Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 09:28, курсовая работа
Актуальность темы курсовой работы определяется возможностью использования международного опыта, в частности, экономики Финляндии, для российской экономики. Финляндия более ста лет входила в состав Российской Империи, в истории России и Финляндии есть общие черты, в том числе, есть сходство и в очень серьёзной сырьевой зависимости экономики. Сейчас мы можем говорить о том, что Финляндию на уровень самой конкурентоспособной страны подняла бумага, поскольку именно лесопромышленность стала и до сих пор является одной из основных доминирующих областей экономики этой страны.
Целью курсовой работы является проведение анализа экономики Финляндии и ее адаптации к процессам глобализации в мировом хозяйстве.
Культура сахарной свеклы стала внедряться в Финляндии только в 1920-е годы, когда был построен первый сахарный завод в Сало. Ее посевы сосредоточены поблизости от сахарных заводов.
Так как картофель один из важных продуктов питания, его выращивают для собственных нужд почти в каждом хозяйстве и он является самой распространенной культурой в Финляндии наряду с тимофеевкой.
8. Транспорт
Государственные железные дороги Финляндии сконцентрированы в южной части страны. Их общая протяженность 5900 километров, причем электрифицированы лишь 1600 километров. Хотя система автомобильных дорог была расширена, а парк частных автомашин сильно вырос в 1960-1970-е годы, интенсивность дорожного движения в Финляндии все еще невелика по сравнению с другими скандинавскими странами. Автобусное сообщение летом поддерживается вплоть до крайних северных районов.
Длина автомобильных дорог достигает 80 тысяч километров. Сеть судоходных водных путей протяженностью 6,1 тысяч километров, включающая каналы между многочисленными озерами, имеет исключительное значение для пассажирских и грузовых перевозок. Зимой судоходство по каналам осуществляется с помощью ледоколов.
Близкое
к полуостровному положение страны
в сочетании с изобилием
Вес доставляемых морем грузов, среди которых преобладает минеральное топливо, вдвое превышает вес отправляемых из финских портов грузов, состоящих преимущественно из лесопромышленной продукции. Среди многочисленных портов на побережье Финского и Ботнического заливов выделяются размерами грузооборота Хельсинки, куда поступает больше всего импортных грузов, и Котка, откуда отправляется больше всего экспортных грузов. Порт Турку отличается интенсивным развитием автопаромного сообщения со Швецией. В соседнем с Турку Нантали расположен крупнейший в Финляндии нефтеимпортный порт.
Внутри
страны грузы перевозятся главным
образом автомобильным и
9. Туризм
В Финляндии нет большого количества всемирно известных достопримечательностей и памятников архитектуры. Однако власти любого финского города делают все возможное для восполнения этого недостатка, завлекая туристов проведением разнообразных фестивалей, многочисленных праздников, организацией новых музеев, а также созданием всевозможных аттракционов, объединяющих современные достижения технической мысли, национальные традиции и природные богатства.
Большие доходы государству приносит туризм. Лучшее время для поездки в Финляндию - период с мая по сентябрь (самый жаркий в году). Только летом открыты молодежные турбазы, кемпинги, парки развлечений и большинство музеев. Это также время многочисленных культурных, фольклорных и спортивных фестивалей, проводимых по всей стране.
Летом озера привлекают массу туристов. Только летом возможно судоходство по многочисленным озерам страны. Зима - прекрасное время отдыха. В первую очередь Финляндия славится своими реками и озёрами - Меккой водного туризма Европы, горнолыжными курортами: Химос, Вуокатти, Рука, Тахко, Юлляс, Леви, Саарисельга.
Финляндия предлагает туристам прежде всего зимний отдых. И главный упор сделан на всякого рода зимние сафари (катания на оленях, собаках) и беговые лыжные дисциплины. Рекреационная ценность отдыха в Финляндии заключается прежде всего в прекрасной экологической обстановке в стране и свежем зимнем воздухе. Что касается горных лыж, то Финляндия небогата высокими горами и может предложить в основном трассы для начинающих.
Хельсинки, по признанию многих туристов, - город, где тесно соприкасаются природа и культура. Четвертая часть территории города приходится на парки, а шум и аромат моря придают Хельсинки особое настроение. В последние годы все большее число туристов привлекает Лапландия.
В Хяменлинне начинается популярный туристический пароходный маршрут по лабиринту озер, так называемая «Серебряная линия», которая заканчивается в Тампере.
Город Савонлинна и его окрестности получили славу самой красивой местности в стране и очень популярны среди туристов.
В последние годы Финляндия становится крупным туристическим центром, ориентированным на активный зимний отдых.
финляндия сотрудничество экономика глобализация
1.2 Основные показатели экономического развития Финляндии
Финляндия - высокоразвитая индустриальная страна. Размер ВВП составляет 190 862 миллиардов долларов, или более 36 тысяч долларов на душу населения (входит во вторую десятку стран мира). С начала 2000-х годов занимает высшие строчки в престижных рейтингах конкурентоспособности, обладает передовой инновационной системой, является нетто-экспортёром капитала. Государственный долг составляет 42,6% от ВВП - один из самых низких в Евросоюзе.
Около 60% ВВП создаётся в сфере услуг. На промышленность приходится порядка 30% ВВП, доля сельского и лесного хозяйства составляет около 4%. Основа финской индустрии - Машино- и приборостроение и металлообработка - 50% производства, лесобумажная - 20%, а также химическая промышленность - 10%.
Внешние
экономические связи имеют
Темпы роста инфляции в Финляндии замедлились с 1,2% в 2004 году до 1,0% в 2005 году, а в 2006 году составили 1,3% и остаются самым низким показателем среди стран ОЭСР - Организации экономического сотрудничества и развития - (2,6%) и еврозоны (2,2%), несмотря на сохранение высоких цен на нефть в 2006 году. Индекс потребительских цен был выше уровня предыдущего года и составил 2% (в 2005 году - 1,6%), а в еврозоне он вырос до 2,1%.
Уровень безработицы в Финляндии в 2006 году снизился и составил 7,8% что немного ниже среднего уровня безработицы в еврозоне в этот период - 8,4%, но всё же он остается достаточно высоким среди стран-членов ЕС. Стремление Правительства страны создать значительное количество новых рабочих мест на малых и средних предприятиях пока не удалось реализовать в полной мере.
Уровень
занятости трудоспособного
В отношении борьбы с безработицей государство делает упор на такую успешную область как информационные технологии: быстрая передача информации является сегодня ключевым понятием в борьбе с безработицей. Конечно, Интернет существенно повысил эффективность деятельности служб занятости.
В конце 70-х годов в Финляндии была проведена широкомасштабная реформа регионального управления. Три министерства - торговли и промышленности, сельского и лесного хозяйства и труда объединили свои усилия и ресурсы и создали региональные центры экономики и занятости. Круг задач, которые решают эти центры, достаточно широк: поддержка и консультирование малых предприятий, содействие технологическому прогрессу, помощь в решении вопросов экспорта, трудоустройства, планирование и организация обучения и переобучения рабочей силы, содействие фермерству, участие в развитии своего региона.
В 90-х годах ситуация с занятостью в Финляндии была достаточно сложной: за период экономического спада была ликвидирована почти пятая часть рабочих мест. Уровень безработицы подскочил с 3,5% до 17%. Позже, конечно, углубление трехстороннего сотрудничества, развитие активной политики занятости и усилия правительства принесли свои плоды.
Современная политика занятости, быстро развивающаяся внешняя торговля, динамичный рост производительности труда и национальной конкурентоспособности, успех финской информационной технологии, вступление в члены ЕС привели к созданию более 300 тысяч новых рабочих мест.
В задачу Управления рынка труда Министерства труда Финляндии входит содействие функционированию рынка труда, развитию рабочих организаций, созданию новой занятости, предотвращению самоустранения наиболее слабых групп с рынка труда. В этих целях ещё в 1998 году Управление провело модернизацию пакета услуг, предоставляемых работодателям и гражданам, ищущим работу - прежде всего в области повышения квалификации.
2. Финляндия в мировом хозяйстве в условиях глобализации
Финляндия состоит в следующих международных организациях: ЕС, Европейское экономическое пространство, Организация экономического сотрудничества и развития, ВТО, Европейский Инвестиционный Банк, Европейский Монетарный Союз, Международный Банк Реконструкции и Развития, Международный Валютный Фонд, Совет Европы, ООН.
2.1 Финляндия в ЕС
Вступление в ЕС стало естественным шагом к интеграции Финляндии в европейскую и глобальную экономику. Эта интеграция происходила поэтапно: членство в ООН начиная с 1955 года, в Совете северных стран с 1956 года, статус кандидата в члены Европейской ассоциации свободной торговли с 1961 года и полноправное членство в ней с 1986 года, соглашение о свободной торговле с ЕЭС (впоследствии с Европейским Союзом) с 1973 года и, наконец, вступление в ЕС в 1995 году. Финляндия всегда зависела от экспорта, а европейские страны являлись важными партнерами для финской внешней торговли. Вступление означало присоединение к внутреннему рынку ЕС, который объединял ряд наших крупнейших торговых партнеров. Можно также сказать, что Финляндия, наконец, присоединилась к европейскому сообществу, или семье, чьи ценности они всегда разделяли.
Членство в ЕС во многом принесло пользу Финляндии. Ежегодная стоимость членства составляет около 30 евро на человека. За такую сумму финны могут жить и работать, покупать и продавать, учиться и ездить без ограничений по территории всего ЕС, без боязни войны или другого организованного насилия. Несмотря на то, что акцент на этом делают нечасто, Европейский союз - мирный проект, о чём не следует забывать.
Долгое
время Финляндия развивала
Финляндия - активный партнер ЕС, который стремится развить Союз в целом и хочет усилить его единство. Как и все другие государства-члены, Финляндия защищает свои собственные интересы в ЕС. Несмотря на мнение скептиков о том, что в итоге выгода всё равно достаётся какому-либо одному члену, это не так. В ЕС то, что получают одни государства, автоматически не будет отнято у других государств. Вопрос для государств-членов заключается в способности признать долгосрочные цели и стать участником создания лучшей Европы.
Финляндия является членом Евросоюза с 1995 года, также входит в состав Европейского валютного союза, поэтому с 2002 года национальной валютой является евро (до 2002 году - финские марки). Кроме этого, Финляндия является членом Шенгенского соглашения, в рамках которого пересечение границ между странами-участницами осуществляется без пограничного контроля.
Спор о присоединении Финляндии к Европейскому Союзу начался в начале 90-х годов, вскоре после распада Советского Союза и с окончанием «холодной войны». Толчком к этому процессу послужило заявление Швеции о вступлении в ЕС в июле 1991 года. Заручившись поддержкой парламента, правительство Финляндии также подало заявление о вступление в ЕС в марте 1992 года. Начало переговоров Финляндии с Европейским сообществом пришлось на тот момент, когда со своей стороны в переговоры вступили Швеция и Австрия.
В объединении Европы Финляндия принимает участие еще с 1961 года, став кандидатом в члены Европейской ассоциации свободной торговли. А полноправным членом этой ассоциации Финляндия стала в 1986 году.
В октябре 1994 года в Финляндии состоялся референдум, на котором 56,9% голосующих проголосовали за вступление страны в ЕС. Сторонники вступления в ЕС обосновывали свою позицию интересами безопасности и экономической выгоды, ведь членство предоставило бы финским предприятиям возможность прямого выхода на внутренние рынки ЕС и обеспечило бы тем самым общую стабильность экономического развития страны. Кроме этого, членство в ЕС гарантировало бы Финляндии участие в принятии решений, которые бы в любом случае повлияли на содержание национальной политики.