Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 11:34, курсовая работа
Цели курсовой работы- изучить понятие собственности, способы ее преобразования и разновидности форм, рассмотреть приватизацию в России.
В соответствии с целью ставились и решались следующие задачи:
изучить содержание понятия собственности, её сущность и структуру
исследовать формы и виды собственности и их особенности в России
изучить содержание понятия приватизация и её особенности в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоритические основы отношений собственности …………………...5
1.1. Понятие собственности. Ее юридические и экономические аспекты…….5
1.2. Сущность отношений собственности в рыночной экономике……………9
1.3. Собственность в системе экономических отношений……………………11
Глава 2.Классификация и трансформация форм собственности……………..13
2.1. Разновидности форм собственности в рыночной экономике……………13
2.2. Особенности форм собственности в России………………………………16
2.3. Способы изменения форм собственности…………………………………17
Глава 3. Анализ развития форм собственности в России……………………..19
3.1. Особенности, проблемы и перспективы приватизации в России………..19
3.2.Реформирование отношений собственности в РФ………………………...21
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29
4) денационализация.[19]
Денационализация – возврат государством национализированного имущества
прежним владельцам.
Реприватизация – это возврат в частную собственность государственной
собственности, возникшей в результате произведенной ранее скупки предприятий, земли, банков, акций т.д. у частных собственников.
Глава 3.Анализ развития форм собственности в России
3.1.Особенности,
проблемы и перспективы
Преобразования собственности в России ассоциируются чаще всего с приватизацией. В теории приватизации и обобщении ее практики сохраняется множество дискуссионных и нерешенных проблем . Более того, в условиях перехода России к рыночной экономике появляются новые моменты, имеющие важное значение для дальнейшего развертывания приватизационного процесса.
Следует иметь в виду, что до сих пор по-разному трактуется даже само понятие «приватизация». Особенно остры дискуссии о месте приватизации в экономической реформе; об очередности или одновременности приватизации, либерализации цен и структурной перестройки; о целях приватизации; наконец, о сочетании экономической эффективности и социальной справедливости, платности и бесплатности в используемых моделях приватизации. Самостоятельными проблемами остаются критерии выбора способа приватизации, определение ее темпов, приоритетов.
В соответствии с Федеральным законом “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ” под
приватизацией понимается “возмездное отчуждение находящегося в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц” – оборудования, зданий, других материальных активов предприятий, долей государства и местных органов в капитале АО.
В современной России приватизация приняла широкий размах, механизм был
определен Законом о приватизации, принятым в 1991 году. В этом законе были заложены основы приватизации:
1.определены три формы приватизации: продажа предприятий с аукциона, по конкурсу, путем их акционирования.
2.созданы две государственные структуры: комитеты по управлению государственным (муниципальным) имуществом и фонда имущества. В функции первых входили подготовка планов приватизации и осуществление мероприятий, связанных с подготовкой предприятий к приватизации. Вторые осуществляют продажу предприятий на аукционах, продажу их акций.
3.были определены объекты приватизации и их денежная оценка.
Особое значение
придавалось стоимости
оценивать предприятия по остаточной стоимости основных производственных фондов.
Основными негативными чертами приватизации являются следующие:
1.Единообразие способов приватизации для предприятий различных отраслей, объединяемых по величине стоимости основных фондов и численности трудовых коллективов. Отраслевые особенности приватизации были сведены к порядку согласования планов приватизации предприятий с министерствами (ведомствами) и ограничению акционирования первым вариантом с выпуском «золотой акции».
2.Игнорирование региональных особенностей приватизации. Различия в темпах и способах приватизации в регионах были обусловлены скорее действиями местных властей, выходящих за рамки своей компетентности.
3.Преимущественно бесплатный (или за символическую плату) способ передачи собственности. Его организационная форма – введение системы приватизационных чеков на предъявителя.
4.Административное установление высоких «заданий» по срокам и объемам приватизации.
Последствия приватизации – тема многих научных дискуссий. И это неудивительно, ведь приватизация – чрезвычайно сложный процесс, затрагивающий практически все сферы экономической, политической и социальной жизни. В целом множество суждений можно свести к одному: итоги приватизации разочаровывают.[17]
3.2.Реформирование отношений собственности в России
Любое государство структурирует
отношения собственности, исходя из
соображений экономической
Что касается частной собственности, то для развития отношений собственности в нашей стране эта форма имеет большое значение. Идеальная модель частной собственности базируется по мнению исследователей данной проблемы на двух тенденциях. Первая связана с тем, что мелкая частная собственность обеспечивает достаточно высокий уровень эффективности в сфере услуг, где не требуются крупные индустриальные системы. Вторая, по сути обратная тенденция связана с тем, что с мелкими частными предприятиями весьма успешно конкурируют мелкие кооперативные, а в индустриальном производстве коллективные или государственные предприятия в целом могут работать не хуже, чем частные.
В современной экономике России наиболее значимым оказывается вопрос о реальном содержании тех или иных форм собственности, о том, как и среди кого распределены права собственности и как, в сущности, работник взаимодействует со средствами производства: на основе отчуждения или единства. Для отечественной экономики, где права собственности слабо развиты, а сами формы собственности неустойчивы, эти вопросы приобретают особую значимость.
Укрепление форм частной
собственности может
Сравнение по производительности
труда дает следующий результат:
на чисто государственных
Теперь обратимся к
перспективам развития коллективных форм
собственности и кооперативов в
современной российской экономике.
Они связаны прежде всего с
потенциалом общественного
Разрешение этих противоречий возможно по мере организации трудящихся в условиях социально-экономической борьбы за свои права, а так же на базе развития новых кооперативов, возникающих в процессе объединения мелких частных собственников. Возможен и путь к активизации коллективистских отношений при очищении их от превратных форм прошлого. Однако во многих случаях социальная и политическая власть оказывается под контролем неформальных сил и организаций, которые принципиально заинтересованы в не столько в развитии, сколько, напротив, в подавлении коллективных форм собственности, что создает дополнительные трудности для их развития. С другой стороны, рост самоорганизации трудящихся, их активности в условиях экономического кризиса во многих случаях может привести к победам в этом направлении. В любом случае следует признать, что объективные основания для развития коллективных форм собственности на сегодняшний день существуют. Более того, для этого нет и ограничений с материально-технической точки зрения, поскольку потенциал индустриальных технологий в нашей стране, несмотря на кризис, сохранился достаточно высоким. Особо следует отметить, что большие перспективы развития коллективных форм собственности находятся в постиндустриальном секторе. Значительная часть активных участников движения за самоуправление трудовых коллективов, за создание коллективных предприятий — это работники научно-исследовательских, проектных институтов, т.е. коллективов, в которых доминирует или играет значительную роль постиндустриальный труд.
Обратимся теперь к государственному сектору и его перспективам развития. Какова же возможная сфера распространения государственной собственности в экономике? Прежде всего государственная собственность наиболее адекватна для использования неделимых, уникальных или всеобщих ресурсов, принадлежащих действительно народу. Примером могут служить невоспроизводимые природные ресурсы, в частности, земля и ее недра; те или иные объекты, использование которых связано с большим риском для всего населения.
“Концентрация значительной
части фонда накопления в руках
государства позволила
Что касается России, то здесь была совершена попытка в кратчайшие сроки (за 1993-1994 гг.) преобразовать государственную собственность в различные другие формы собственности. Анализируя таблицу 2, видно, что с начала реформирования собственности в России было приватизировано более 84 тыс. предприятий, при этом самый пик приватизационного процесса приходится на 1993 год, когда всего было приватизировано 42924 объекта (50,7%). По сравнению с 1992 годом в России возрос процент приватизационных предприятий посредством выкупа арендованного имущества, продажи ликвидированных предприятий, продажи недвижимости, земли. Падение же акционирования можно объяснить тем, что реальными владельцами предприятий стало их высшее руководство. Поэтому уже к 1996 г. доля акций в руках работников этих предприятий упала с 51% до 5-7%, так как трудящиеся первыми выбрасывали акции на рынок по бросовым ценам. На этом этапе как раз очень важна роль государства, которое должно препятствовать попаданию собственности к безответственным владельцам.
В каких бы сферах ни развивалась государственная собственность в экономике, ее главной болезнью остается бюрократические тенденции. Это явление особенно опасно в условиях нестабильности экономических отношений, где господство подобных тенденций превращает государственную по форме собственность, в собственность с корпоративным содержанием в ущерб развитию других, не менее важных для экономики форм. Для развития государственной формы как формы общественной все большее значение начинают приобретать качественные изменения в содержании отношений собственности.
Для устойчивости нашего
экономического развития необходим
мощный государственно-корпоративный
сектор. Для этого требуются
В итоге можно сказать,
что необходимо устранение не столько
государственной собственности, сколько
ее монополии. Госсобственность должна
сохранить в перспективе
Информация о работе Анализ развития форм собственности в России