Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 16:24, курсовая работа
Инфляция представляет собой многостороннее явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценивание денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами.
Инфляция – одно из самых тяжелых заболеваний экономики. Она распространяется как в рыночных, так и в нерыночных хозяйствах. В мире почти нет стран, где когда-либо не существовала инфляция.
Введение
1. Инфляция как показатель экономической нестабильности.
причина возникновения инфляции.
виды и типы инфляции.
последствия инфляции.
2. Сущность антиинфляционной политики.
антиинфляционные методы и
теория адаптивных и рациональных ожиданий.
антиинфляционная стратегия.
3. Инфляция и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
инфляция в Республике Беларусь.
антиинфляционная политика в Республике Беларусь.
4. Заключение
5. Список литературы.
|
Рост ВВП в Беларуси по итогам 2010 года составит 107,4%. Валовой внутренний продукт Беларуси в январе-ноябре 2010 года увеличился на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года при прогнозе роста на 2010 год на 11-13%.
Инфляция в Беларуси по итогам 2010 года составит менее 10%. Об этом сообщил корреспонденту БЕЛТА начальник главного управления макроэкономического анализа и прогнозирования Минэкономики Александр Ярошенко.
В 2011 году инфляция прогнозируется на уровне 7,5-8,5%. Это предусмотрено Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2011 год.
Внешнеэкономический оборот республики вырос на 19% по сравнению с прошлым годом. Беларусь активно наращивает экспорт. По группе инвестиционных товаров, продовольственных товаров рост экспорта составил почти 1,5 раза.
Если говорить об изменении цен в 2010 году, то индекс потребительских цен на товары и услуги в ноябре 2010 г. по сравнению с октябрем 2010 г. составил 100,9%, по сравнению с декабрем 2009 г. – 108,9%, а индекс цен производителей промышленной продукции в ноябре 2010 г. по сравнению с октябрем 2010 г. составил 101,2%, в том числе на инвестиционные товары – 100,8%, промежуточные товары – 101,2% и потребительские товары – 101,2%. Более подробно индекс цен на 2010год можно увидеть в Приложении 1.
Индекс цен на продовольственные товары в ноябре 2010 г. по сравнению с октябрем 2010 г. составил 101,6%, а с декабрем 2009 г. – 111,3%. (Приложение 2).
Индекс цен на непродовольственные товары в ноябре 2010 г. по сравнению с октябрем 2010 г. составил 100,4%, по сравнению с декабрем 2009 г. – 107%. (Приложение 3).
Столкнувшись с проблемой ухудшения финансового положения и экономического кризиса в стране, некоторые организации, предприятия и учреждения прекращали, приостанавливали или снижали свою производительность и работу.
Экономическая система не позволяет частным предприятиям иметь хорошие и чистые результаты, они не могут привлечь деньги на фондовом рынке. В Беларуси не только не возникает новых фирм, но, более того, наблюдается эмиграция частных предприятий в Польшу, Украину, Россию.
За январь-ноябрь 2010 года убыточными были 583 организации, или 6,5: от общего числа организаций, учитываемых в текущем порядке. Сумма чистого убытка убыточных организаций составила 1,1 трлн. руб., или на 11,2% меньше чем за январь-ноябрь 2009 года.
Рекомендации на будущее достаточно просты.
Для начала необходимо активнее привлекать частный капитал к участию в экономике страны путем ускорения темпов приватизации с приданием ей более последовательного характера вместе с устранением барьеров для частной предпринимательской деятельности.
Затем,
конкурентоспособность белорусских предприятий
должна быть повышена с помощью стимулов
к структурной реорганизации. Более
активному притоку прямых иностранных
инвестиций будет также способствовать
отмена положения о «золотой акции», которое
пока напрочь отбивает всякий интерес
у инвесторов.
В настоящее время резервы увеличения производства за счет организационных факторов и загрузки неиспользуемых мощностей, которые сыграли существенную роль, в основном исчерпаны. Поэтому необходимо улучшение качественных параметров функционирования национальной экономики и повышение конкурентоспособности отечественной продукции, что требует направления дополнительных финансовых ресурсов в капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также и кредитные централизованные бюджетные ресурсы.
Решение задачи снижения инфляции, которое будет достигаться применением комплекса мер денежно- кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики, предусматривает плавную траекторию ее снижения.
Макроэкономическая, монетарная и фискальная политика должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции необходимо использовать соответствующие меры, как монетарного характера, так и со стороны издержек производства. Глубинной причиной инфляции в республике является низкий уровень эффективности функционирования реального сектора экономики, что подтверждается наличием большого удельного веса убыточных предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета, а также эмиссионных ресурсов банковской системы. Неплатежи и дефицит оборотных средств у предприятий в реальном секторе экономики, обусловленные низкой эффективностью хозяйствования, создают постоянный спрос на финансовые ресурсы.
Поэтому решение задачи поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства.
Политика финансовой стабилизации должна сопровождаться активной приватизацией и реструктуризацией реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной среды для развития предпринимательства и привлечения иностранных инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное реформирование колхозно-совхозной системы ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем на государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на финансовые ресурсы. Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной финансовой подпитки чревата массовыми банкротствами предприятий, ростом безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.
С целью минимизации издержек и негативных эффектов стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной траектории снижения инфляции и ужесточения монетарных параметров, углубление которых должно быть синхронизировано с динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными словами, интенсивность применения макроэкономических финансовых инструментов должна усиливаться по мере адаптации предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.
Важнейшим условием и предпосылкой перехода к таргетированию (установление целевых ориентиров денежной системы, регулирование прироста денежной массы, которых придерживаются в своей политике центральные банки) инфляции является обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности в выборе монетарных инструментов для достижения конечной цели. Решение этого вопроса предполагает устранение давления на Национальный банк со стороны правительства, которое заинтересовано в выполнении им активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ его независимости. Достижение этой цели предполагает изменение отдельных законодательных положений, регламентирующих статус и взаимоотношения Национального банка с исполнительной властью.
Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно отметить, что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству составляют более 60%, затраты на энергоресурсы (топливо, электроэнергию и теплоэнергию) - соответственно около 20%.
Сокращение ресурсопотребления достигается, с одной стороны, на основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях, с другой - посредством осуществления структурных сдвигов на уровне народного хозяйства и отдельных отраслей. Первый путь в большей мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует соответствующих финансовых и инвестиционных вложений при определенном временном лаге.
Второй путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку
способствует развитию эффективных и менее ресурсоемких отраслей и производств, предоставляет возможность в какой-то мере маневрировать материальными ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать перспективные направления, получая тем самым дополнительный кумулятивный эффект.
Характерной особенностью работ по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов в ближайшей перспективе должен стать комплексный и предметный подход к их осуществлению, реальное обеспечение ресурсо-и энергосберегающих мероприятий финансовыми и другими видами ресурсов. При этом значительная активизация работ предусматривается по следующим направлениям:
• совершенствование
• увеличение масштабов
• расширение спектра