Анализ проблем борьбы с коррупцией

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:57, реферат

Описание работы

Активные преобразования в России начала 90-х гг. не только привели к коренным изменениям в ее политической системе, но и изменили механизм государственного управления. Несмотря на провозглашение принципов демократического общественного устройства, в нашей стране так и не завершилось формирование многих государственных и общественных институтов. Причинами этого явились не только просчеты проводимых реформ и борьба между старой и нарождающейся общественной элитой.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1. Сущность и понятие коррупции …………………………………………..4
2. Причины коррупции……………………………………………………….7
3. Меры по борьбе с коррупцией в РФ………………………………………11

Заключение ………………………………………………………………………....15
Список литературы…………………………………………………………………17

Работа содержит 1 файл

Системный анализ в экономике.doc

— 124.00 Кб (Скачать)

Разрушение старой системы государственного контроля, и незавершенность создания новой действенной системы правового контроля и правовой ответственности, наличие большого числа законов непрямого действия, оставляют простор для чиновничьего произвола, а значит, и для коррупции. Коррупция, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на все сферы жизни общества и, особенно, на сферу государственного управления. Как показывает практика государственного строительства, проникая в культуру общества, становясь традицией, коррупция, тем самым, разрушает всю систему государственного управления, порождает негативное отношение к государственной службе и государственным служащим, способствует падению авторитета государственной власти, престижу государственной службы. Особенно остро эта проблема стоит в тех органах власти, которые осуществляют интенсивное и непосредственное взаимодействие с гражданами и организациями по вопросам оказания общественно значимых государственных услуг, и исполнения государственных функций.

Коррупция препятствует поступательному развитию рыночной экономики, приводит к неэффективному расходованию материальных и финансовых ресурсов, и способствует разрастанию организованной преступности, особенно в сфере экономики.

Таким образом, можно  сделать вывод, что именно коррупция  в системе государственной службы России стала одним из главных препятствий в деле борьбы с организованной преступностью. Коррумпированность аппарата управления — это системные недостатки организации, обусловливающие злоупотребления служебным положением персонала организации. Сама организация управления повинна в создании атмосферы, при которой возможно использование чиновником недостатков бюрократической машины в качестве средства удовлетворения исключительно личных потребностей. В связи с этим, необходимо сказать, что коррупция в России является социальным явлением, корни которого произрастают из дефектов организации государственной службы и специфической психологии государственных служащих, что в свою очередь диктует необходимость принятия широкого спектра мер антикоррупционного характера, и, прежде всего, административно-правовых и организационных.

 

 

 

3. Меры по борьбе с коррупцией в РФ

 

Антикоррупционная политика государства заключается в разработке и осуществлении разносторонних и последовательных мер государства  и общества по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих, и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Учитывая, что коррупция, без постоянного противодействия ей, имеет свойство расширяться и мимикрировать, необходимо, чтобы со временем была выделена антикоррупционная функция государства, как одна из его базовых задач.            Речь идет как о создании механизмов, позволяющих уменьшить масштабы коррупции в краткосрочном плане, так и о выработке и проведении антикоррупционной политики, как постоянно действующей органичной функции государства. При этом эффективность данной функции, в значительной степени, будет зависеть от того, насколько активно в ее реализации примут участие структуры гражданского общества.

Национальная стратегия  противодействия коррупции является общим программным документом, положения которого направлены на устранение коренных причин коррупции в обществе, и должны последовательно конкретизироваться с учётом требований времени в Национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, а также в планах по противодействию коррупции федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. 

Формирование антикоррупционного законодательства – только одно из направлений борьбы с этим страшным общественным недугом. Но главное — безотлагательно начать пересмотр действующего законодательства на предмет коррупциогенности. В настоящее время оно состоит из разноконцептуальных и разновременных актов: принятых в СССР, РСФСР, Российской Федерации. Кроме того, законодательные акты устанавливают одни правила, а подзаконные - их искажают и интерпретируют. Несогласованность норм, их отсылочный характер, противоречие друг другу, возможность произвольного толкования - питательная среда для коррупции в самых разных ее проявлениях.

Нужно ввести в практику обязательный анализ законопроектов и  ведомственных правовых документов на коррупциогенность; усовершенствовать  в действующем законодательстве механизмы принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, сделав их более прозрачными и публичными. Однако, «сугубо юридической части» – модернизации законодательства – недостаточно. В план борьбы с коррупцией должны войти меры по «созданию стимулов к антикоррупционному поведению, а также просветительская работа, формирование в обществе атмосферы жёсткого неприятия коррупции. Решение этой задачи обеспечивается, прежде всего, путём планомерного повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех государственных и муниципальных органах, и в саморегулируемых организациях.

Кроме того, взятка должна стать невыгодной. Продвижение по службе, заработная плата, и материальное обеспечение в старости должны быть поставлены в прямую зависимость от того, как чиновник исполняет свой служебный долг. Возможно, есть смысл пересмотреть статус государственных и муниципальных служащих, привести его в соответствие с международными стандартами.

Еще один вопрос, вызывающий серьезную обеспокоенность, касается набора сотрудников в систему  государственного управления. Положения, касающиеся найма на гражданскую  службу, достаточно стандартны, и предусматривают распространение открытой информации о вакантных должностях и проведение отбора и набора на государственную службу на конкурсной основе. Кроме того, существуют особые правила, согласно которым кандидат признается непригодным для гражданской службы в случае, если он был осужден за совершение преступления, или отказывается пройти процедуру оформления допуска к секретным сведениям, а также в случае представления им подложных документов, или при возникновении конфликта интересов, например, в ситуации, когда его близкий родственник уже замещает должность, связанную с его будущей работой. С другой стороны, зачастую на практике эти правила не соблюдаются, и другие формы найма на государственную службу, в том числе на контрактной основе, регулируются в меньшей степени.

Поскольку процедура найма на практике является неудовлетворительной, и не гарантирует отбор наилучших кандидатов, необходимы  меры по созданию более прозрачной системы управления. Органам власти необходимо принять решительные меры, с тем, чтобы на практике обеспечить набор на государственную службу на основе принципов, содержащихся в соответствующем законодательстве, и чтобы эти принципы, при необходимости, применялись в отношении других видов найма на государственную службу.

Раскрытие преступлений, связанных с коррупцией, представляет собой одну из основных проблем в области борьбы с коррупцией в любом государстве. Поэтому необходимо поощрять должностных лиц к сообщению о фактах коррупции, и других, связанных с ней преступлениях, с которыми они сталкиваются в своей повседневной работе. Такое поощрение является крайне важным для изменения «культуры молчания», которую может стимулировать коррупция, а также для повышения чувства ответственности сотрудников на всех уровнях государственного управления. Необходимо разработать четкие правила/указания, требующие от государственных служащих/должностных лиц сообщать о своих подозрениях в коррупции, обеспечить особую защиту тех, кто добросовестно сообщает о подозрениях в коррупции в системе государственного управления, от отрицательных последствий, и организовать систематическую подготовку для всех соответствующих сотрудников.

Таким образом, бороться с коррупцией в системе государственного управления РФ, одними репрессивными  мерами бесполезно. Эта борьба должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла. Здесь помогут только кропотливые, целенаправленные, комплексные мероприятия, совместные усилия гражданского общества и государства. Наконец, нужно просто исполнять действующие антикоррупционные законы, без оглядки на чины, должности и звания. Иначе преодолеть миф о непобедимости коррупции в России будет невозможно.

 

 

 

Заключение

Таким образом, коррупция  является опаснейшим видом социальной патологии, поражающим систему государственного и муниципального управления. Сложность  ее преодоления  заключается в  том, что она реализуется в  сфере действия сверхактивных факторов мотивации поведения людей - богатства и власти. Происходящий в коррупционном процессе, саморегулируемый обмен материальными ресурсами и информацией, наделяет ее способностью к самоорганизации и, следовательно, к устойчивому самосохранению.

К числу основных причин распространенности коррупции в  обществе относятся: наличие широко разветвленной теневой экономики, громоздкий и неэффективный бюрократический  аппарат, непрозрачность системы госуправления, ненадлежащее выполнение требований законодательства о государственной и муниципальной службе, пробельность и неадекватность действующего законодательства, правовая неграмотность подавляющей части населения, отсутствие парламентского и общественного контроля, бюрократизм, непотизм, лоббирование законов, приостановка принятия решений и т. д.

Проблема коррупции усугубляется еще и тем, что сейчас это явление выходит за рамки национальных границ. Доходы от нее после «отмывания» включаются в национальные и международные финансовые потоки, подрывая государственные и международные основы власти и экономики. В настоящее время общепризнанно, что ни отдельные страны, ни международные организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без помощи друг другу. Победить коррупцию в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Вот почему данная проблема может быть разрешена только в тесном сотрудничестве между отдельными странами и международными организациями. Однако, даже такие влиятельные интернациональные организации как Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, Всемирный Банк и др. не в состоянии справиться с этой проблемой в России ввиду недостатка практического опыта, информации и финансовых ресурсов. Кроме того, Западу выгоден высокий уровень коррупции в нашей стране, ведь это создает серьезные препятствия на пути поступательного развития рыночной экономики России, снижает конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и подрывает ее авторитет на международной арене.

Внутри страны коррупция также порождает ряд негативных последствий: она угрожает безопасности личности, общества и государства, функционированию всей системы государственного управления, экономическому, социальному  и внешнеполитическому развитию России.

Таким образом, борьба c коррупцией в системе государственного управления должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла. Здесь помогут только кропотливые, целенаправленные, комплексные мероприятия, совместные усилия гражданского общества и государства. Наконец, нужно просто исполнять действующие антикоррупционные законы, без оглядки на чины, должности и звания. Иначе преодолеть миф о непобедимости коррупции в России будет невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

Учебники и  учебные пособия

  1. Водько, Н.Г. Уголовно-правовая борьба с организованной преступностью: научно-практическое пособие/ Н.Г. Водько. - М.: Юриспруденция, 2000. - 80 с.
  2. Герчикова, И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности:  учеб. пособие/  И.Н. Герчикова. - М.: АО «Консалтбанкир», 2001. - 624 с.
  3. Джерри, Д. Большой толковый социологический словарь/Д. Джерри.  – М.: Вече, 2001. Т.1. - 332  c.            
  4. Долгова, А.И. Криминология: учебник для вузов / А.И. Долгова. - М.: Норма, 2005. - 3-е изд., перераб. и доп. - 912 с.
  5. Игнатов, А. Н. Уголовное право России: учеб. для вузов/ А.Н. Игнатов, Ю. А. Красиков.- М.: НОРМА, 1998. - 639 с.

Электронные ресурсы

  1.   Антикоррупционер [Электронный ресурс]: Электрон. журн. – М. : ООО «Издательский дом «Отраслевые ведомости» , 1997. – Режим доступа:  http://www.anti-corrupcioner.ru
  2. Жерновой М.В. [Электронный ресурс]: Материалы научно-практической конференции в филиале ДВГУ в г. Артеме от 19-20 мая  «Социально-экономические аспекты высшей школы в малых городах», 2010. – 1 электрон. опт. Диск (CD-ROM).

                                                                

 

 




Информация о работе Анализ проблем борьбы с коррупцией