Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 16:24, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой многостороннее явление, которое проявляется в росте общего уровня цен и в обесценивание денежных знаков по отношению к реальным активам. Не всякое изменение цен на отдельные товары обязательно является инфляцией. Оно может быть вызвано улучшением качества продуктов, условий внешней торговли, другими факторами.

Инфляция – одно из самых тяжелых заболеваний экономики. Она распространяется как в рыночных, так и в нерыночных хозяйствах. В мире почти нет стран, где когда-либо не существовала инфляция.

Содержание

Введение
1. Инфляция как показатель экономической нестабильности.
причина возникновения инфляции.
виды и типы инфляции.
последствия инфляции.
2. Сущность антиинфляционной политики.
антиинфляционные методы и
теория адаптивных и рациональных ожиданий.
антиинфляционная стратегия.
3. Инфляция и особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
инфляция в Республике Беларусь.
антиинфляционная политика в Республике Беларусь.
4. Заключение
5. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Содержание 1.doc

— 507.00 Кб (Скачать)
    Период Средневзвешенный  курс белорусского рубля  по отношению к:
    евро российскому рублю украинской  гривне доллару США
    январь 4 086.75 95.80 335.55 2 874.64
    февраль 3 987.12 96.30 349.09 2 910.61
    январь–февраль 4 023.29 96.06 343.56 2 895.73
    март 4 012.47 100.11 361.37 2 961.38
    1 квартал 4 020.46 97.61 350.97 2 916.51
    апрель 3 995.41 101.70 367.55 2 976.80
    январь–апрель 4 016.93 98.76 356.28 2 931.33
    май 3 853.48 98.15 373.10 2 998.70
    январь–май 3 992.29 98.63 361.18 2 941.68
    июнь 3 691.87 96.59 384.99 3 018.88
    2 квартал 3 852.08 98.74 376.57 2 995.26
    I полугодие 3 962.90 98.23 367.52 2 951.18
    июль 3 841.24 97.61 386.61 3 004.76
    январь–июль 3 952.46 98.13 372.64 2 957.46
    август 3 820.84 98.34 382.86 2 994.27
    январь–август 3 941.51 98.16 374.68 2 961.44
    сентябрь 3 960.52 98.09 373.79 3 032.58
    3 квартал 3 893.20 98.02 381.81 3 011.20
    январь–сентябрь 3 943.99 98.15 374.56 2 968.91
    октябрь 4 158.77 99.18 370.60 3 020.19
    январь–октябрь 3 970.23 98.27 374.16 2 975.55
    ноябрь 4 153.77 98.23 371.91 3 041.09
    январь–ноябрь 4 006.10 98.26 373.98 2 987.60
    декабрь 4 009.98 98.31 371.87 3 025.93
    4 квартал 4 103.66 98.57 371.43 3 030.47
    II полугодие 4 041.40 98.30 377.77 3 024.61
    за  год 4 006.64 98.27 373.81 2 993.74

      Рост  ВВП в Беларуси по итогам 2010 года составит 107,4%. Валовой внутренний продукт Беларуси в январе-ноябре 2010 года увеличился на 7,2% по сравнению с аналогичным периодом 2009 года при прогнозе роста на 2010 год на 11-13%.

      Инфляция  в Беларуси по итогам 2010 года составит менее 10%. Об этом сообщил корреспонденту БЕЛТА начальник главного управления макроэкономического анализа и  прогнозирования Минэкономики Александр  Ярошенко.

      В 2011 году инфляция прогнозируется на уровне 7,5-8,5%. Это предусмотрено Основными направлениями денежно-кредитной политики Беларуси на 2011 год.

      Внешнеэкономический оборот республики вырос на 19% по сравнению  с прошлым годом. Беларусь активно  наращивает экспорт. По группе инвестиционных товаров, продовольственных товаров рост экспорта составил почти 1,5 раза.

      Если  говорить об изменении цен в 2010 году, то индекс потребительских цен на товары и услуги в ноябре 2010 г. по сравнению с октябрем 2010 г. составил 100,9%, по сравнению с декабрем 2009 г. – 108,9%, а индекс цен производителей промышленной продукции в ноябре 2010 г. по сравнению с октябрем 2010 г. составил 101,2%, в том числе на  инвестиционные товары – 100,8%, промежуточные товары – 101,2% и потребительские товары – 101,2%. Более подробно индекс цен на 2010год можно увидеть в Приложении 1.

      Индекс  цен на продовольственные товары в ноябре 2010 г. по сравнению с октябрем 2010 г. составил 101,6%, а с декабрем 2009 г. – 111,3%. (Приложение 2).

      Индекс  цен на непродовольственные товары в ноябре 2010 г. по сравнению с октябрем 2010 г. составил 100,4%, по сравнению с декабрем 2009 г. – 107%.  (Приложение 3).

      Столкнувшись  с проблемой ухудшения финансового положения и экономического кризиса в стране, некоторые организации, предприятия  и учреждения прекращали, приостанавливали или снижали свою производительность и работу.

      Экономическая система не позволяет частным предприятиям  иметь хорошие и чистые результаты, они не могут привлечь деньги на фондовом рынке. В Беларуси не только не возникает новых фирм, но, более того, наблюдается эмиграция частных предприятий в Польшу, Украину, Россию.

      За  январь-ноябрь 2010 года убыточными были 583 организации, или 6,5: от общего числа  организаций, учитываемых в текущем  порядке. Сумма чистого убытка убыточных организаций составила 1,1 трлн. руб., или на 11,2% меньше чем за январь-ноябрь 2009 года.

      Рекомендации  на будущее достаточно просты. 

      Для начала необходимо активнее привлекать частный капитал  к  участию  в  экономике  страны  путем  ускорения  темпов  приватизации  с  приданием ей  более последовательного характера вместе с устранением барьеров  для частной предпринимательской деятельности.

      Затем, конкурентоспособность белорусских предприятий должна  быть повышена с помощью стимулов к структурной реорганизации.  Более активному притоку прямых иностранных инвестиций  будет также способствовать отмена положения о «золотой акции», которое пока напрочь отбивает всякий интерес  у инвесторов. 
 

      
    1. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.
 
 
 

            В настоящее время  резервы увеличения производства за счет организационных  факторов и загрузки  неиспользуемых  мощностей, которые сыграли существенную роль, в основном  исчерпаны.  Поэтому необходимо улучшение качественных параметров  функционирования  национальной экономики и повышение конкурентоспособности  отечественной  продукции, что требует направления дополнительных  финансовых  ресурсов в   капитальные вложения. В условиях дефицита внешнего финансирования основными источниками инвестиций должны стать внутренние сбережения секторов экономики, а также  и кредитные  централизованные  бюджетные  ресурсы. 

      Решение  задачи   снижения инфляции, которое  будет  достигаться  применением  комплекса  мер  денежно- кредитной, валютной и налогово-бюджетной политики,  предусматривает  плавную траекторию ее снижения. 

      Макроэкономическая, монетарная и фискальная  политика  должны быть умеренно жесткими и достаточно гибкими. Для сдерживания инфляции  необходимо использовать соответствующие меры, как  монетарного  характера,  так  и  со стороны издержек производства. Глубинной причиной  инфляции в  республике  является низкий  уровень эффективности функционирования реального сектора экономики, что подтверждается наличием большого  удельного веса убыточных предприятий и планово-убыточных отраслей, функционирование которых поддерживается за  счет перераспределительного финансирования из республиканского бюджета,  а  также эмиссионных ресурсов  банковской  системы.  Неплатежи  и  дефицит оборотных средств у предприятий в реальном  секторе экономики,  обусловленные низкой эффективностью  хозяйствования,  создают постоянный  спрос на   финансовые ресурсы.

      Поэтому решение задачи  поэтапного снижения инфляции с применением комплекса мер денежно-кредитной политики требует создания соответствующих предпосылок за счет реформирования реального сектора экономики. Реализации стабилизационной программы  должны предшествовать кардинальная инвентаризация и пересмотр  объемных ориентиров государственных программ с целью приведения их в соответствие с  финансовыми возможностями государства. В первую очередь это касается программ в области жилищного строительства и сельского хозяйства.

      Политика  финансовой стабилизации должна  сопровождаться  активной приватизацией и реструктуризацией  реального сектора экономики, созданием стимулирующей институциональной  среды для развития  предпринимательства и привлечения иностранных  инвестиций. Важнейшей предпосылкой финансового оздоровления экономики является кардинальное  реформирование  колхозно-совхозной  системы ведения сельскохозяйственного производства, которая в силу своей неэффективности ложится тяжелым бременем  на  государственные финансы, предъявляя перманентный спрос на  финансовые  ресурсы.  Без продвижения по этим направлениям ликвидация государственной  финансовой  подпитки  чревата массовыми  банкротствами  предприятий, ростом  безработицы и социальной напряженности и дискредитацией рыночных реформ в целом.

      С целью минимизации издержек и  негативных эффектов  стабилизационной политики необходимо придерживаться плавной траектории снижения  инфляции и ужесточения монетарных   параметров, углубление которых должно быть синхронизировано с динамикой структурных реформ в реальном секторе. Иными словами,  интенсивность применения макроэкономических финансовых инструментов должна  усиливаться  по  мере  адаптации предприятий к новым условиям самостоятельного полноценного функционирования.

      Важнейшим условием и предпосылкой перехода к  таргетированию  (установление целевых ориентиров денежной системы, регулирование прироста денежной массы, которых придерживаются в своей политике центральные банки) инфляции является обеспечение независимости Национального банка и самостоятельности в выборе монетарных инструментов  для  достижения  конечной  цели.  Решение этого вопроса предполагает устранение  давления  на  Национальный  банк  со стороны правительства, которое  заинтересовано  в  выполнении  им активной экономической функции. Для этого необходимо пересмотреть Банковский кодекс с целью восстановления правовых основ  его  независимости.  Достижение этой цели предполагает изменение отдельных законодательных положений, регламентирующих статус и взаимоотношения   Национального банка с исполнительной властью.

      Одним из основных инструментов, позволяющих эффективно воздействовать на снижение темпов инфляции, является ресурсосбережение. Достаточно  отметить, что материальные затраты в общих затратах на производство продукции (работ, услуг) в целом по народному хозяйству составляют  более  60%, затраты на энергоресурсы (топливо,  электроэнергию  и  теплоэнергию) - соответственно около 20%.

Сокращение  ресурсопотребления достигается, с  одной стороны, на  основе снижения затрат материальных ресурсов непосредственно на предприятиях,  с другой - посредством осуществления структурных сдвигов на  уровне  народного хозяйства и  отдельных  отраслей. Первый путь  в  большей  мере связан с модернизацией производства и заменой устаревших технологий (хотя, безусловно, определенный эффект могут дать и организационные меры, усиление режима экономии, всемерное стимулирование ресурсосбережения), что требует соответствующих финансовых и инвестиционных  вложений  при определенном временном лаге.

      Второй  путь позволяет получить более быстрый эффект, поскольку

способствует  развитию эффективных и менее ресурсоемких отраслей и производств, предоставляет возможность в какой-то мере маневрировать материальными ресурсами на существующих производственных мощностях и ускоренно развивать перспективные направления, получая тем самым дополнительный кумулятивный эффект.

      Характерной особенностью работ по экономии и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов,  сырья и материалов в ближайшей перспективе должен стать комплексный и предметный подход  к их осуществлению, реальное обеспечение ресурсо-и  энергосберегающих мероприятий финансовыми и другими видами  ресурсов.  При  этом  значительная активизация работ предусматривается по следующим направлениям:

      • совершенствование отраслевой, технологической и  территориальной структуры народного хозяйства в направлении  сокращения  доли  ресурсо  и энергоемких производств;

      • увеличение масштабов внедрения  ресурсо и энергосберегающих мероприятий на основе внедрения прогрессивных технологических процессов и оборудования во всех сферах народного хозяйства;

      • расширение спектра организационно-экономических  мер, направленных на сокращение потерь при добыче, производстве, хранении, транспортировке, использовании топлива и энергии, сырья и материалов;

Информация о работе Антиинфляционная политика государства: сравнительный анализ концепций и методов регулирования