Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 16:14, реферат
Сейчас в мире финансовый кризис, разорилось множество компаний, котировки ценных бумаг упали до рекордных величин, как и финансовые индексы. Банки и инвестиционные компании разоряются прямо на глазах. Тема кризиса сейчас очень актуальна, так как она затрагивает весь мир. Мировой финансовый кризис 2008 года — экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран. Его непосредственным предшественником был ипотечный кризис в США, первые признаки которого появились в 2006 году в форме снижения числа продаж домов и в начале 2007 года переросли в кризис высокорисковых ипотечных кредитов. Довольно быстро проблемы с кредитованием ощутили и надежные заёмщики. Постепенно кризис из ипотечного стал трансформироваться в финансовый и стал затрагивать не только США. К началу 2008 года кризис приобрёл мировой характер и постепенно начал проявляться в повсеместном снижении объемов производства, снижении спроса и цен на сырьё, росте безработицы.
Введение 3
I глава. Характеристика отраслей Испании в период кризиса (с 2008 г. по настоящее время) 8
II глава. Экономический прогноз развития приоритетных отраслей Испании на 2010-2011 гг 15
III глава. Технология выхода из кризиса в Испании (использование прошлого опыта и новые методы) 20
Заключение 24
Глоссарий 27
Список литературы
Хотя растущие цены и стимулируют спрос какое-то время, наступает момент, когда пузырь лопается. Затем начинается парадокс, когда падающие цены еще больше снижают спрос, так как люди ждут, что завтра можно будет купить еще дешевле. Это то, что сегодня происходит в Испании.
На побережьях, где большинство недвижимости – это курортные дома, спрос пострадал сильнее всего.
Для начала, спрос на "пляжные" дома – на вещь далеко не первой необходимости – всегда исчезает во времена рецессий. Нынешняя рецессия, вероятно, будет сильнейшей со времен Второй мировой войны, поэтому ожидается полное отсутствие спроса на курортную недвижимость.
Во-вторых,
исчезли спекулятивные
Далее, фунт в настоящий момент очень слабый, что лишает мощи британских покупателей. В последнее десятилетие англичане были крупнейшей группой покупателей недвижимости после самих испанцев, и их отсутствие оставляет большую пустоту на рынке. Спрос на второе жилье среди испанцев также ушел под воду с начала 2008 г.
Испания, похоже, идет к глубокой рецессии, имея рост безработицы на 1 млн. человек (47%) за 12 месяцев к концу января 2009 г, и только в этом январе работу потеряло 200'000 человек. Сегодня в Испании насчитывается 3.3 млн. безработных и, по некоторым оценкам, их число превысит 4 млн. к концу этого года. Теряя работу, испанцы нынче не в настроении покупать "пляжную" недвижимость прямо сейчас.
Другой главной причиной исчезновения спроса на недвижимость Испании, и на курортные дома в частности, стал кредитный кризис. Без кредита большинство людей не могут приобрести "пляжные" дома в Испании. За первые 9 месяцев 2008 г. было одобрено на 35% ипотек меньше, чем год назад. Банки не могут кредитовать как раньше благодаря росту просрочек по выплатам кредитов и краху рынка ипотечных ценных бумаг. В тех же случаях, когда выдается кредит, банки используют более консервативные оценки недвижимости и соотношения суммы кредита к ее стоимости, и ужесточают критерии выдачи.
Туризм. Кризис серьезно затронул туристическую отрасль Испании.
Количество
посетивших Испанию туристов в феврале
2010 года сократилось на 15,9 % по сравнению
с февралем 2009 года, что стало самым значительным
падением этого показателя с того момента,
как влияние мирового кризиса впервые
отразилось на второй крупнейшей отрасли
страны, передает Reuters. По данным министерства
туризма, общий экономический спад и снижение
стоимости фунта привели к сокращению
количества отдыхающих из Великобритании,
обычно превалирующих над гостями из других
государств, на 23,4% против аналогичного
периода в прошлом году.
Всего 2,8 млн. туристов посетили Испанию
в феврале, который считается одним из
самых спокойных месяцев в году. Количество
туристов сокращается каждый месяц, начиная
с июня 2008 года, причем февральский спад
оказался самым значительным, побив “антирекорд”
декабря, когда снижение достигло 13,8%.
Доходы от туризма составляют более 10%
ВВП Испании, а поскольку негативное влияние
мирового кризиса лишь усилилось за последние
время, вырос и уровень безработицы на
ключевых для этой отрасли рынках.
В июле
текущего года уровень заполняемости
отелей в Испании снизился относительно
прошлого июля на 13,5%. Один из ключевых
показателей гостиничного сектора – доходность
в расчете на номер – сократился в среднем
по стране на 23,7%. В Мадриде и Барселоне
спад за указанный период был еще значительнее
и составил 32% и 28,5%, соответственно.
Одним из основных факторов, влияющих
на снижение доходности испанских отелей,
является переизбыток предложения, сообщает
Travel Daily News. Кроме того, на негативную динамику
оказывает влияние экономическая рецессия,
которая характеризуется рекордно высоким
уровнем безработицы и спадом на рынке
недвижимости. Последний, напомним, только
начал восстанавливаться после кризиса.
В таких условиях владельцы гостиничных
объектов в Испании вынуждены снижать
цены на свои услуги. В июле 2009 года данный
показатель упал на 11,8% в сравнении с прошлым
годом. Однако, несмотря на это, эксперты
прогнозируют снижение числа туристов
по итогам года на 10%.
Автомобилестроение. І-й кв. 2009 года стал наиболее плохим с 1993 г. началом года для автомобильной промышленности Испании. В марте с.г. в стране было зарегистрировано лишь 76,5 тыс. легковых авто, что на 38,7% меньшее, чем за аналогичный период 2008 г. В общем, по результатам І-го кв. объемы продаж автомобилей в стране составили 198,0 тыс. ед. и уменьшились на 43,1% в годовом измерении. Исправить ситуацию не помог даже правительственный пакет финансовой помощи. Высокий уровень безработицы и низкий внутренний спрос на фоне существенного снижения покупательной способности, не разрешили испанским автопроизводителям увеличить объемы продаж. На сегодня Испания это один из наиболее пострадавших западноевропейских автомобильных рынков, на котором объемы продаж сокращаются высокими темпами начиная еще из мая минувшего года. Фактически, в Испании уже исчезла половина бывшего авторынка, а дилерские компании продолжают закрываться. Правительство Испании находится в процессе постоянного поиска путей спасения автомобильного рынка страны, который пока что не дает существенных результатов. По итогам 2008 г. производство автомобилей в Испании уменьшилось на 12% что продемонстрировало возвращение автомобильной промышленности страны к показателям 10 летней давности. По состоянию на февраль с.г. на складах автозаводов Испании было накоплено около 450 тыс. нереализованных автомобилей на общую сумму близко 28,5 млрд. евро.
По сообщениям Anfac, основные производители автомобилей Испании, в 2009 году сократят производство автомобилей на 25 процентов. Это означает, что уровень производства автомобильной промышленности Испании сравняется с уровнем 1993 года. Испанская автомобильная промышленность в настоящее время находится в плохом состоянии и страдает от кредитного кризиса. В 2008 году продажи новых автомобилей автомобильной промышленности Испании снизилось на 28 процентов. Испанская автомобильная промышленность пострадала больше чем пять основных компаний производящих автомобили в Европе.
Продажа автомобилей в Испании упала в ноябре 2009 года на 49,6%, сообщило в понедельник испанское информационное агентство EFE со ссылкой на Ассоциацию испанских производителей автомобилей и грузовиков.
Всего за ноябрь было продано 63 тысячи 68 машин (легковых автомобилей и джипов). За тот же период 2008 года удалось реализовать 125 тысяч 206 автомобилей.
По словам генерального директора Anfac Луиса Валеро (Luis Valero), это один из самых низких показателей за всю историю автомобилестроения Испании. "Эти цифры подтверждают наши худшие прогнозы", - отметил он.
Автомобильный сектор в Испании - один из тех, которые больше всего испытывают трудности в связи с разразившимся мировым финансовым и экономическим кризисом. Цены на сами машины в Испании никогда не были низкими. Меньше 10 тысяч евро стоит разве что румынская Dacia. Самые ходовые малолитражки Seat, Pegeot, Renault, Ford и Opel обойдутся в 15-20 тысяч. Ну а за машину "покруче", например Volkswagen Golf, придется выложить не менее 25 тысяч. О Mercedes, BMW, Audi лучше не говорить: здесь все начинается с 30 тысяч евро. Средняя зарплата в Испании - одна из самых низких в Западной Европе: от силы полторы тысячи евро в месяц, причем две трети уходит на оплату квартиры и коммунальных услуг.
За последний месяц практически все автомобильные компании, представленные в Испании, в том числе Nissan, Ford, Renault, General Motors, Seat, объявили о частичной приостановке конвейеров в декабре и в течение всего 2009 года, что повлечет за собой сокращение производства и временное увольнение более 20 тысяч рабочих. Всего в этом секторе экономики занято 325 тысяч человек.
В попытке
спасти автомобильные компании от кризиса
правительство в лице министра промышленности
Мигеля Себастьяна объявило в конце ноября
о подготовке единого плана по оздоровлению
этого сектора экономики. План будет включать
меры по поддержке всех девяти автономий,
в которых есть заводы по производству
автомобилей: Каталония, Арагон, Страна
басков, Мадрид, Валенсия, Андалузия, Кастилья-и-Леон,
Наварра и Галисия.
II
глава. Экономический прогноз развития
приоритетных отраслей Испании на 2010-2011
гг.
Недвижимость. Испанская экономика пошатнулась из-за внутреннего кризиса на рынке недвижимости – и рухнула с началом мировой рецессии. Во время недавней встречи с премьер-министром Испании Хосе Луисом Родригесом Сапатеро, лауреат Нобелевской премии по экономике за 2008 г. Пол Кругман оценил экономическую ситуацию в Испании как весьма сложную, а ее перспективы назвал туманными. Также он не исключил, что в ближайшие годы положение ухудшится. Среди перечисленных проблем - рост дефицита, высокая инфляция, потеря Испанией инвестиционной привлекательности из-за чрезмерной переоценки стоимости активов. По его мнению, процесс восстановления будет сложным, и для того, чтобы дать кризису достойный ответ, необходимо объединить усилия общества и политиков и использовать инновационные технологии.
Согласно опросу компании Pricewaterhouse Coopers, 66,98% респондентов – специалистов в области экономики, что ситуация в испанской экономике в ближайшие месяцы ухудшится. При этом подавляющее большинство (90%) считают, что продолжится падение потребительского спроса, в частности спроса на недвижимость, и сокращение ВВП. Аналитики Pricewaterhouse Coopers отмечают, что объем испанской экономики в среднем сократится на 2,3% в 2009 г. и на 1,2% в 2010 г. При этом, несмотря на усилия правительства, ситуация в стране вряд ли нормализуется ранее второго семестра 2011 г. Приблизительно так же считают и рядовые испанцы: только 7% ожидают, что кризис окончится в 2009 г., 39% - в конце 2010 г., 47% - в 2011 г. Очевидно, что кризис испанской экономики несет системный характер и вызван не в последнюю очередь коллапсом на рынке недвижимости страны. Именно строительный сектор был локомотивом всей испанской экономики в течение последнего десятилетия, гарантируя создание новых рабочих мест, развитие финансовой системы, поступление обильных иностранных инвестиций. Конец процветанию пришел вместе с окончанием строительного бума.
По данным консалтинговой компании R. R. de Acuna & Asociados, сегодня общее число предлагаемых на продажу объектов составляет 2,7 млн единиц, из которых более половины – объекты от девелоперов (строящиеся или уже готовые к заселению). Учитывая, что спрос на недвижимость сегодня составляет 300 000–400 000 единиц в год, то для реализации имеющихся объектов потребуется не менее шести лет. Кроме того, предложение на рынке недвижимости представлено в основном резидентскими объектами, в соответствии с запросами покупателей прошлых лет. В связи с этим дальнейшего падения стоимости недвижимости вряд ли удастся избежать.
Инвестиционный банк Goldman Sachs считает именно переизбыток предложения сильнейшей угрозой рынку недвижимости Испании, причем даже более мощной, чем сокращение финансирования. Кроме того, за весь прошлый год продажи иностранным клиентам упали всего лишь на 12%, в то время, как объем операций в целом сократился на 24%. Обнадеженные этой тенденцией, некоторые промоутеры уже планируют отдельные проекты нового строительства на весну 2011-го. Международное агентство по недвижимости Remax, имеющее офисы в большинстве городов Испании, заявило, что к концу нынешнего года ожидает повысить свои продажи на 30% и приблизиться вновь к уровню 2006-го.
У других источников, таких как, к примеру, Общество оценщиков Испании, прогнозы гораздо более умеренные. Эта профессиональная ассоциация дает рынку недвижимости еще небольшой «запас» для корректировки цен. Оценщики ожидают 5-процентного понижения в течение 2010 года, которое станет окончательным и затем повлечет восстановление стоимости квадратного метра в соответствии со спросом.
Аналитики банков Caixa Cataluña и BBVA видят сброс цен еще более сильным — 11% и 8% за 2010 год соответственно. Это объяснимо: банки продолжают отказывать в кредитах под любыми предлогами. И мотивировать это обесцениванием недвижимости можно еще как минимум год, потому что реальной картины никто предвидеть не может. Большинство предсказаний меняется каждые два месяца или после очередной правительственной антикризисной меры. Есть и позитивные взгляды: консалтинговый центр Jones Lang Lasall предусматривает возврат к росту цен начиная со второй половины 2010 года.
Туризм. Единственным выходом из сложившейся ситуации для страны могло бы стать оживление туристической сферы и сферы обслуживания, ситуация в которых может улучшиться в связи с выходом многих стран мира, в том числе и членов ЕС, из кризиса. В докризисный период туристическая индустрия Испании занимала второе место в мире (после США). Годовой оборот этой сферы составлял 40 млрд. евро (2006 г.) и равнялся 11 % ВВП. Понятно, что в результате кризиса приток туристов резко сократился - с 53 млн. человек в 2004 году до 2 млн. в 2009-м. В 2009 году турпоток из России в Испанию снизился на 17%. Доля россиян на курортах этой страны до сих пор не достигает 1%, и это - несмотря на то, что за последние пять лет количество российских туристов в этой стране выросло вдвое, сообщает соб. корр. Travel.ru. Однако прибыль, полученная от российских отдыхающих, гораздо выше, чем от туристов из других стран, поэтому развитие российского рынка приоритетно для Испании.
На рекламу отдыха в Испании в 2009 году на территории России потрачено 1,6 миллиона евро. В 2010 году испанская сторона намерена вложить на 50% больше. Общий рекламный бюджет по всему миру составляет 60 миллионов евро. По данным туристического офиса Испании, в предстоящем сезоне российские туроператоры предложат туристам больше путевок. Старые игроки увеличат свое присутствие в стране, также ожидается приход на рынок трех новых туроператоров: "Ланта-тур вояж", Coral Travel и "Пегас". Участники рынка надеются в итоге повторить результат удачного для них 2008 года. Испанский национальный офис по туризму обнародовал 10-летний план устойчивого развития туриндустрии, в результате которого Испания должна уверенно занять «выгодное положение» в курортном секторе отрасли. План «FuturE» является составной частью программы «Tourism Plan Horizon 2020», и на его реализацию уже выделена «ударная доза» инвестиций в размере 500 млн евро. План охватывает деятельность гостиниц, операторов рынка и турагентов и ставит целью создание надежных и экологически чистых туристических продуктов, при этом акцент делается на рынок краткосрочных отпусков.
Информация о работе Анализ экономики испании в период кризиса