперты назвали
его ползучей нацио- нализацией. До последнего
времени идея национа- лизациисчиталасьвСШАабсолютнон
Федеральные регуляторы проверили состоя- ние 19 крупнейших банков с активами более 100 млрд долл. США, получивших государствен- ную помощь в рамках TARP (stress-tests). Было сделано заключение, что при неблагоприятных экономических условиях потери этих банков мо- гут составить 600 млрд долл. США в 2009–2010 гг. Десяти банкам было предписано к ноябрю 2009 г. увеличить капитал на 75 млрд долл. США. Уже к июню этим банкам удалось получить 36 млрд долл. США. Ряд «чистых» банков (в частности, Capital One Financial, Bancorp, BB&T Corporation) сразу же заявили, что собираются выплатить долг правительству, продав новые акции на миллиар- ды долларов. Это помогло вернуть доверие инве- сторов к банковскому сектору. Министр финан- сов Т. Гайтнер заявил, что деньги, которые вернут крупные банки в рамках программы TARP, будут переданы по соответствующим каналам более мелким финансовым институтам США.
Государственные органы на федеральном уровне, а затем и на уровне штатов продолжают расследование деятельности финансовых компа- ний на предмет их «вклада» в ипотечный и фи- нансовый кризис.
Важнейшим направлением восстановления финансовой и социально-экономической ста- бильности, а также доверия населения и инве- сторов является оживление жилищного рынка и помощь домовладельцам.
В течение последнего года
рассматривались различные
В сфере жилищного рынка разработана про- грамма рефинансирования домовладельцев, име- ющих хорошую платежную историю по ипоте- ке, закладные которой принадлежат Fannie Mae и Freddie Mac. Это программа будет доступна 4–5 млн домовладельцам (The Home Affordable Refinance Program). В соответствии с програм- мой, объявленной администрацией Обамы в феврале 2009 г. (The Home Affordable Modification Program), государство должно истратить 75 млрд долл. США на стимулирование ипотечных ком- паний, которые обязались снизить платежи для попавших в беду домовладельцев. По данным Министерства финансов, программа должна спасти до 4 млн домовладельцев от потери домов. Однако три месяца спустя, число домовладель- цев, получивших подобные займы, не превысило 55 тыс. Администрация Обамы приложила боль шие усилия, чтобы конгресс в срочном порядке принял Закон о помощи семьям в сохранении их домов (Helping Families Save Their Homes Act), вошедший в силу 20 мая 2009 г. Среди прочих мер он продлил временное увеличение страхового покрытия по вкладам с 31 декабря 2009 г. до 31 декабря 2013 г.
Летом 2009 г. ряд крупнейших финансовых институтов, получивших государственную по- мощь, выплатил Министерству финансов свои долги. При этом государство само получило при- быль от инвестиций в эти институты: 4,1 млрд долл. США на инвестиции от «Голдман Сакс», 1,3 млрд долл. США – от «Морган Стенли», 414 млн долл. США – от «Америкэн Экспресс», от 100 до 334 млн долл. США – от пяти других круп- ных банков, и еще 35 млн государство заработало на помощи 14 маленьким банкам, которые уже выплатили свои займы.
3.2.Социальная составляющая и инвестиции в будущее
Б. Обама представил свой план восстановле- ния социально-экономической стабильности. Его суть состоит в расширении государственных инвестиций в образование, здравоохранение, социальное страхование, инфраструктуру, эко- логически чистую эффективную энергетику, в поддержку уязвимых слоев населения. С подачи администрации был принят Закон о восстанов- лении экономики и реинвестировании в Америку (American Recovery and Reinvestment Act of 2009). Основной задачей финансируемых по этому зако- ну программ является стимулирование спроса и создание новых рабочих мест. Конгресс выделил на эти цели 787 млрд долл. США. Закон предусма- тривает дополнительные к бюджету ассигнования в 126 млрд долл. США на инфраструктуру и науку, 288 млрд – на налоговые льготы для физических лиц и бизнеса, 142 млрд – на защиту уязвимых слоев населения5. Этот курс Б. Обама подтвердил в своем бюджетном послании к Конгрессу на 2010 фин. г. и в программных выступлениях.
Следует выделить ряд моментов в антикри- зисной социально-экономической политике но- вой администрации.
Б. Обама и его советники четко осознают роль социальной составляющей и вложений в человеческий капитал (прежде всего в образова- ние и здравоохранение) для эффективности на- циональной экономики.
Закон выделил дополнительно к государ- ственному бюджету 43,2 млрд долл. США на строительство, модернизацию, техническое переоснащение начальной и высшей школы, на улучшение качества образования, при этом осо- бое внимание уделяется образованию для неиму- щих, инвалидов и двуязычных. Еще 15,6 млрд долл. США ассигнованы на стипендии студен- там. Здравоохранение получило дополнительное финансирование в размере 22,4 млрд долл. США на научные исследования, на ремонт и строитель- ство медицинских центров. 13 млрд выделяется на гранты для детей-инвалидов. В соответствии с Законом 2009 г. фискальные льготы штатам и местным уровням власти (State and Local Fiscal Relief) составили 144 млрд долл. США6. Они предназначены прежде всего для финансирова- ния образования и здравоохранения.
Чтобы включить в систему медицинского стра- хования как можно большее число американцев (в долгосрочном плане – все население страны), поставлена задача снизить стоимость медицин- ских услуг. American Recovery and Reinvestment Act of 2009 предусматривает компьютеризацию здравоохранения и усовершенствование инфор- мационных технологий. На эти цели выделяется 20 млрд долл. США дополнительных государ- ственных ассигнований.
Администрация президента Обамы предложила амбициозную реформу американской си- стемы здравоохранения, по которой должна быть создана всеобщая государственная программа медицинского страхования. Реформа позволит не только расширить вложения в человеческий капитал, но и решить проблемы нравственно- го и экономического характера (долгосрочные бюджетно-финансовые вызовы). В условиях кри- зиса это очень смелый шаг со стороны нового президента, обосновывающего его необходимо- стью смотреть в будущее страны и своими «мо- ральными обязательствами». Выдвинутый в 1993 г. правительством Клинтона план реформирования здравоохранения США был фактически провален большинством Конгресса. Сейчас вокруг новой инициативы президента ведутся широкие дискус- сии, при этом Б. Обама подчеркнуто выносит этот вопрос на обсуждение в национальном масштабе.
Предусматривается продление сроков выпла- ты пособий по безработице, а также увеличение их размеров. Создается Экстренный фонд для Программы временной помощи нуждающим я семьям, в который на 2009 фин. г. вносится 5 млрд долл. США. Разработана программа по- мощи в поиске работы (в частности, создание до 1 млн рабочих мест для молодежи в летний пе- риод, а также для рабочих и молодежи в новых секторах экономики). Дополнительно финансируются различные формы помощи малоимущим и пожилым гражданам.
Одним из приоритетных направлений программы «реинвестиций в Америку» являются существенные дополнительные ассигнования в инфраструктуру на модернизацию дорог и мо- стов, магистралей, энергосетей, на закупку ав- тобусов и оборудования для увеличения объема пассажиропотока на общественном транспорте, на стимулирование развития беспроводного до- ступа в Интернет.
Программа социально-экономической ста- билизации предусматривает расширение возмож- ностей инвестиций в ключевые отрасли XXI в., что позволит не только сохранить и создать ра- бочие места и стимулировать спрос, но и сделает американскую экономику более эффективной в долгосрочном плане. Этот курс Б. Обама под- твердил в своем обращении к Конгрессу по пово- ду бюджета на 2010 фин. г. Б. Обама, выступая на заседании Академии наук США 27 апреля 2009 г., заявил: «В такой трудный момент находятся те, кто говорит, что мы не можем позволить себе инвестировать в науку, что поддержка исследований – это что-то вроде роскоши в то время, когда приходится ограничивать себя лишь самым не- обходимым. Я категорически не согласен с этим. Сегодня наука больше, чем когда-либо раньше, нужна для нашего благосостояния, нашей безопасности, нашего здоровья, сохранения нашей окружающей среды и нашего качества жизни»7.
Продекларирован беспрецедентный уровень прозрачности и подотчетности, что, по мнению администрации, поможет гарантиро- вать эффективность использования средств на- логоплательщиков. На специальном web-сайте, созданном президентом, публикуются данные о том, как распределяются средства, объявления о всех конкурсах по контрактам и грантам.
Анализ предпринятых мер показал, что администрация намерена стимулировать как предложение, так и спрос, отойдя от идеологических установок демократической партии.
Особенно важно, чтобы пакет мер в 787 млрд долл. США заработал как можно быстрее.
Появилось выражение «вытолкнуть деньги за дверь». Предполагалось потратить 70% выделен- ных средств (550,9 млрд долл. США) в течение первых двух лет. Однако вследствие сложности программ и бюрократических проволочек, день- ги расходуются медленнее, чем это планирова- лось. Спустя три месяца в экономику было влито 45,6 млрд долл. США, которые пошли главным образом в помощь штатам для покрытия расхо- дов по программе «Медикейд», выплаты по без- работице, оплаты чеков получателям Программы социального обеспечения и на латание бюджет- ных дыр в результате снижения подоходного на- лога. Стимулирующий пакет в полную меру за- работает в 2010 г. Однако его принятие помогло вернуть доверие инвесторов и потребителей.