Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:04, курсовая работа
Данная курсовая работа раскрывает сущность рентабельности производства. Основная цель – расчет и анализ показателей рентабельности нефтегазового предприятия. Среди других задач рассматриваются теоретические основы понятия и анализа показателей рентабельности, а так же пути их повышения.
ВВЕДЕНИЕ
Данная курсовая работа раскрывает сущность рентабельности производства. Основная цель – расчет и анализ показателей рентабельности нефтегазового предприятия. Среди других задач рассматриваются теоретические основы понятия и анализа показателей рентабельности, а так же пути их повышения.
В современных рыночных условиях предприятие самостоятельно осуществляет оперативную хозяйственную деятельность, различного вида сделки и операции, получает прибыль, несёт убытки, за счёт прибыли обеспечивает финансовое положение и дальнейшее развитие производства.
Высшей целью деятельности предприятий является превышение доходов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Достижение этой цели в условиях рыночной экономики возможно только при условии производства нужной для потребителей продукции, пользующейся спросом.
Прибыль определяет такой обобщающий показатель, как рентабельность. Для оценки уровня эффективности работы получаемый результат - прибыль - сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Рентабельность характеризует степень доходности, выгодности и прибыльности. Рентабельность есть относительный показатель, который обладает свойством сравнимости, а, следовательно, может использоваться при сравнении различных субъектов хозяйствования. Показатели рентабельности позволяют оценить, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля средств, вложенных в активы.
Предприятие считается рентабельным, если результаты от реализации продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства (обращения) и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.
Выявление резервов роста и рентабельности может быть установлено через систему взаимосвязанных направлений экономического анализа. Содержание анализа прибыли и рентабельности производственных предприятий состоит в объективной оценке достигнутого уровня организации производства и выявлении резервов дальнейшего улучшения качественных и количественных показателей.
Важность темы заключается в том, что прибыль и рентабельность относятся к важнейшим показателям, характеризующим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. На эти показатели влияет (прямо или косвенно) очень большое число различных факторов. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Отсюда вытекает необходимость целенаправленной и постоянной борьбы каждого предприятия на всех этапах производства за прибыль.
Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.
Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятием, при определении долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.
1 Рентабельность нефтегазового производства
1.1 Показатели рентабельности и методы их расчета
Прибыль, являясь важнейшим показателем результативности, не дает полного представления о ее эффективности, т.к. не учитывает величину затрачиваемых ресурсов. Эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия оценивают системой показателей рентабельности.
Наличие обобщающего показателя, рассматриваемого как критерий оценки эффективности деятельности, позволяет создать полную картину финансового и экономического состояния предприятия.
Система показателей рентабельности включает:
- рентабельность активов предприятия;
- рентабельность собственного капитала;
- рентабельность продаж (реализации);
- рентабельность производства;
- рентабельность продукции.
В общем виде рентабельность R определяется отношением прибыли к измерителю (показателю), отражающему определенный результат деятельности, умноженному на 100%:
R = П / У х 100% , (1)
где У – уровень показателя.
В зависимости от конкретных целей рентабельность определяется по балансовой, чистой и нераспределенной прибыли.
Рентабельность активов определяется по балансовой и чистой прибыли:
Rа = Пб / А х 100%, (2)
Rа = Пч / А х 100%, (3)
где Пб и Пч – прибыль соответственно балансовая и чистая, руб.;
А – величина активов предприятия (на начало или конец года, или среднегодовая), руб.
Рентабельность активов характеризует процент балансовой прибыли, полученный на рубль капитала, вложенного в активы, или процент чистой прибыли, остающейся на предприятии, в расчете на рубль активов.
Рентабельность собственного капитала показывает, какую прибыль имеет предприятие с каждого рубля, вложенного в предприятие собственниками:
Rск = Пнр / Кс х 100% (4)
или
Rск = Пч / Кс х 100%, (5)
где Пнр - прибыль предприятия нераспределенная;
Кс - собственный капитал предприятия.
Рентабельность продаж (реализации) характеризует процент прибыли, получаемый предприятием с каждого рубля выручки от реализации продукции:
Rр = Пб / Вр х 100%,
где Вр – выручка от реализации продукции (без НДС и таможенной пошлины).
Рентабельность производства – это отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных производственных фондов () и оборотных средств ():
Rпр = Пб / (+) х 100%. (7)
Рентабельность продукции определяется как отношение балансовой прибыли к затратам на производство продукции:
Rпрод = Пб / З х 100%.
Для определения границ рентабельного производства используют сопоставление выручки от реализации с суммарными, а также переменными и постоянными затратами, используя определение порога рентабельности.
Порог рентабельности – это такой объем производства продукции (объем бурения, добычи, транспорта, переработки) и выручка от ее реализации, при которых предприятие не имеет ни прибыли, ни убытков, т.е. выручка от реализации продукции только покрывает затраты. Дальнейшее увеличение выпуска продукции делает предприятие рентабельным, снижение – убыточным.
Порог рентабельности:
ПР= Зпост :(Ц –З пер), (9)
где Зпост и З пер – постоянная и переменная части затрат на производство продукции (в нефтедобыче примерно 65% и 35% соответственно),
Ц – цена продукции.
1.2 Анализ рентабельности предприятия
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами.
Прибыль от продаж продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема продаж продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестоимости (Зi) и уровня среднереализационных цен (Цi).
Объем продаж продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли.
Структура товарной продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Уровень рентабельности производственной деятельности (окупаемость затрат), исчисленный в целом по предприятию (R), зависит от трех основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен реализации.
Факторная модель этого показателя имеет вид:
(10)
Расчет влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепных подстановок.
Затем следует сделать факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних реализационных цен и себестоимости единицы продукции:
(11)
Таким же образом производится факторный анализ рентабельности продаж. Детерминированная факторная модель этого показателя, исчисленного в целом по предприятию, имеет следующий вид:
. (12)
Уровень рентабельности продаж отдельных видов продукции зависит от среднего уровня цены и себестоимости изделия:
(13)
Аналогично осуществляется факторный анализ рентабельности инвестированного капитала. Балансовая сумма прибыли зависит от объема реализованной продукции (VРП), ее структуры (УДi), себестоимости (Зед), среднего уровня цен (Цi) и финансовых результатов от прочих видов деятельности, не связанных с реализацией продукции и услуг (ВФР).
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала () зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.
Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.
И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов. Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде:
(14)
1.3 Пути повышения рентабельности на предприятии
Резервы увеличения суммы прибыли и рентабельности определяются по каждому виду товарной продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д. (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Резервы увеличения прибыли и рентабельности
Освоение резервов роста прибыли на имеющихся производственных мощностях без дополнительных капитальных вложений, а следовательно и без увеличения суммы постоянных затрат, позволит увеличить не только рентабельность работы предприятия, но и запас его финансовой прочности.
2 Технико-экономическая характеристика предприятия
2.1 Краткая характеристика «ТУЙМАЗАНЕФТЬ»
ОАО «Башнефть» создана в 1946 году на базе «Башнефтехимкомбината». В состав объединения вошли вошли тресты «Ишимбайнефть» (самый первый), «Туймазанефть», «Башнефтеразведка», «Башнефтестрой», заводы «Красный пролетарий» и Ишимбайский машиностроительный, «Башнефтепроект» и «Баштехснабнефть».
В 1954 году объединение вышло на первое место в СССР среди нефтедобывающих объединений.
В 1975 году переименована в Производственное объединение «Башнефть», с 1995 года - открытое акционерное общество, с 2009 года - управляющая компания для ОАО «Уфимский нефтеперерабатывающий завод», ОАО «Новойл», ОАО «Уфанефтехим», ОАО «Уфаоргсинтез», с 2010 года - для ОАО «Башкирнефтепродукт».
Информация о работе Анализ показателей рентабельности НГДУ "ТУЙМАЗЫНЕФТЬ"