Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 18:05, реферат
Проблема необходимости обоснования функций и практических аспектов деятельности андеррайтера, их соотношения с функциями других участников эмиссионного процесса, анализ расширенной роли, места и статуса андеррайтера в эмиссионном процессе определяется высокой востребованностью практики управления процессами развивающегося российского рынка ценных бумаг. Отсутствие доступного опыта деятельности андеррайтера, нормативной базы, недостаточное освещение этих проблем в экономической литературе подчеркивают актуальность темы.
В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические основы андеррайтинга на рынке ценных бумаг, проанализирован опыт развитых фондовых рынков и современное состояние андеррайтинга в России, обозначены перспективы и проблемы развития андеррайтинга на российском рынке ценных бумаг.
Часть
указанных функций
В качестве рядовых членов синдиката обычно выступают мелкие и средние брокерско-дилерские компании, действующие в межрегиональном и региональном масштабе. Привилегированные члены отличаются от непривилегированных масштабом взятых на себя обязательств и, следовательно, ценовой скидкой, которую они получают при выкупе ценных бумаг у эмитента.
Члены группы-продажи не берут на себя обязательств по выкупу части эмиссии. Они лишь действуя, по поручению членов-синдиката, выставляют заявки на продажу ценных бумаг первичным инвесторам.
Ценовой механизм работы эмиссионного синдиката. Каждый из членов синдиката выкупает определенную часть эмиссии при ее первичном размещении и перепродает ее публике, получая прибыль от разницы в ценах.
В
связи с тем, что в российской
практике действует требование равенства
цен при первичном размещении,
механизм эмиссионного синдиката может
быть воспроизведен только в адаптированном
к российским условиям виде (менеджер
выкупает у эмитента, со-менеджеры у менеджера,
члены синдиката у со-менеджеров и т.д.).
Структура цен будет выглядеть следующим
образом (схема 2).
Схема 2
Доход андеррайтеров формируется за счет спрэда. Величина ценового спрэда (разница между ценой продажи бумаги публике и ценой ее выкупа у эмитента) колеблется в международной практике от 1% (крупная известная, кредитоспособная компания) до примерно 25 % (маленькая венчурная компания), кроме того на спрэд влияют следующие факторы:
Для
снижения цены и увеличения собственной
прибыли эмитент может
В зависимости от факторов, влияющих на выбор варианта организации синдиката андеррайтеров (цели, объемы выпуска, заинтересованность (спрос) в ценных бумагах эмитента) возможны следующие модификации схем синдиката:
Пример
классического размещения
эмиссии ценных бумаг (схема 3).9
Из схемы видно, что при наличии определенного спроса часть эмиссии можно разместить собственными силами – например, внутри компании, а оставшуюся доверить синдикату, который в свою очередь постарается привлечь как можно больше инвесторов, как крупных институциональных, так и мелких частных.
Андеррайтер должен быть заинтересован в снижении цены предложения, с тем чтобы гарантированно разместить эмиссию. Наиболее уважаемые андеррайтеры - это те, кто оценивает ценную бумагу максимально близко к тому, как ее оценивает рынок.
Если ценная бумага оценена правильно, то она немного поднимается в цене, как только выйдет на рынок. Если рыночная цена упадет хотя бы немного, то она была завышена. Если же цена резко возрастает, то, конечно, инвесторы выигрывают очень много, но компания, выпустившая бумаги, несет большие потери. 10
Формирование действующего в США законодательства о ценных бумагах и фондовых биржах произошло в 30-х г.г. XX века в ответ на финансовый кризис 1929 г. Тогда были приняты: Закон 1933 г. “О ценных бумагах”, Закон 1934 г. “Об обмене ценными бумагами”, Закон 1940 г. “Об инвестиционных консультантах”, Закон 1940 г. “Об инвестиционных компаниях”, Закон 1933 г. “О банках” (более известный как Закон Гласа-Стигала). В частности, последний положил начало реформированию банковской системы. В соответствии с ним инвестиционное банковское дело было отделено от коммерческих банков и выделено в отдельную отрасль. Все они легли в основу современного функционирования механизмов андеррайтинга, дополненные и исправленные со временем. Важную роль в регулировании экономических отношений играют саморегулируемые организации такие как National Association of Securities Dealers (NASD) в США.
На фондовых рынках стран ЕС действуют жесткие правила и требования, поддерживаемые органами государственного регулирования, профессиональными участниками, что минимизирует финансовые риски и коррупции. На таких рынках регулирующие органы, при широких надзорных полномочиях, имеют право выносить решения об аннулировании сделки, требовать от кампании возврата средств инвесторам, налагать денежные санкции в крупных размерах. Андеррайтер обязан иметь определенный объем собственных финансовых средств, например, при андеррайтинге за собственный счет – минимум 730.000 евро (Германия). Андеррайтер профессионально непригоден, если характер его поведения вызывает сомнения в надлежащем исполнении обязанностей. В ряде стран андеррайтер может совмещать функции финансового консультанта.
В странах ЕС действует структура, регулирующая рынок ценных бумаг, банковский сектор, страхование как единый комплекс – мегарегулятор, основное преимущество которого преодоление фрагментарности между ведомствами, независимость органов управления.
В
международной практике рынок, закон
и саморегулирование
В большинстве стран эмитенты при IPO могут свободно выбирать между тремя основными видами размещений – по фиксированной цене, путем формирования книги заявок (bookbuilding) и через аукцион. Общим для всех типов размещений является единая цена размещения (clearing price).
Обычно на рынке преобладает какой-либо один способ размещения. К примеру bookbuilding является основным методом размещения при IPO в США и Европе, аукционы – в Австралии, Индии и Израиле.
На развитых рынках основная доля средств при размещении IPO поступает со стороны институциональных инвесторов, в первую очередь, паевых фондов, а также пенсионных и страховых фондов. Именно среди них в основном проводят road-show эмитенты и андеррайтеры (кампания, в ходе которой представители инвестиционных банков и эмитента совершают поездки по стране, рекламируя бумаги новой эмиссии на встречах с инвесторами в крупных финансовых центрах). Как показывают исследования, в среднем 93% акций IPO в Великобритании, 76% во Франции, 66% в США и 58% в Германии размещается в пользу институциональных инвесторов.11
Предложение ценных бумаг американским инвесторам жестко контролируется Комиссией по ценным бумагам и биржам (SEC). В соответствии с правилами SEC любая ценная бумага, предлагаемая на публичную продажу, должна быть зарегистрирована ею до совершения самой продажи. Порядок регистрации с годами менялся. Но по-прежнему эмитент обязан предоставить в SEC информацию, касающуюся его баланса, счета прибылей, компенсации, выплачиваемой должностным лицам и директорам, а также другую финансовую информацию, включая указание потенциально убыточных или рисковых событий, которые могут повлиять на финансовое положение компании.
Неполное предоставление
Комплекс мер, осуществляемый инвестиционным банком для проверки и подготовки материалов о правовых аспектах финансово-хозяйственной деятельности эмитента, называется due diligence. Эта процедура представляет собой тщательное исследование деятельности компании и бизнеса с целью удостоверения в том, что раскрываемые сведения не содержат никаких неточностей, двусмысленного толкования, искажений или упущений. Этот процесс, как правило, продолжается по меньшей мере в течение 60 дней, и требует от менеджеров компании времени, терпения и конструктивного взаимодействия с проверяющими.
В
американской практике, как только
регистрационные документы
По данным Ernst & Young, процесс проведения IPO на американских площадках может занять год-два, тогда как на европейских Euronext или Deutsche Boerse — от шести до 12 месяцев. Расходы на андеррайтинг при проведении размещения на NYSE и NASDAQ составят 6,5-7% от суммы привлечения, а на LSE, Deutsche Boerse или Euronext они не превысят 3,5 или 5% для иностранных компаний. 13
По подсчетам агентства Bloomberg, американский банк JPMorgan Chase & Co. провел в 2008 г. размещение акций европейских компаний на сумму $12,8 млрд. и стал лидером рынка андеррайтинга Европы, обойдя основного конкурента - Goldman Sachs Group Inc., разместившего бумаги только на $6,3 млрд.
Третье место на рынке андеррайтинга в Европе разделили между собой швейцарский UBS AG и итальянский Mediobanca SpA с объемом $3,1 млрд. Эти данные исключают участие в размещении банками собственных акций.
Таким образом, JPMorgan заработал около $578 млн. - 26% от общего объема комиссий андеррайтеров в размере $1,5 млрд. по итогам года. За последнее время размер комиссии увеличился примерно на 50% в связи с неопределенностью на мировых финансовых рынках. В среднем они теперь достигают 2,9% от объема размещения.14
Широко распространенный на Западе, у нас андеррайтинг только начинает утверждаться.
Особенности андеррайтинга и работы инвестиционных компаний в российской практике:
С середины 1994 г. в России существует Клуб андеррайтеров. Первоначально в его состав вошли брокерские конторы «РИНАКО-Плюс», «Интраст», «Альфа-Капитал», «Русский акционерный капитал», «Финэйбл» и ОЛМА, каждая из которых уже имела опыт в организации размещения на рынке крупных эмиссий акций.15
Основная задача деятельности Клуба андеррайтеров – налаживание взаимовыгодного контакта организаций членов НФА с предприятиями-эмитентами – потенциальными клиентами банков, определение причин, препятствующих эффективной работе предприятия с банком, поиск возможных вариантов взаимодействия в рамках вывода промышленных предприятий на фондовый рынок. Разработка стандартов и методических материалов по андеррайтингу (в первую очередь, Стандарта Национальной фондовой ассоциации «Организация андеррайтинга профессиональными участниками рынка ценных бумаг»).16
На данный момент в клуб андеррайтеров входят многие крупные инвестиционные компании и банки (ОАО АКБ «Росбанк», ОАО «Внешторгбанк», ОАО «Импексбанк», ОАО ИК «Нева-Инвест»), а так же научные организации (СРО НФА, Финансовая Академия при Правительстве РФ).
Анализ
рейтинга инвестиционных банков с функциями
андеррайтера показал, что в 2007г. в
андеррайтинге корпоративных