Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 04:19, реферат
Приоритет в области регулирования денежного обращения принадлежит экономическим методам. Экономические методы государственного регулирования обращения денег включают в себя косвенные способы воздействия на него, применение определенного набора экономических инструментов.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются: 1
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(Финуниверситет)
Кафедра «Денежно-кредитные отношения и монетарная политика»
Эссе
на тему:
«Анализ взаимодействия эмиссионных механизмов на экономику России»
Выполнила:
студентка группы ЭБ 2-1Очирова А.Б.
Научный руководитель:
д.э.н., доцент
Шакер И.Е.
Москва 2013
Введение
Приоритет в области регулирования
денежного обращения
В соответствии со ст. 35 Федерального
закона от 10 июля 2002 г. № 86ФЗ «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)» основными
а) процентные ставки по операциям Банка России;
б) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
в) операции на открытом рынке;
г) рефинансирование кредитных организаций;
д) валютные интервенции;
е) установление ориентиров роста денежной массы;
ж) прямые количественные ограничения;
з) эмиссия облигаций от своего имени.
Денежно-кредитное
Состояние денежного обращения является основным показателем здоровья экономики, и от объема и структуры зависят остальные показатели функционирования экономики, в том числе: инфляция, безработица, уровень цен. Эти показатели играют важную роль в жизни каждого человека, и отражают состояние общества, как в экономическом, так и в социальном плане.
В своем эссе я хотела бы рассмотреть основные методы регулирования денежного обращения, которые использует Центральный Банк РФ, проанализировать характер воздействия эмиссионных механизмов на экономику России.
В связи с развитием рыночных отношений в российской экономике произошли изменения в методах управления денежной наличностью, выразившиеся в отказе от жесткого административного регулирования наличного денежного оборота. Таким образом, в настоящее время приоритетной задачей в политике Банка России является не сокращение объема наличного денежного оборота, а его упорядочение.
Давайте, рассмотрим один из методов регулирования денежно-кредитной политики, это процентные ставки по операциям Банка России и рефинансирование банков.
Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он устанавливает свои операции.2 Это один из важнейших инструментов денежно-кредитного регулирования и используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. Это ставка рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки.
Ключевое значение в системе
процентных ставок Банка России имеет
ставка рефинансирования (учетная ставка).
Изменение ставки рефинансирования
информирует участников финансового
рынка об оценке Банком России направлений
изменений в экономике и
В 2006 – 2007 гг. Банк Росси продолжил свою работу через свои операции воздействовать на снижение процентных ставок денежного рынка до уровня, стимулирующего спрос на заемные ресурсы со стороны реального сектора экономики.
В 2007г. Банк России стремился к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне с целью стимулирования спроса на заемные средства со стороны реального сектора экономики и экономического роста.
На сегодняшний день Банк России в предстоящий трехлетний период сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции.
Рефинансирование банков - это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей. 3Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки – к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка. В 1996г. ставка рефинансирования была снижена со 160 до 48% годовых, в 1997г. с 48 до 21%. В связи с финансовым кризисом ставка рефинансирования была увеличена в ноябре 1997г. до 28%, а в феврале 1998г. до 42%. В мае 1998г. она достигла максимума - 150%, с июня 1998г. действовала ставка в размере 60%, с 10 июня 1999г. – 55%. в сентябре 2012г. - 8,25%.4
Причины таких резких скачков ставки рефинансирования кроются в финансовом кризисе, начавшемся в ноябре 1997г. Финансовый кризис сопровождался сбросом государственных ценных бумаг нерезидентами, их уходом с российского рынка ценных бумаг. Чтобы удержать нерезидентов Банк России увеличивает доходность, государственных ценных бумаг, повышая ставку рефинансирования, что в свою очередь привело к росту расходов по обслуживанию государственного долга и в конечном счете к краху пирамиды государственных ценных бумаг. Выпуск ГКО и ОФЗ был приостановлен в июле 1998г. и возобновлён в декабре 1999г.
Банк России выдает коммерческим банкам три вида кредитов:
Кредиты выдавались в пределах
лимитов, Банком России. С марта 1998г.
кредиты коммерческим банкам стали
выдаваться только обеспеченные –
под залог государственных
Банк России начал проводить
ломбардные операции с марта 1996г. сначала
в форме ломбардных кредитных
аукционов, а затем – по заявкам
банков в любой рабочий день по
фиксированным процентным ставкам,
дифференцированным в зависимости
от срока кредита (от 3 до 30 календарных
дней). Со 2 февраля 1998г. ломбардные кредиты
по фиксированной процентной ставке
выдавались под 42% годовых независимо
от сроков их предоставления. Кредит зачисляется
на корреспондентский счет коммерческого
банка в Банке России. В связи
с финансовым кризисом с 8 июля 1998г.
ломбардные кредиты предоставлялись
на срок до семи календарных дней включительно
посредством кредитных
Принятые к аукциону заявки банков ранжировались по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Окончательное решение о ставке отсечения и об объеме ломбардных кредитов принимал Кредитный комитет Банка России после получения и анализа заявок банков на получение кредита. Ломбардные кредитные аукционы проводились двумя способами:
а) «американским», при котором исполненные заявки удовлетворялись по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках (они были равны или превышали ставку отсечения);
б) «голландским», при котором все исполненные заявки удовлетворялись по ставке отсечения, устанавливаемой Банком России по результатам аукциона.
При неисполнении банком обязательств по возврату кредита Банка России и уплате процентов по нему отсрочка платежа не производилась и Банк России начинал процедуру реализации заложенных ценных бумаг. Кроме того, банки уплачивали пени за каждый календарный день просрочки в размере 0,3 ставки рефинансирования Банка России на установленную дату исполнения обязательства, деленной на количество дней в текущем году (365 или 366). За счет выручки от реализации заложенных ценных бумаг возмещались, в первую очередь расходы Банка России по реализации этих бумаг, затем – задолженность банков по кредиту и по процентам и в последнюю очередь – суммы пеней за неисполнение обязательства.
После 17 августа 1998г. Центральный Банк стал предоставлять кредитным организациям кредиты следующих видов:6
Процентные ставки по этим кредитам изменялись с изменением ставки рефинансирования Центрального банка РФ. По мере нормализации ситуации в банковском секторе экономики Банк России прекратил выдачу указанных кредитов.
В январе 2013 года годовой
темп прироста потребительских цен
увеличился до 7,1%, что существенно
выше верхней границы целевого диапазона
по инфляции. 7Ускорение роста потребительских
цен было связано главным образом с увеличением
темпов роста цен на продовольственные
товары и услуги пассажирского транспорта,
тогда как рост цен на непродовольственные
товары оставался умеренным. По оценкам
Банка России, темпы инфляции могут оставаться
выше целевого диапазона в течение первого
полугодия 2013 года. С учетом влияния на
ожидания субъектов экономики сохранение
темпов инфляции выше целевого диапазона
в течение продолжительного периода времени
может являться источником инфляционных
рисков.
Динамика основных макроэкономических
индикаторов в декабре 2012 года сохранялась
в рамках тенденций последних месяцев.
Темпы роста промышленного производства
оставались на невысоких уровнях, при
этом продолжилось снижение темпов роста
инвестиций в основной капитал. Вместе
с тем показатели загрузки мощностей в
промышленном производстве находятся
на сравнительно высоком уровне, индикаторы
настроений субъектов экономики остаются
достаточно позитивными, а состояние рынка
труда наряду с динамикой кредитования
создают условия для поддержания внутреннего
спроса. По оценкам Банка России, совокупный
выпуск остается вблизи своего потенциального
уровня. Учитывая сохранение достаточно
высоких темпов роста банковского кредитования,
риски существенного замедления экономического
роста, связанные с ужесточением денежно-кредитных
условий, оцениваются как незначительные.
Следующее заседание Совета директоров
Банка России, на котором будут рассмотрены
вопросы денежно-кредитной политики и
размер ставки рефинансирования, предполагается
провести в первой половине марта 2013 года. Для превращения ставки рефинансирования
в реально действующий механизм, определяющий
ценовые параметры финансового рынка,
необходимо, чтобы денежная база формировалась
не за счет валютных поступлений (как в
настоящее время), а на основе внутренних
механизмов и инструментов, в большей
степени отражающих национальный спрос
на деньги.
В настоящее время Банк России широко проводит работу по реализации программы развития ипотечного жилищного кредитования в России.
Центральный Банк РФ пользуется таким инструментами, как нормативы обязательных резервов и операции на открытом рынке.
Нормативы обязательных резервов - это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России.8 Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов. С 1 мая 1997г. Действовали следующие нормы обязательных резервов: по счетам до востребования и срочным обязательствам до 30 дней – 14%, по срочным обязательствам от 31 до 90 дней – 11%, по срочным обязательствам от 91 дня и больше – 8%, по средствам на счетах в иностранной валюте – 6%. С 1 февраля 1998г. для кредитных организаций и Сбербанка России установлен единый норматив обязательных резервов в размере 11%, с 24 августа 1998г. – 10%, с 1 декабря 1998г. – 5%.9
В 1999г. объем средств на корреспондентских счетах кредитных организаций увеличился. В связи с этим Банк России дважды принимал решение о повышении норматива обязательных резервов:
С 1 января 2000г. нормативы обязательных резервов снова были повышены:
Эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств в кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов – регулирование денежного обращения. Рассмотрим механизм этого регулирования. Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно, создает деньги. Количество новых кредитных денег определяется с помощью банковского мультипликатора, который представляет собой процесс увеличения объема денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому:
Информация о работе Анализ взаимодействия эмиссионных механизмов на экономику России