Анализ экономического потенциала области и факторов его развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 01:14, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является анализ экономики Нижегородской области.
Для достижения данной цели, мной были поставлены следующие задачи:
Охарактеризовать уровень и качество жизни населения области;
Узнать какую роль Нижегородская область играет в национальной экономике страны;
Анализировать экономический потенциал области.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………..3
1.Характеристика уровня и качества жизни населения Нижегородской области……………...4
1.1.Уровень жизни…………………………………………………………………………………..4
1.2.Показатели уровня жизни………………………………………………………………………6
1.3.Критерии качества жизни………………………………………………………………………7
1.4.Влияние теневой экономики на социально-экономическое развитие страны……………...9
2.Место и роль Нижегородской области в национальной экономике, а также в международном разделении труда……………………………………………………………….13
2.1. Преимущества Нижегородской области…………………………………………………….13
2.2.Международное разделение труда……………………………………………………………14
3.Анализ экономического потенциала области и факторов его развития……………………..19
3.1.Основные положения развития Нижегородской области до 2020 года……………………19
3.2.Оценка внешней среды………………………………………………………………………..20
3.3.Стратегическое видение………………………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

 В настоящее  время между промышленно развитыми и развивающимися странами опережающими темпами растет внутриотраслевой обмен продукцией обрабатывающей промышленности, в котором среди развивающихся государств наиболее активную роль играют «новые индустриальные страны» (Сингапур, Тайвань, Южная Корея, Бразилия, Мексика, Аргентина, Индия и др). Между развивающимися государствами усиливаются расслоение и дифференциация по уровню экономического развития и характеру участия в МРТ. Господствующее направление заняло внутриотраслевое разделение труда на основе предметной, подетальной и технологической специализации производства. Именно это направление МРТ обусловило опережающие темпы роста мировой торговли продукцией обрабатывающей промышленности.

 В результате неравномерности социально-экономического развития в группе промышленно развитых стран продолжают происходить существенные сдвиги в расстановке политических и экономических сил, в первую очередь между тремя центрами – США, Японией и Западной Европой. В сочетании с воздействием отмеченных выше факторов это вызывает необходимость частых перестроек в системе, ведет к постоянному нарушению сложившихся пропорций внешнеэкономического обмена. Изменения в соотношении сил ускорены нарастающим воздействием НТР, вызвавшей беспрецедентный по масштабам и темпам рост международного обмена научно-техническими достижениями. Происходит непрерывное возрастание роли транснациональных корпораций в мировом производстве, в международном разделении труда и международном экономическом обмене. ТНК ныне – главная сила производства и международного разделения труда, доминирующий фактор международной специализации и кооперирования, определяющий структуру и географическое направление международной торговли. ТНК контролируют более 40 % промышленного производства мира и примерно такую же долю в международной торговле. Объективно расширение производственной базы ТНК способствует росту мировой экономики и международного экономического обмена, распространению достижений науки и техники между странами, уменьшению межстрановых различий в уровне организации и эффективности производства.

 Во  многих районах мира усиливаются  интеграционные тенденции в рамках всеобщего процесса интернационализации  хозяйственной деятельности. В технико-экономическом  плане процессы интефации, развитие специализации и кооперации в мире имеют сходные черты, обусловленные универсальностью происходящего научно-технического переворота, его общемировым значением. МРТ подвержено периодическому воздействию структурных и циклических кризисов, нарастающих дисбалансов в международной торговле и, в свою очередь, вызывает их обострения. Так, энергетический и сырьевой кризис 70-х годов и связанный с ним резкий сдвиг в уровне и основных пропорциях мировых цен существенно повысил экономическую и политическую роль международной торговли топливом и сырьем, заставил переходить на энергосберегающий тип производства, внес значительные сдвиги в структуру и географическое распределение мировой торговли, в характер экспортной специализации многих стран. Обострение противоречий мирового хозяйства и кардинальные сдвиги в структуре мировой торговли вызвали усиление государственно-монополистических тенденций в их международном значении. Прослеживается тенденция к объединению усилий ведущих стран по коллективному регулированию мирохозяйственных процессов, смягчению отрицательных последствий экономических и валютных потрясений. Отсюда регулярные совещания на высшем уровне руководителей ведущих стран, оживление деятельности и усиление роли таких международных организаций, как ОЭСР, ГАТТ, МВФ, МБРР и др. Нарастание объективной потребности в коренной перестройке системы международных экономических отношений показывает, что сложившееся МРТ и базирующиеся на нем мирохозяйственные связи пришли в явное столкновение как с экономическими, так и с политическими интересами отдельных групп стран, в первую очередь развивающихся. В принятых ООН документах признается, что международное разделение труда и международные экономические отношения впредь не могут складываться стихийно, лишь под влиянием законов конкурентной борьбы. Рыночный механизм не может автоматически обеспечить рациональное развитие и использование ресурсов в масштабах мировой экономики. Мирохозяйственные связи требуют межгосударственного развития и управления с целью более справедливого распределения выгод всемирного разделения труда и научно-технического прогресса между всеми нациями.

 

3.Анализ  экономического потенциала  Нижегородской области  и факторов его  развития

     Правительство Нижегородской области одобрило прогноз социально-экономического развития региона на 2001 год и на период до 2013 года. Об этом сообщает корреспондент НИА "Нижний Новгород" с проходящего 28 сентября заседания правительства. Как отметил в своем докладе министр экономики Нижегородской области Геннадий Баландин, экономический рост, прогнозируемый в 2011-2013 годах, будет иметь восстановительный характер. Достижение этой цели предусматривается за счет увеличения ВВРП в 2011 году на 4,2%; в 2012 году - на 4,6%; в 2013 году - на 5,6%. В стоимостном выражении объем ВВРП в 2011 году прогнозируется на уровне 672,7 млрд. рублей. В среднесрочном периоде прогнозируется прирост физических объемов производства сельхозпродукции на 3% ежегодно. Геннадий Баландин отметил, что в 2011 году прогнозируется рост инвестиций в основной капитал на 3% в сопоставимой оценке к текущему году. Среднедушевые денежные доходы населения в 2013 году достигнут 24,4 тыс. рублей, заработная плата - 25 тыс. рублей. "Наша главная задача - выйти по всем показателям к концу 2011 года на докризисный уровень и обеспечить плановый темп развития, заложенный в стратегии развития региона", - подытожил губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев.

     Тем временем Правительство Нижегородской области утвердило и среднесрочный финансовый план региона на 2011-2013 годы. По словам министра финансов Нижегородской области Ольги Сулимы, без учета поступлений средств из федерального бюджета в соответствии с данным планом доходы областного бюджета прогнозируются в объеме: на 2011 год - 97, 613 млрд. рублей, на 2012 год - 109,770 млрд.рублей, на 2012 год - 124,422 млрд. рублей. Сулима особо отметила, что в 2013 году бюджет региона должен быть бездефицитным. В абсолютном выражении прогнозируется увеличение доходов бюджета за период 2011-2013 г.г. на 36,341 млрд.рублей. Общие расходы областного бюджета прогнозируются на 2011 год 80,396 млдр. рублей (102,6% к 2010 году), на 2012 год - 84,293 млрд. рублей (104,8% к 2011 году), на 2013 год - 93,481 млрд. рублей (110,9% к 2012 году).

3.1.Основные положения стратегии развития Нижегородской области до 2020 года

     Цель  проекта по разработке Стратегии  развития Нижегородской области  – определение приоритетных действий областного Правительства в условиях ограниченных бюджетных ресурсов. Проект включает 3 этапа:

-  стратегический анализ;

-  разработка долгосрочной стратегии развития области до 2020 года;

-  разработка среднесрочного (пятилетнего) плана действий Правительства области по реализации Стратегии.

     Рассматриваемый документ - «Стратегия развития Нижегородской  области до 2020 года» является результатом второго этапа проекта. Он содержит, с одной стороны, описание текущего состояния экономики области, вызовов, конкурентных преимуществ и ключевых проблем; а с другой - представление о будущем области, долгосрочных целях Правительства, а также определенных стратегических приоритетах, на которых Правительство области будет концентрировать свои усилия и имеющиеся в распоряжении ресурсы.

     На  этапе стратегического анализа  была проведена оценка конкурентоспособности  области по отношению к другим регионам России с точки зрения эффективности экономики, уровня развития и доступности инфраструктуры, качества человеческого капитала, условий для жизни, а также условий для ведения бизнеса. Была проанализирована налоговая база и расходы консолидированного бюджета. В результате анализа конкурентоспособности были выявлены наиболее значимые преимущества области и проблемы, препятствующие ее развитию.

3.2.Оценка внешней среды

При разработке Стратегии во внимание принимались вызовы внешней среды:

1. Близость экономически развитых промышленных центров

- Более привлекательные условия оплаты и возможности на рынке труда, развитая инфраструктура и условия для жизни за пределами Нижегородской области стимулируют отток наиболее перспективных и талантливых, особенно молодых, специалистов в другие регионы России и за рубеж.

- Такие промышленные центры как Москва и Санкт–Петербург сегодня являются лидерами по привлечению инвестиций. В том числе в этих го родах расположены штаб-квартиры крупнейших финансово-промышленных групп.

- Создавая на своей территории развитый транспортно-логистический центр, Нижегородская область вынуждена конкурировать с такими исторически сложившимися хабами как Москва и Санкт–Петербург, через которые сегодня происходит распределение основной массы товаров в центральной части России.

- Вместе с тем население близлежащих крупных промышленных центров обеспечивает наиболее высокий уровень потребления товаров массово го спроса на территории России, а промышленные предприятия этих регионов являются потребителями сырья, оборудования и других индустриальных товаров. Все это открывает существенные дополнительные возможности для предприятий Нижегородской области.

2. Политика федерального центра

- Отсутствие ясного представления о будущем и обоснованных стратегических приоритетов развития страны является существенным фактором неопределенности для регионов.

- Вместе с тем федеральный центр принял в последние годы ряд инициатив, обозначивших некоторые приоритетные для Правительства сферы. Начало реформы административной системы, запуск ряда национальных проектов, в том числе проект создания особых экономических зон, разработка ряда отраслевых стратегий на уровне государства. Однако возможности и механизмы участия регионов в этих проектах пока нечетко определены.

3. Глобализация

- Вступление России в ВТО приведет к усилению конкуренции, связанной с приходом иностранных компаний на российский рынок, в ряде сек торов. Вместе с тем, конкурентоспособные предприятия Нижегородской области смогут воспользоваться преимуществами вступления в ВТО, включая новые возможности доступа на международные рынки.

- В условиях глобализации мировой экономки будет возрастать роль интернационализации предприятий области: вовлечение в международную кооперацию труда, обмен людьми, знаниями, технологиями, know-how.

- Сохранится тенденция усиления «экономической власти» крупных меж дународных и российских корпораций, уже ведущих свою деятельность либо планирующих инвестиции в развитие бизнеса на территории об ласти. Центры принятия решений смещаются за пределы региона и за частую государства.

4. Рост роли экономики знаний

- За последние 30 лет доля нематериальных активов в структуре активов ведущих компаний выросла до 70%.

- Наиболее динамичный рост в следующие 20 лет прогнозируется в высокотехнологических отраслях, таких как информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии, товары и услуги для здоровья.

- Наиболее конкурентоспособными в перспективе будут регионы и страны, способные формировать, развивать и удерживать квалифицированные человеческие ресурсы, а также обладающие развитым научно-производственным комплексом с высоким инновационным потенциалом.

5. Проблемы безопасности и экологии

- Усиление угрозы терроризма в России и во всем мире приведет к существенному росту расходов стран на национальную оборону и безопасность. Нижегородская область, с мощным военно-производственным комплексом и передовыми научными разработками в данной области может претендовать не только на государственный заказ, но и на часть международного финансирования расходов на безопасность.

- Усиление мер безопасности сопряжено с угрозой снижения интенсивности обмена людьми, знаниями, технологиями и информацией, что может ограничивать возможности нижегородских предприятий успешно конкурировать на международных рынках.

- Усиление экологических стандартов и требований приведет к необходимости значительных дополнительных инвестиций в модернизацию экологически проблемных производств, в том числе химических, нефтехимических, металлургических, фармацевтических, агропромышленных и других предприятий.

- Угроза глобальных эпидемий, в том числе птичьего гриппа, является существенным фактором риска не только для населения, но и для отдельных сфер экономики.

- Изменение потребительских предпочтений в сторону роста спроса на экологически чистые продукты, рост и масштабные инвестиции в НИОКР и производство товаров для здоровья.

6. Цены на энергоносители

Несмотря  на то, что экономика Нижегородской  области напрямую не зависит от цен  на энергоносители, изменение ценовой  конъюнктуры может привести к ухудшению экономического положения в России в целом. Это обстоятельство, в первую очередь, отразится на тех секторах экономики области, потенциал которых будет преимущественно связан с уровнем потребления внутри страны.

3.3. Стратегическое видение – Нижегородская область в 2020 году

     Нижегородская область по праву является деловой  и политической столицей Поволжья, занимая одну из ведущих позиций  по уровню развития среди регионов России. Фокус Правительства области  на модернизации существующих и активном строительстве новых предприятий на территории области в стратегически приоритетных секторах экономики обеспечил многократный рост производительности труда в области до 35% от среднего уровня в США. Население области преимущественно занято в секторах экономики с относительно высоким уровнем оплаты труда. Реальные располагаемые доходы населения составляют около 20 000 руб. в месяц, что соответствует темпам их роста на уровне 8% в год. ВРП на душу населения составляет около 10 тыс. долл. США, что соответствует уровню Венгрии и Чехии 2004 года.

     Являясь лидером в Автомобилестроении, область  занимает не менее 25% на российском рынке. Несколько ведущих международных  автопроизводителей разместили на территории области свои сборочные производства, а за ними последовали десятки производителей автокомпонентов. В результате реструктуризации российские предприятия преобразованы в сборочные производства преимущественно коммерческого транспорта, а также модернизированные производства автокомпонентов, которые они с успехом поставляют как локальным потребителям, так и на экспорт.

Информация о работе Анализ экономического потенциала области и факторов его развития