Анализ инновационной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ инновационной деятельности предприятия. Задачами моей работы является раскрытие понятие «инновационная деятельность предприятия», также её видов и показателей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. стр.3

Глава I Понятие инноваций

1.1. Виды инноваций…………………………………………………….. стр. 4

1.2. Классификация инноваций………………………………………….стр. 5

Глава II Инновационная деятельность предприятия

2.1. Содержание инновационной деятельности предприятия…………стр. 7

2.2. Экономическая оценка инноваций………………………………….стр. 8

Глава III Анализ инновационной деятельности предприятия

3.1. Показатели инновационной деятельности………………………….стр. 9

3.2. Методика проведения анализа инновационной деятельности…….стр. 11

3.3 Индикаторы инновационной деятельности…………………………стр. 12

Заключение………………………………………………………………..стр. 23

Список литературы……………………………………………………….стр. 24


Раздел 2 Расчётная часть

Работа содержит 1 файл

БОГАТЫРЁВА.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

     Необходимо  также учитывать следующие факторы  при интерпретации

индикаторов корреляции. Во-первых, компании, занятые штучным

производством, чаще имеют более высокие доли реализованной

инновационной продукции, чем предприятия обрабатывающей отрасли или

занятые серийным производством. Во-вторых, у вновь  образованных

компаний доля инновационной продукции выше, чем  у компаний,

находящихся на рынке давно. И, наконец, показатели компаний, которые

ставят своей  целью замену устаревшей продукции, выше, чем у компаний,

занимающихся  расширением области применимости своей продукции.

Индикаторы  затрат.

Предлагается  использовать две группы индикаторов  затрат на инновации:

  • Общие затраты на инновационную деятельность компании в текущем

году. Эти затраты  определяются по направлениям инновационной

деятельности (предметное приближение) или по величине

инновационного  бюджета (бюджетное приближение).

  • Общие затраты на внедрение инноваций за текущий год или отчетный

период вне  зависимости от того, когда произошли  затраты на

инновации (целевое  приближение).

     Затраты в бюджетном приближении учитывают  затраты на инновационную деятельность, связанную u1089 с внедрением инноваций, с разработкой потенциальных инноваций и, наконец, затраты на неудавшиеся инновации.

     Наиболее  трудоемким процессом в этом случае является процесс оценки затрат на научно-исследовательские работы. Следует  также учитывать, что большие  компании обычно реализуют большее  количество

инновационных проектов, чем малые.

     Достоинство бюджетного приближения заключается в его связи с обычным бюджетным учетом. Недостаток – недостаточная корреляция между инновационной деятельностью и продажами, а также недостаточной связью результатов с такими параметрами инноваций, как продолжительность жизни инноваций, со временем разработки инноваций и т.д. При целевом подходе учитываются только затраты, понесенные непосредственно при внедрении инноваций за выделенный период. При

таком подходе  исключаются затраты на неудавшиеся  или прерванные

инновационные проекты, на проекты, находящиеся в стадии разработки, а

исследовательские работы не связаны непосредственно  с конкретным

продуктом или  приложением. Основное преимущество такого подхода

заключается в  том, что в этом случае непосредственно  можно анализировать

результаты инновационной деятельности. Можно также найти корреляцию

между инновационной  деятельностью и экономическим  развитием. 

     Проанализировав статистический сборник  «Индикаторы инновационной  деятельности: 2009»  можно сделать  выводы:

     Инновационная активность организаций по совокупному уровню инновационной активности выросла на 0.2%. Удельный вес организаций осуществляющих технологические инновации в 2006 году по сравнению с 2007 годом не изменился, однако удельный вес организаций осуществляющих организационные инновации вырос на 0,3%, маркетинговые (расширение рынка сбыта) на 0,2%. Соответственно затраты на технологические, организационные и маркетинговые инновации также растут.

Технологические инновации

     Под технологическими инновациями в  данной форме подразумевается деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг. Технологическими инновациями могут быть как те продукты, процессы, услуги и методы, которые организация разрабатывает впервые, так и те, которые перенимаются ею у других организаций.

     Число организаций осуществляющих технологические инновации в 2007 году снизилось на 5 единиц, что в процентном соотношении не существенно. При этом число организаций осуществляющих продуктовые инновации снизилось на 1,2%, а организаций осуществляющих процессные инновации повысилось 1%. Из них больший удельный вес в обоих рассматриваемых временных интервалах, среди организаций осуществлявших технологические инновации имели организации занимающиеся производством аппаратуры для радио, телевидения и связи — 39,9% в 2006 году и 39,3% в 2007 году. Далее идет производство летательных аппаратов, включая космические — 34,3% и 35,5% соответственно. производство офисного оборудования и вычислительной техники - это занимающий в 2006 году третью позицию вид экономической деятельности, существенно понизился с 32.3% по 21.4% и не удержал свою позицию.

Общее количество организаций, осуществлявших одновременно технологические и  организационные инновации в 2007 году возросло на 27 единиц по сравнению  с 2006 годом.

     Если рассматривать удельный вес организаций, осуществлявших одновременно технологические и организационные инновации, в общем числе организаций, осуществлявших технологические инновации, по видам экономической деятельности, то явный прирост в 2007 году по сравнению с 2006 годом имеют следующие: производство офисного оборудования и вычислительной техники — 10%; производство кокса и нефтепродуктов — 12,6%; обработка вторичного сырья — 33,3%;производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них — 10,8%.

     Число организаций, осуществляющие одновременно технологические и маркетинговые инновации по видам экономической деятельности увеличилось на 22 единицы. Количество научно-исследовательских подразделений в организациях увеличилось с 2372 единиц на 2483. А число подразделений, выполнявших исследования и разработки возросло на 86 единиц.

     Объём инновационных товаров и услуг в 2007 году поднялся до уровня в 916131.6 миллионов рублей по сравнению с 2006 годом, когда этот показатель равнялся 714024.6 миллионов рублей. Хотя в процентном соотношении к общему объему отгруженных товаров, выполненных работ, услуг изменений не наблюдалось.

     В структуре затрат организаций осуществляющих инновационную деятельность за 2006 год  наблюдается преобладание процессных (52,3%) и продуктовых (46,5%) инноваций - в сфере добывающих и обрабатывающих производств, а в сфере деятельности связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий и оптовой торговли преобладают процессные инновации (61,8%). В 2007 года динамика существенно не изменилась. 

Организационные инновации 

     Организационные инновации - это реализация нового метода в ведении бизнеса, организации  рабочих мест или организации  внешних связей. Данные инновации  направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и транзакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок. Организация не обязательно должна быть первой внедрившей эти организационные инновации. 

     Число организаций осуществляющих организационные  инновации по видам экономической  деятельности выросло в 2007 году по сравнению с 2006 на 54 единицы в сфере добывающих и обрабатывающих производств, и на 8 в сфере деятельности связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий. Число организаций имевших готовые организационные инновации в течение последних трёх лет увеличилось в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 141 единицу. В основном это было достигнуто за счёт увеличения количества обрабатывающих производств и высокотехнологичных отраслей. Также выросли затраты на организационные инновации по видам экономической деятельности: в 2006 году- 1792,9 млн. руб., а в 2007 году- 3428,5 млн. руб. в сфере добывающих и обрабатывающих производств,2006 год- 613,9 млн. руб., 2007 год- 726 млн. руб. в сфере деятельности связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий. Наибольшая доля затрат пришлась на производство автомобилей, прицепов и полуприцепов, химическое производство, металлургическое производство, производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий -в сфере добывающих и обрабатывающих производств. 

Маркетинговые инновации. 

     Под маркетинговыми инновациями подразумевается  реализация новых или значительно  улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения  в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. Они направлены на более полное удовлетворение потребностей потребителей продуктов, открытие новых рынков сбыта, расширение состава потребителей продуктов и услуг с целью повышения объемов продаж 

     Число организаций осуществляющих маркетинговые инновации по видам экономической деятельности выросло в 2007 году по сравнению с 2006 на 41 единицу в сфере добывающих и обрабатывающих производств, на 54 в сфере деятельности связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий. Число организаций имевших готовые организационные инновации в течение последних трёх лет увеличилось в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 107 единиц. Из них инновации для которых инновации разрабатывались в основном другими организациями возросли на 36 единиц (в 2006 году их было 48 единиц, а в 2007 -84), совместно с другими организациями на 41 единицу( 2006 год- 192, 2007 год-233), в основном собственными силами на 30 единиц (в 2006 году их было 425единиц, а в 2007году -455)- в сфере добывающих и обрабатывающих производств, в сфере деятельности связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий также наблюдается положительная динамика- число организаций имевших готовые организационные инновации в течение последних трёх лет увеличилось в 2007 году по сравнению с 2006 годом на 71 единицу и(2006 год- 174, 2007 год-245 единиц).

     Объем товаров работ услуг произведённых с использованием маркетинговых инноваций по видам экономической деятельности в 2006 году составил 94890 млн. руб. в 2007 году 30724.9 млн. руб.- в сфере добывающих и обрабатывающих производств, в сфере деятельности связанной с использованием вычислительной техники и информационных технологий в 2006 году 38198.2 млн. руб. в 2007- 46822.9 млн. руб.

     Затраты на маркетинговые инновации выросли  в 2007 году по сравнению с 2006 годом  на 1036млн. руб. (1056.4 и 2092.4 млн. руб. соответственно). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

Подводя итог, своей курсовой работы я хотела сказать:

инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций  в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

      Инновационная деятельность включает:

выявление проблем предприятия;

осуществление инновационного процесса;

организацию инновационной деятельности.

      Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим. 
 
 
 

Список  литературы

1. Власова  В.М., Журавлева И.В., Крылов Э.И. «Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия». Финансы и статистика 2007

Информация о работе Анализ инновационной деятельности предприятия