Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 21:38, реферат
Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики РФ, обозначив при этом основные направления развития.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1.Раскрыть сущность инфляции, ее причины и последствия.
2.Рассмотреть механизмы инфляционного регулирования.
3.Обозначить особенности борьбы с инфляцией в России.
4. Определить перспективные направления развития антиинфляционной политики для нашей страны.
Введение
1. .Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики
1.1 Теория инфляции: понятие, виды, причины возникновения, последствия
1.2 Понятие и цели антиинфляционной политики
2 Теоретические подходы к определению механизмов регулирования инфляции
2.1 Фискальная антиинфляционная политика государства
2.2 Кредитно-денежная политика государства. Политика цен
и доходов ..
3 Перспективные направления развития антиинфляционной политики в России: краткосрочные и долгосрочные меры
3.1 Этапы формирования антиинфляционной политики в РФ
3.2 Перспективы антиинфляционной политики на 2008 год
Заключение
Список литературы
Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.
Проводимая с середины 1995 г. курсовая политика, направленная на стабилизацию и предсказуемость обменного курса рубля, сыграла важную роль в нормализации макроэкономической ситуации в России. Практика установления правительством Российской Федерации и Банком России границ возможных изменений обменного курса рубля сначала на несколько месяцев, на полугодие, а затем на целый год вперед на фоне проводившейся Банком России совместно с Правительством РФ денежно-кредитной политики обеспечила плавную и предсказуемую динамику валютного курса в 1995-1997 гг., позволила эффективно сдерживать инфляцию, помогла предприятиям и населению обрести ясные ориентиры при планировании их хозяйственной деятельности.
Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность.
Главной
причиной конечного провала “
Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.
Валютно-финансовый кризис 1998 г., давший толчок новому витку инфляции, доказал неэффективность монетаристских методов подавления инфляции. Применяемые монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывали ее многофакторность и подрывали основы национальной экономики России. Становится очевидным, что для сдерживания темпов роста инфляции требуется комплексный подход к антиинфляционной политике.
После финансового кризиса в бюджете Российской Федерации на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен.
Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным возможностям развития экономики (государственные бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены с профицитом); улучшению состояния финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.10
В
отличие от 2004 года, с середины 2005
года наметилась устойчивая тенденция
снижения темпов роста цен. За июнь-октябрь
2005 года темпы роста потребительских цен
были более чем в два раза ниже прошлогодних
показателей. На снижение темпов инфляции
во II полугодии 2005 года сказались замедление
роста денежных агрегатов в I полугодии
2005 года против соответствующего периода
предыдущего года, приостановление роста
цен на горюче-смазочные материалы, значительное
сезонное снижение цен на продукцию сельского
хозяйства в летний период вследствие
хорошего урожая 2005 года, рост импорта
мясных и других продовольственных товаров.
3.2
Перспективы антиинфляционной
политики на 2008 год
В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007-2009 гг.) в сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентноспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики.
13 декабря был опубликован "План мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2007–2008 годы", подготовленный Министерством экономического развития и торговли. В нем представлены разработки по борьбе с растущей инфляцией. Несмотря на то, что реальный уровень инфляции в текущем году значительно превысил прогнозируемый (реальные 12% против предполагавшихся 7–8%), программа не рассчитана на принятие каких-либо срочных мер. Основные положения плана будут приведены в действие во втором квартале 2008 года.11
Одним из условий реализации этих важнейших задач является стабилизация рубля. Правительство РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс. Во-первых, предусмотрено ограничение роста регулируемых цен на продукцию (услуги) естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ при усилении контроля за издержками монополистов. Во-вторых, намечены меры по снижению темпа роста цен на ГСМ с 16% в 2005 г. до 6-8% в 2007г. В-третьих, Правительство прогнозирует замедление роста цен на продовольственные товары (7,4%-7,6 % в 2007 г.; 4,8% в 2008 г.)12 Добиться этого предполагается с помощью роста предложения этих товаров и доступа крестьян и фермеров на рынки.
Реформы коснутся и ЖКХ. В наступающем году ожидается значительный рост стоимости жилищно-коммунальных услуг. В связи с этим правительство решило пойти на частичную либерализацию цен в данной области (некоторые цены все же останутся под государственным контролем). Cуть этих мер состоит в том, что правительство составит список услуг, цены на которые будут устанавливаться и регулироваться государством.
Поставлена задача замедления роста денежного предложения и замедления скорости обращения денег с 4,2 оборота в год в 2005 до 2.8-3 оборотов в 2009 г. Для снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в предстоящие три года на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит оздоровление, укрепление бюджета. Правительством прогнозируется увеличение бюджетных расходов инвестиционного характера с 1,8% ВВП в 2005 г. до 2,34% в 2009 году.
Важную роль будет играть проводимая Банком России денежно-кредитная политика, направленная на снижение инфляции и поддержание плавной динамики валютного курса. Принимая целевые параметры денежно-кредитной политики на предстоящий год, Банк России принимает во внимание различные возможные условия дальнейшего социально-экономического развития страны. Однако, реальное развитие событий может отличаться от предусмотренных сценариев. На экономический рост в последние годы заметное влияние оказывал более высокий, чем предполагалось, уровень цен на нефть на мировом рынке. Превышение целевых ориентиров по инфляции было обусловлено факторами, находящимися вне сферы воздействия денежно-кредитной политики, например, существенное увеличение цен на энергоресурсы, рост цен на платные услуги населению. В качестве основной цели денежно-кредитной политики Банк России определил ограничение прироста потребительских цен в пределах 6,5-8 %. При этом прирост базовой инфляции для достижения цели составляет 5,5-7 %. Рост денежной массы прогнозируется на уровне 19-28%.
Основным инструментом курсовой политики в 2007 г. останутся операции по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Причем интервенции будут проводиться как в целях предотвращения резких колебаний валютного курса, так и в целях недопущения чрезмерного укрепления рубля. Своей перспективной задачей Банк России видит переход к режиму инфляционного таргетирования.
Аналитики считают, что этот ход практически не повлияет на инфляцию. Например, как сообщает Росфинком, аналитик компании "Тройка-диалог" Антон Струченевский предполагает, что значение подобных мер преувеличено и что инфляционные показатели останутся по прежнему высокими. Более того, есть предположения о том, что за либерализацией тарифов последует их значительное повышение по сравнению с нынешними показателями. «Коммерсант» приводит слова Александра Морозова: "Если конкуренция будет развиваться медленно, то тарифы после либерализации будут расти быстро, если они будут привлекательны для создания частного бизнеса, то вскоре будут снижаться. Прежде чем проводить либерализацию, необходимо создать институциональные основы для развития конкуренции, которых в ЖКХ и госмонополиях нет".13
В итоге, при успешном проведении программы по "плану мероприятий по снижению темпов роста потребительских цен на 2007–2008 годы", ожидается снизить уровень инфляции до ожидавшихся в начале года 7–8%, а затем довести его до 3-процентного показателя. Следует отметить, что многие экономисты, включая и представителей Министерства экономического развития и торговли, с осторожностью относятся к подобным расчетам: снижение инфляции на 4–5% всего за год кажется маловероятным явлением
Помимо основных краткосрочных и долгосрочных мер, которые будут приниматься правительством для борьбы с инфляцией, аналитики предлагают дополнительные инструменты регулирования уровня инфляции:
1. Выдавать кредиты исключительно после возврата старых. Однако это осуществимо только в том случае, если при невозможности возврата кредита неотвратимо и эффективно начинает действовать процедура банкротства.
2. Восстановление доверия к государственным облигациям. Исследования показывают, что замещение кредитов Центрального банка на покрытие дефицита бюджета государственными краткосрочными облигациями - существенный фактор снижения инфляции.
3. Повышение эффективности банковского сектора путем снижения затрат, ранняя санация и банкротство неэффективных банков и консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Снижение эмиссии и инфляции снизит доходность банковского сектора, что создаст значительные проблемы с ликвидностью у не слишком хорошо работающих банков.
4. Центральному банку очень важно удерживать намеченную траекторию обменного курса и инфляции. Ценообразование предприятий ориентированно на интуитивный обменный курс, который будет, по их мнению, на момент сделки. Тем самым предприятия сами формируют некоторый «панический» курс и в ценообразовании ориентируются на него.
5. Поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынка. Решительные сдвиги в создании благоприятных условий для ведения бизнеса, привлечение инвестиций, особенно в сферу производства потребительских товаров и услуг. Быстро растущий разрыв между расходами населения на потребительские товары и их производством для отечественного рынка покрывается импортными товарами, что усиливает давление на валютный рынок и вытесняет инвестиционные товары из импорта.
6. Снижение норм обязательных резервов и их формирование в белорусских рублях. В этом случае банки не заинтересованы в спекулятивном понижении курса белорусского рубля, так как выигрыш на курсовых спекуляциях будет съеден необходимостью пополнения резервов, снижение которых резко уменьшит разрыв между стоимостью ресурсов и ставками кредитов.
Подводя
итог, отметим, что антиинфляционная
политика находится в настоящее
время на таком этапе развития, когда
необходимо дальнейшее использование
мер противодействия инфляции. Система
мер должна включать решение таких задач,
как повышения эффективности банковского
сектора, определение либеральной тактики
в области валютной, бюджетной, налоговой
и денежно-кредитной политик и т.д.
Заключение
Глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.
Реакция государства на разрастающуюся инфляцию может быть двоякой: формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населения или выработка системы мер, способных ей противостоять. В этом случае государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией. Например, затормозить вызванное инфляцией падение курса национальной валюты или усилить заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая подавлялась ранее нарастанием цен. Одновременно со смягчением последствий от инфляции должна быть продумана система мер, гасящих источники инфляции.