Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 16:18, творческая работа
Темой данной статьи является мировой кризис: экономика и социология глобальных процессов. В статье рассмотрены основные причины возникновения кризиса, мировой антикризисный потенциал, особенности и общие черты кризиса в России с глобальным кризисом, предложены и обоснованы антикризисные меры для различных уровней российской экономики.
1. Тема и проблема статьи………………………………………………………3
2. Вывод к которому пришел автор…………………………………………….4
3. Аргументы подтверждающие авторскую позицию………………………...5
4. Оценка авторской позиции…………………………………………………..6
5. Освещение данной проблемы в учебной литературе………………………13
6. Словарь терминов…………………………………………...………………...14
7. Список литературы……………………………………………………………15
ФГОУ ВПО «Курганская
государственная
имени Т.С.
Мальцева»
Кафедра философий
и истории
Анализ
статьи В.И. Жукова «Мировой кризис: экономика
и социология глобальных процессов»
Выполнил:
студенты 4 курса
3 группы
Проверил:
Лесниково 2010г.
Содержание
1. Тема и проблема статьи………………………………………………………3
2. Вывод к которому пришел автор…………………………………………….4
3. Аргументы подтверждающие авторскую позицию………………………...5
4. Оценка авторской позиции…………………………………………………..6
5. Освещение данной проблемы в учебной литературе………………………13
6. Словарь терминов…………………………………………...………
7. Список литературы…………………………………
1. Тема и проблема статьи
Темой
данной статьи является мировой кризис:
экономика и социология глобальных процессов.
В статье рассмотрены основные причины
возникновения кризиса, мировой антикризисный
потенциал, особенности и общие черты
кризиса в России с глобальным кризисом,
предложены и обоснованы антикризисные
меры для различных уровней российской
экономики.
2. Вывод к которому пришел автор
Автор
статьи выделяет следующие основные
причины возникновения кризиса
– мировоззренческого характера, финансового
характера и главную причину, порожденную
сменой технологического уклада развития
цивилизации. Основные причины возникновения
кризиса в России носят внутренний характер.
Перенесение центра тяжести из области
всевластия бюрократического аппарата
в сферу демократического взаимодействия
политических сил и общественных институтов
– одно из важнейших условий проведения
эффективной антикризисной политики в
России. Предложенные автором мероприятия,
предназначенные для выхода из кризиса
регионального, социально-бытового, федерального
уровня охватывают практически все сферы
деятельности государства, наиболее спорным
из них является предложение о национализации
предприятий и банков. Особенно эффективно
на политической арене проявит себя консолидация
четырех стран (Китай, Бразилия, Россия,
Индия), что приведет к установлению нового
финансового мирового порядка, при котором
доллар окажется лишь одной из региональных
и уже не господствующих валют.
3.
Аргументы подтверждающие
Статья
автора подготовлена на основе доклада
на III съезде Союза социологов России 29
июля 2009г. Свое мнение и выводы автор аргументирует
данными экономических журналов, сайта
правительства РФ, книги Е.Г. Гайдара «Финансовый
кризис в России и в мире» и других источников,
ссылки на которые автор приводит в своей
статье.
4. Оценка авторской позиции
На мой взгляд, главная причина кризиса – мировоззренческая.
Мировой кризис 2008-2010 годов усилил ожидания перемен в сложившейся системе международных отношений. Этот кризис можно назвать импульсом к переменам в мире, нарастающей военно-политической нестабильности, несправедливому мировому правопорядку, финансово-экономической зависимости от мировых финансовых центров. В целом кризис 2008-2010 годов оказался кризисом мировоззренческим, идеологическим гораздо более, чем кризисом финансовым. То, что он не превратился в политический кризис означает только одно: у старой системы остались некоторые резервы существования. Вместе с тем кризис для всех внимательных наблюдателей стал кризисом политического доверия и последним предупреждением о необходимости внесения коренных изменений в сложившуюся систему международных отношений.
Кризис дал ясно понять, что в период «фазового перехода» радикально меняется вся ценностная система, ориентированная либеральной идеологией последнего столетия на ценности и принципы либерализма. Эти ценности и принципы идеологии либерализма должны уступить место другим ценностям и принципам, которые будут определяться новыми реалиями.
Одной из важнейших таких новых реалий стала, безусловно, возросшая роль человеческого потенциала, его влияния на экономику (до 75% от национального богатства развитых стран), политику (появление новых, «гуманитарных» вызовов и угроз), социальную жизнь (резко возросшее значение креативного класса) и международные отношения (кризис политики, в основе которой лежала военная сила).
Я считаю, что мировой кризис 2008-2010 годов показал, что эти принципы и правила либерализма не только не универсальны, но и не способны решить назревшие проблемы в мире. В том числе и прежде всего проблемы международной безопасности:
-
нельзя согласиться, что
-
нельзя сохранять в мире
- нельзя игнорировать возросшую роль человеческого потенциала, национальные системы ценностей и приоритетов, навязывая нациям «универсальные стандарты»;
- нельзя использовать мировые ресурсы в интересах узкой группы развитых государств, создавая в этих целях международную систему безопасности, основанную для обеспечения интересов узкой группы развитых государств;
- наконец, нельзя недооценивать созидательную, творческую роль народившегося креативного класса в национальной и международной политике, нравственные и религиозные нормы в угоду идеологии либерализма.
Я согласен с мнением автора, что в мире в ближайшее время появится консолидация четырех стан.
Экономический кризис в корне перевернул соотношения сил и правила международной игры.
На мой взгляд, ускоренное движения Китая к статусу великой державы не у кого не вызывает сомнений после того, как в 2009 году эта страна стала первым экспортером в мире и крупнейшим мировым автомобильным рынком, а в этом году она обогнала Японию, став второй в мире экономической державой и второй по военным расходам. Эти расходы, конечно же, еще очень далеки от США, но превышают расходы Великобритании, Франции, России. Китай становится и лидером по потреблению энергии и минерального сырья в мире.
Теперь Китай должен определиться, как он будет вести себя на международной арене. Сделает ли он ставку «против Запада», как это произошло в сотрудничестве с Индией и Бразилией на климатическом саммите в Копенгагене? Или он утвердится с помощью эффективного многостороннего подхода, как это делалось бок о бок с развитыми и развивающимися странами на саммитах стран «большой двадцатки» во время труднейших моментов кризиса в 2008-2009 годы? Поддастся ли Китай искушению создать «большую двойку» с США?
Наконец, это наступление по-настоящему многополярного мира, где развивающиеся странами ведут себя на равных с постоянными членами Совбеза ООН. Подобная эволюция, которая стала заметной в экономическом плане еще до кризиса, выражается отныне в стратегическом плане: Индия и Бразилия фигурируют в десятке стран с крупнейшими бюджетами на оборону (за ними следует Южная Корея и Саудовская Аравия). Оттеснив Италию и Испанию, в ближайшее время эти страны по военным расходам догонят Германию и будут соперничать с Францией и Великобританией.
Появляется, наконец, как факт масштабное стратегическое ослабление «стран-наследниц» промышленной революции: Северная Америка, Европа, Япония. Каждая из этих территорий имеет существенные задолженности. Ежегодная необходимость госфинансирования «стран-наследниц» отныне составляет порядка 6% мирового ВВП, что в два раза выше, чем до кризиса. Эта ситуация приведет к стратегическим последствиям, которые со временем проявятся отчетливей. Таким образом, сложности с государственными расходами негативно отражаются и на военном бюджете - и это при том, что развивающиеся государства тратят все так же больше.
Автор утверждает, что «наступивший кризис в России носит не столько внешнюю, сколько внутреннюю природу». Действительно, накануне кризиса российская экономика демонстрировала очень хорошие макроэкономические показатели: значительный профицит бюджета и счета текущих операций, быстрый рост золотовалютных резервов и средств в бюджетных фондах. Вместе с тем в последние годы было допущено некоторое ослабление денежно-кредитной и бюджетной политики. Так, в 2007г. расходы федерального бюджета увеличились в реальном выражении на 24,9%, то есть их рост более чем в три раза превышал рост ВВП. В экономике сформировались устойчиво низкие процентные ставки, фактически отрицательные в реальном выражении, что привело к бурному росту кредитования. Естественным результатом стал «перегрев» экономики. С одной стороны, это способствовало усилению инфляционного давления, а с другой - быстрому наращиванию внешних заимствований. Всего за три года (2005-2007) внешний долг негосударственного сектора увеличился почти в четыре раза. На начало 2005г. он составил 108 млрд. долл. США, а на конец 2007г. 417,2 млрд. Начиная с мая 2008 года, рост биржевых индексов РТС и ММВБ не только остановился, но и начал свое падение. Быстрый рост государственных расходов и импорта маскировался повышением цен на нефть и другие товары российского экспорта. Однако фактически описанные процессы делали российскую экономику уязвимой к воздействию глобального кризиса.
Свою ложку дегтя в августе 2008 года внес и грузино-осетинский конфликт, породивший противостояние России и стран Запада и повлекший за собой отток иностранного капитала из страны. Но многие западные экономисты склонны видеть причину этого не столько в военных действиях, сколько в возникших чуть ранее скандалах вокруг энергетических компаний ТНК-ВР и Мечел, когда западные и российские менеджеры также разошлись во взглядах на управление. И хотя большая часть этих конфликтов уже урегулирована, отношение Запада к нашей стране во многом изменилось, а фондовый рынок потерпел немало убытков.
Помимо внутренних причин финансового кризиса нельзя оставлять без внимания и причины внешние. Неблагоприятная ситуация в экономике США не могла не отразиться на всем остальном деловом мире, и Россия не стала исключением. Наиболее сильно по экономике страны ударила невозможность дальнейшего получения дешевых иностранных кредитов на межбанковском рынке, а также снижение объемов экспорта продукции. Кроме этого причиной возникшего в нашей стране финансового кризиса считается также падение цен на нефть – молниеносное и значительное – со 150$ до 40$ за 1 баррель. Энергоносители (газ и нефть) имеют первостепенное значение для богатой ими России, поэтому снижение цен на сырье резко снизило и доходы от его экспорта.
Пересмотр стратегического выбора России – неожиданное, важное и позитивное последствие кризиса. В 2008-2010 годах Москва могла опасаться повтора сценария 1985-1990х годов - тогда исключительная зависимость от добычи и экспорта энергоносителей оказалась для СССР смертоносной, когда цены на нефть и газ рухнули. В этом году мы стали свидетелями улучшения отношений России с Польшей, Норвегией, разрядки с США, сотрудничества с западными странами по иранскому досье и т. д. Для Европы это редкие позитивные последствия кризиса.
Исследовав развитие финансово кризиса в России, я могу отметить, что все таки наша страна оказалась неплохо подготовленной к такому повороту событий. Именно сегодня на фоне происходящего на мировых рынках хорошо видно, в какой степени решение накопить золотовалютные резервы, создать резервный фонд и фонд национального благосостояния было правильным. Это позволяет сегодня российским органам власти управлять кризисом. Однако не нужно забывать о том, что резервы лишь дают возможность проводить политику, направленную на ограничение влияния глобального кризиса на российскую экономику, а не защищают от него.