Анализ предпринимательского риска

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 19:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение самого понятия риска, его влияния на деятельность рисковых предприятий, описание методов оценки, анализа риска и способов его снижения. В общем, будут рассмотрены вопросы, необходимые для эффективного управления риском. Проблема управления риском очень актуальна. Деятельность любой организации связана с опасностью возникновения непредвиденных потерь. Именно поэтому для каждой компании важно предусмотреть изменение факторов и условий, способных оказать существенное влияние на ее функционирование.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Риски…………………………………………………………………………….…4-8
1.1. Понятие рисков………………………………………………………………4
1.2. Классификация и виды рисков……………………………………………4-8
2. Методы оценки риска……………………………………………………………8-12
3. Методы организации управления риском…………………………………….13-28
3.1. Понятие риск - менеджмента…………………………………………..13-14
3.2. Методы снижения риска .……………………………………………...15-23
3.3. Страхование…………………………………………………………….23-25
3.4. Взаимосвязь риска и доходности ……………………………………..25-28
Заключение…………………………………………………………………..………..29
Список используемой литературы…………………………………………..……

Работа содержит 1 файл

Анализ предпринимательского риска.doc

— 243.00 Кб (Скачать)

Можно оценить вероятность наступления  неплатежеспособности предприятия. Основными  критериями неплатежеспособности являются коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления платежеспособности.

  • Метод целесообразности затрат позволяет определить нижний предельный размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю. Производство продукции в объемах меньше критического приносит только убытки. Критический объем производства необходимо оценивать при сокращении выпуска продукции, вызванного падением спроса, сокращением поставок материалов и комплектующих изделий, заменой продукции на новую и другими причинами.

      Для проведения соответствующих расчетов все затраты на производство и  реализацию продукции подразделяют на переменные (материалы, комплектующие  изделия, инструменты, заработная плата, расходы на транспорт и т.д.) и постоянные (амортизационные отчисления, управленческие расходы, арендная плата, проценты за кредит и т.д.).

     Критический объем производства  можно представить в виде:

Окр=Зпост/(Ц - Зпер)

где Окр – критический  объем производства, Ц – цена единицы продукции, 3пост — постоянные затраты, 3пер – переменные затраты.

      Чем больше разность между фактическим  объемом производства и критическим, тем выше финансовая устойчивость.

      Любое изменение объема производства или  уровня продаж оказывает существенное влияние на прибыль (эффект производственного левериджа). Производственный леверидж показывает степень влияния постоянных затрат на прибыль (убытки) при изменениях объема производства.

Производственный  леверидж определяется с помощью  следующей формулы*:

         либо             

где ЭПЛ — эффект производственного левериджа, МД — маржинальный  доход, Зпост — постоянные затраты, П — прибыль.

      Чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек при  некотором объеме производства, тем  выше производственный леверидж, а  следовательно, тем выше предпринимательский риск. Работать с высоким производственным левериджем могут только те предприятия, которые в состоянии обеспечить большие объемы производства и сбыта, имеют устойчивый спрос на свою продукцию.

  • Статистический метод заключается в изучении статистики потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном предприятии, с целью определения вероятности события, установления величины риска. Степень, риска измеряется средним ожидаемым значением и колеблемостью возможного результата.

     Среднее ожидаемое значение связано с неопределенностью ситуации, оно выражается в виде средневзвешенной величины всех возможных результатов Е(х), где вероятность каждого результата А используется в качестве частоты или веса соответствующего значения х.

Е(х) = А1х1 + А2х2 + ... + Аnхn.

     Средняя величина представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта вложения капитала. Для окончательного решения необходимо измерить изменчивость показателей, определить меру колеблемости возможного результата. Для ее определения обычно вычисляют дисперсию или среднеквадратическое отклонение.

      Дисперсия представляет собой среднее взвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от средних ожидаемых:

s2=(å(х-е)2А)/(åА)

где s2 – дисперсия, х – ожидаемое значение для каждого случая наблюдения, е – среднее ожидаемое значение, А – частота случаев, или число наблюдений.

Коэффициент вариации — это отношение среднего квадратичного отклонения к средней  арифметической. Он показывает степень отклонения полученных значений.

V=s/e*100

где   V – коэффициент  вариации, s – среднее квадратическое отклонение, е – среднее ожидаемое значение.

     Этот коэффициент позволяет сравнивать колеблемость признаков, имеющих разные единицы измерения. Чем выше коэффициент вариации, тем сильнее колеблемость признака (до 10% – слабая колеблемость, 10—25% – умеренная колеблемость, более 25% — высокая колеблемость).

      Пример.  При реализации товара 1 предприятие получило прибыль 10 тыс. руб. с единицы товара в 50 случаях из 100. Вероятность А1=50/100=0,5.     12 тыс. руб. с единицы товара в 30 случаях из 100. А2=30/100=0,3. 13 тыс. руб. с единицы товара в 20 случаях из 100. А3=20/100=0,2. Среднее ожидаемое значение прибыли Е(х)1=10*0,5+12*0,3+13*0,2=11,2 тыс. руб. При реализации товара 2 предприятие получило прибыль 8 тыс. руб. с единицы товара в 40 случаях из 100. Вероятность А1=40/100=0,4. 9,5 тыс. руб. с единицы товара в 35 случаях из 100. А2=35/100=0,35. 10,5 тыс. руб. с единицы товара в 25 случаях из 100. А3=25/100=0,25. Е(х)2=8*0,4+9,5*0,35+10,5*0,25=9.15 тыс. руб.

Для товара 1 s2=((10-11,2)2*50+(12-11,2)2*30+(13-11,2)2*20)/100=1,56     V=1,56/11,2*100=13,9%. Для товара 2 s2=((8-9,15)2*40+(9,5-9,15)2*35+(10,5-9,15)2*25)/100=1,03 V=1,03/9,15*100=11,26%

      Коэффициент вариации для товара 2 меньше, чем  для товара 1, значит, реализация товара 2 сопряжена с меньшим риском, она более предпочтительна. 

В тех  случаях, когда информация ограничена, для количественного анализа  риска используются аналитические методы, или стандартные функции распределения вероятностей, например нормальное распределение, или распределение Гаусса, показательное (экспоненциальное) распределение вероятностей, которое довольно широко используется в расчетах надежности, а также распределение Пуассона, которое часто используют в теории массового обслуживания.

      В зарубежной практике в качестве метода количественного определения риска вложения капитала предлагается использовать древо вероятностей. * Этот метод позволяет точно определить вероятные будущие денежные потоки инвестиционного проекта в их связи с результатами предыдущих периодов времени. Если проект вложения капитала приемлем в первом периоде времени, то он может быть также приемлем и в последующих периодах времени. Если же предполагается, что денежные потоки в разных периодах времени являются независимыми друг от друга, тогда необходимо определить вероятное распределение результатов денежных потоков для каждого периода времени. В случае, когда связь между денежными потоками в разных периодах времени существует, необходимо принять данную зависимость и на ее основе представить будущие события так, как они могут произойти.  
 
 
 
 

3. Методы организации  управления риском

3.1. Понятие риск-менеджмента.

      Предприниматель вправе частично переложить риск на других субъектов экономики, но полностью избежать его он не может. Конечно, можно просто уклониться от мероприятия, связанного с риском, однако для предпринимателя избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли.

      Риском можно управлять, то есть использовать различные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и принимать меры к снижению степени риска.

      Главная цель менеджмента, особенно для условий  сегодняшней России, добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но ни в коем случае не стоял вопрос о банкротстве, необходимо постоянно корректировать систему действий с позиций максимума прибыли. Поэтому особое внимание уделяется постоянному совершенствованию управления риском - риск-менеджменту.

      Риск-менеджмент* – система оценки риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса. При рыночной экономике производители, продавцы и покупатели действуют в условиях конкуренции самостоятельно. Их финансовое будущее непредсказуемо и мало прогнозируемо. Риском можно управлять, используя разнообразные меры, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.

      На  степень и величину риска реально  воздействовать через финансовый механизм, что осуществляется с помощью  приемов стратегии и финансового  менеджмента. Этот своеобразный механизм управления риском и есть риск-менеджмент. В основе риск-менеджмента лежат целенаправленный поиск и организация работы по снижению степени риска, искусство получения и увеличения дохода (выигрыша, прибыли) в неопределенной хозяйственной ситуации. Конечная роль риск-менеджмента полностью соответствует целевой функции предпринимательства. Она заключается в получении наибольшей прибыли при оптимальном соотношении прибыли и риска. Риск-менеджмент представляет систему управления риском и экономическими (точнее финансовыми) отношениями, возникающими в процессе этого управления, и включает стратегию и тактику управленческих действий.

      Под стратегией управления понимают направления  и способы использования средств  для достижения поставленной цели. Для каждого способа определен  набор правил и ограничений для  принятия лучшего решения. Стратегия помогает сконцентрировать усилия на различных вариантах решения, не противоречащих генеральной линии стратегии и отбросить все остальные варианты. После достижения поставленной цели стратегия прекращает свое существование, поскольку новые цели выдвигают задачу разработки новой стратегии.

      Тактика определяет практические методы и приемы менеджмента для достижения установленной  цели в конкретных условиях. Задачей  тактики управления является выбор  наиболее оптимального решения и  самых конструктивных в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.

      Риск-менеджмент как система управления состоит  из двух подсистем: управляемой подсистемы (объекта управления) и управляющей  подсистемы (субъекта управления). Объектом управления выступают рисковые вложения капитала и экономические отношения между хозяйствующими субъектами в процессе реализации риска – связи между страхователем и страховщиком, заемщиком и кредитором, между предпринимателями, конкурентами. Субъект управления – группа руководителей, которая осуществляет целенаправленное функционирование объекта управления. Данный процесс осуществляется при постоянном циркулировании необходимой информации между субъектом и объектом управления.  
 
 
 

3.2. Методы снижения риска.

      Общими  в хозяйственной практике являются три основных принципа снижения риска:

    • не рисковать больше, чем позволяет собственный капитал;
    • не забывать о последствиях риска;
    • не рисковать многим ради малого.

      Приобретение  надежной и достаточной в конкретных условиях информации играет главную роль, поскольку оно помогает принять правильное решение по действиям в условиях риска. Очень важны сведения о вероятности того или иного страхового события, о величине спроса на товары, на капитал, о финансовой устойчивости и платежеспособности своих  конкурентов, клиентов. Многие виды информации составляют предмет коммерческой тайны и могут быть одним из видов интеллектуальной собственности, а значит вноситься в качестве вклада в уставной капитал акционерного общества или товарищества. Наличие у финансового менеджера достаточной и надежной деловой информации позволяет ему быстро принять финансовые и коммерческие решения, оказывает существенное влияние на правильность этих решений. Это ведет к снижению потерь и увеличению прибыли.

      Прежде чем принять решение о рисковом вложении капитала, необходимо определить максимальный объем убытка по данному риску, сопоставить его с объемом вкладываемого капитала, сравнить его со всеми собственными финансовыми ресурсами и определить, не приведет ли потеря этого капитала к банкротству инвестора. Объем убытка от вложения капитала может быть равен объему данного капитала, быть меньше его или больше.

      В случаях, когда риск рассчитать невозможно, принятие рисковых решений происходит с помощью эвристики, которая представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины.

Информация о работе Анализ предпринимательского риска