Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 19:57, реферат
Активные преобразования в России начала 90-х гг. не только привели к коренным изменениям в ее политической системе, но и изменили механизм государственного управления. Несмотря на провозглашение принципов демократического общественного устройства, в нашей стране так и не завершилось формирование многих государственных и общественных институтов. Причинами этого явились не только просчеты проводимых реформ и борьба между старой и нарождающейся общественной элитой.
Введение ……………………………………………………………………………3
1. Сущность и понятие коррупции …………………………………………..4
2. Причины коррупции……………………………………………………….7
3. Меры по борьбе с коррупцией в РФ………………………………………11
Заключение ………………………………………………………………………....15
Список литературы…………………………………………………………………17
Разрушение старой системы государственного контроля, и незавершенность создания новой действенной системы правового контроля и правовой ответственности, наличие большого числа законов непрямого действия, оставляют простор для чиновничьего произвола, а значит, и для коррупции. Коррупция, в свою очередь, оказывает негативное воздействие на все сферы жизни общества и, особенно, на сферу государственного управления. Как показывает практика государственного строительства, проникая в культуру общества, становясь традицией, коррупция, тем самым, разрушает всю систему государственного управления, порождает негативное отношение к государственной службе и государственным служащим, способствует падению авторитета государственной власти, престижу государственной службы. Особенно остро эта проблема стоит в тех органах власти, которые осуществляют интенсивное и непосредственное взаимодействие с гражданами и организациями по вопросам оказания общественно значимых государственных услуг, и исполнения государственных функций.
Коррупция препятствует поступательному развитию рыночной экономики, приводит к неэффективному расходованию материальных и финансовых ресурсов, и способствует разрастанию организованной преступности, особенно в сфере экономики.
Таким образом, можно сделать вывод, что именно коррупция в системе государственной службы России стала одним из главных препятствий в деле борьбы с организованной преступностью. Коррумпированность аппарата управления — это системные недостатки организации, обусловливающие злоупотребления служебным положением персонала организации. Сама организация управления повинна в создании атмосферы, при которой возможно использование чиновником недостатков бюрократической машины в качестве средства удовлетворения исключительно личных потребностей. В связи с этим, необходимо сказать, что коррупция в России является социальным явлением, корни которого произрастают из дефектов организации государственной службы и специфической психологии государственных служащих, что в свою очередь диктует необходимость принятия широкого спектра мер антикоррупционного характера, и, прежде всего, административно-правовых и организационных.
3. Меры по борьбе с коррупцией в РФ
Антикоррупционная политика
государства заключается в
Национальная стратегия
противодействия коррупции является общим программным документом,
положения которого направлены на устранение
коренных причин коррупции в обществе,
и должны последовательно конкретизироваться
с учётом требований времени в Национальном
плане противодействия коррупции на соответствующий
период, а также в планах по противодействию
коррупции федеральных государственных
органов, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований.
Формирование
Нужно ввести в практику обязательный анализ законопроектов и ведомственных правовых документов на коррупциогенность; усовершенствовать в действующем законодательстве механизмы принятия решений органами государственной власти и местного самоуправления, сделав их более прозрачными и публичными. Однако, «сугубо юридической части» – модернизации законодательства – недостаточно. В план борьбы с коррупцией должны войти меры по «созданию стимулов к антикоррупционному поведению, а также просветительская работа, формирование в обществе атмосферы жёсткого неприятия коррупции. Решение этой задачи обеспечивается, прежде всего, путём планомерного повышения правовой культуры населения, достижения максимальной прозрачности процедур предоставления государственных услуг, а также постоянной адресной профилактической работой во всех государственных и муниципальных органах, и в саморегулируемых организациях.
Кроме того, взятка должна стать невыгодной. Продвижение по службе, заработная плата, и материальное обеспечение в старости должны быть поставлены в прямую зависимость от того, как чиновник исполняет свой служебный долг. Возможно, есть смысл пересмотреть статус государственных и муниципальных служащих, привести его в соответствие с международными стандартами.
Еще один вопрос, вызывающий
серьезную обеспокоенность, касается
набора сотрудников в систему
государственного управления. Положения,
касающиеся найма на гражданскую
службу, достаточно стандартны, и предусматривают распростране
Поскольку процедура найма на практике является неудовлетворительной, и не гарантирует отбор наилучших кандидатов, необходимы меры по созданию более прозрачной системы управления. Органам власти необходимо принять решительные меры, с тем, чтобы на практике обеспечить набор на государственную службу на основе принципов, содержащихся в соответствующем законодательстве, и чтобы эти принципы, при необходимости, применялись в отношении других видов найма на государственную службу.
Раскрытие преступлений, связанных с коррупцией, представляет собой одну из основных проблем в области борьбы с коррупцией в любом государстве. Поэтому необходимо поощрять должностных лиц к сообщению о фактах коррупции, и других, связанных с ней преступлениях, с которыми они сталкиваются в своей повседневной работе. Такое поощрение является крайне важным для изменения «культуры молчания», которую может стимулировать коррупция, а также для повышения чувства ответственности сотрудников на всех уровнях государственного управления. Необходимо разработать четкие правила/указания, требующие от государственных служащих/должностных лиц сообщать о своих подозрениях в коррупции, обеспечить особую защиту тех, кто добросовестно сообщает о подозрениях в коррупции в системе государственного управления, от отрицательных последствий, и организовать систематическую подготовку для всех соответствующих сотрудников.
Таким образом, бороться с коррупцией в системе государственного управления РФ, одними репрессивными мерами бесполезно. Эта борьба должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла. Здесь помогут только кропотливые, целенаправленные, комплексные мероприятия, совместные усилия гражданского общества и государства. Наконец, нужно просто исполнять действующие антикоррупционные законы, без оглядки на чины, должности и звания. Иначе преодолеть миф о непобедимости коррупции в России будет невозможно.
Заключение
Таким образом, коррупция является опаснейшим видом социальной патологии, поражающим систему государственного и муниципального управления. Сложность ее преодоления заключается в том, что она реализуется в сфере действия сверхактивных факторов мотивации поведения людей - богатства и власти. Происходящий в коррупционном процессе, саморегулируемый обмен материальными ресурсами и информацией, наделяет ее способностью к самоорганизации и, следовательно, к устойчивому самосохранению.
К числу основных причин
распространенности коррупции в
обществе относятся: наличие широко
разветвленной теневой
Проблема коррупции усугубляется еще и тем, что сейчас это явление выходит за рамки национальных границ. Доходы от нее после «отмывания» включаются в национальные и международные финансовые потоки, подрывая государственные и международные основы власти и экономики. В настоящее время общепризнанно, что ни отдельные страны, ни международные организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без помощи друг другу. Победить коррупцию в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Вот почему данная проблема может быть разрешена только в тесном сотрудничестве между отдельными странами и международными организациями. Однако, даже такие влиятельные интернациональные организации как Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, Всемирный Банк и др. не в состоянии справиться с этой проблемой в России ввиду недостатка практического опыта, информации и финансовых ресурсов. Кроме того, Западу выгоден высокий уровень коррупции в нашей стране, ведь это создает серьезные препятствия на пути поступательного развития рыночной экономики России, снижает конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность и подрывает ее авторитет на международной арене.
Внутри страны коррупция также порождает ряд негативных последствий: она угрожает безопасности личности, общества и государства, функционированию всей системы государственного управления, экономическому, социальному и внешнеполитическому развитию России.
Таким образом, борьба c коррупцией в системе государственного управления должна вестись по всем направлениям: от совершенствования законодательства, работы правоохранительной и судебной систем – до воспитания в гражданах нетерпимости к любым, в том числе бытовым, проявлениям этого социального зла. Здесь помогут только кропотливые, целенаправленные, комплексные мероприятия, совместные усилия гражданского общества и государства. Наконец, нужно просто исполнять действующие антикоррупционные законы, без оглядки на чины, должности и звания. Иначе преодолеть миф о непобедимости коррупции в России будет невозможно.
Список литературы
Учебники и учебные пособия
Электронные ресурсы