Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 21:19, реферат

Описание работы

Эффективность функционирования предприятия, независимо от организационно-правовой формы и видов его деятельности в условиях рынка определяется способностью предприятия приносить достаточный доход или прибыль. Прибыль – это конечный результат работы предприятия, стимулирующий дальнейшую производственную деятельность и создающий основу для её расширения. Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние.

Содержание

Введение 3

1. Понятие финансовых результатов 4

2. Финансовый результат и рентабельность как объекты анализа 6

2.1. Анализ прибыли до налогообложения 6
2.2. Анализ прибыли от продаж 7
2.3. Анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности 10
2.4. Анализ общей рентабельности 11

Заключение 14

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

экономический анализ.docx

— 69.20 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

2.Финансовый результат и рентабельность как объекты анализа

 

    1. Анализ прибыли до налогообложения

 

   Функционирование предприятия любой  организационно-правовой формы определяется  его способностью создавать прибыль.  Показатели финансовых результатов  (прибыли) характеризуют абсолютную  эффективность хозяйствования предприятия  по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой  финансовой и инвестиционной. Они  составляют основу экономического  развития и укрепления его  финансовых отношений со всеми  участниками коммерческого дела.

   Чтобы управлять прибылью, необходимо  проводить объективный систематизированный  анализ формирования, распределения  и использования прибыли, который  позволяет выявить резервы её  роста. Такой анализ представляет  интерес, как для внутренних, так  и внешних субъектов, поскольку  рост прибыли определяет рост  потенциальных возможностей предприятия,  повышает степень его деловой  активности, увеличивает размеры  доходов учредителей и собственников,  характеризует финансовое состояние  предприятия.

   Рост прибыли создаёт финансовую  базу для самофинансирования, расширенного  воспроизводства, решения проблем  социального и материального  поощрения персонала. Прибыль  является также важнейшим источником  формирования доходов бюджета  (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств  организации перед банками, другими  кредиторами и инвесторами. Таким  образом, показатели прибыли являются  важнейшими в системе оценки  результативности и деловых качеств предприятия, степени его надёжности и финансового благополучия,   как партнёра.

   Анализ финансовых результатов  деятельности предприятия включает  в качестве обязательных элементов.

  1. горизонтальный анализ показателей;
  2. оценку структуры показателей прибыли;
  3. изучение, хотя бы в самом общем виде, динамики изменения показателей за ряд отчётных периодов;
  4. выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их качественная оценка.

  Для проведения анализа и определения «качества прибыли» необходимым источником информации будет служить приказ об учётной политике предприятия на определённый отчётный год. Рассматривая принятую учётную политику, необходимо помнить, что на величину финансового результата будут влиять её основные элементы: способы оценки материалов, отпущенных в производство; амортизации основных средств, порядок создания резервов на оплату очередных отпусков, ремонт оборудования и другие.

   Отчёт о прибылях и убытках,  пояснительная записка, приказ  об учётной политике – это  информационные источники для  проведения внешнего анализа  финансовых результатов деятельности  предприятия. Если такой анализ  проводится самим хозяйствующим  субъектом, то он будет основан  на более широкой информационной  базе: с привлечением аналитических  ведомостей по счетам бухгалтерского  учёта, разработочных таблиц, первичных  документов.

   Анализ выполнения плана по  показателям прибыли осуществляется  аналогично.

   Более глубокий анализ предполагает  исследование состава каждого  элемента прибыли до налогообложения  и факторов, повлиявших на неё.

 

6

Всё многообразие факторов можно разделить  на две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам относят:

- природные условия;

- транспортные условия;

- социально-экономические условия:

- уровень развития внешнеэкономических  связей;

- цены на производственные ресурсы  и другие.

  Внутренние факторы по степени  их соподчинённости делятся на  факторы первого и второго  порядка. К факторам первого  порядка относятся изменения:

- прибыли от продаж;

- процентов к получению ( уплате )

- прочих операционных доходов  ( расходов )

- прочих внереализационных доходов   ( расходов ).

   Факторами второго порядка являются  изменения:

- объёма продаж;

- структуры продаж;

- себестоимости продукции;

- цены единицы продукции.

   Кроме того, к внутренним факторам  относятся факторы, связанные  с нарушением хозяйственной дисциплины: неправильное установление цен,  нарушение условий труда и  качества продукции, ведущие к  штрафам и санкциям и другие. Взаимосвязь факторов первого  и второго порядка с прибылью  до налогообложения приводит  к увеличению или уменьшению  прибыли. Факторы первого порядка  являются элементами прибыли  до налогообложения. Факторы второго  порядка оказывают непосредственное  влияние на прибыль от продаж  и соответственно на общую  сумму прибыли.

 

 

    1. Анализ прибыли от продаж.

 

   Важнейшей составляющей прибыли до налогообложения является прибыль от продаж. При анализе прибыли от продаж определяют не только динамику изменения показателей, но и влияние факторов. Рассмотрим анализ прибыли от продаж на условном примере.(см.Таблицу 2.2.1.)

 

 Таблица 1                                    

Анализ  прибыли от продаж

(тыс. руб.)

 

Показатели

Пред.

год

Отчётн.

год

Отклонения от предыд.

года

Тыс.руб.

в %

1. Выручка от продаж

12600

17200

+4600

+36,5

2. Себестоимость продаж

8010

10720

+2710

+33,8

3. Коммерческие расходы

1000

1850

+850

+85

4. Управленческие расходы

1460

1900

         +440

+30,1

5. Прибыль от продаж (п1-п2-п3-п4)

2130

2730

+600

+28,2


 

   Данные таблицы свидетельствуют, что рост прибыли от продажи продукции по сравнению с предыдущим годом увеличился на 600 тыс. руб. Это обусловлено ростом выручки от продаж на 4600 тыс. руб. или на 36,5 %. Вместе с тем увеличились и все виды затрат: себестоимость продаж увеличилась на 33,8%, коммерческие расходы на 85%, управленческие расходы на 30,1%. Увеличение затрат может быть обусловлено ростом объёма продаж, т.е. это увеличение объективно.

   Дальнейшее исследование прибыли  от продаж состоит в расчёте  факторов, влияющих на её объём.  Для этого необходимо оценить  изменения:

- отпускных цен на продукцию;

- объёма продукции;

- в структуре проданной продукции;

- себестоимости продукции;

- себестоимости за счёт структурных  сдвигов в составе продукции;

- цен на материалы и тарифов  на услуги;

- затрат на один рубль продукции.

   Объём реализации продукции может  оказывать положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение  объём продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному  увеличению прибыли. Если же  продукция является убыточной,  то при увеличении объёма реализации  происходит уменьшение суммы  прибыли.

   Структура товарной продукции  может оказывать как положительное,  так и отрицательное влияние  на сумму прибыли. Если увеличится  доля более рентабельных видов  продукции в общем объёме её  продаж, то сумма прибыли возрастёт  и, наоборот, при увеличении удельного  веса низкорентабельной   или  убыточной продукции общая сумма  прибыли уменьшится. Себестоимость  продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости:  снижение себестоимости приводит  к соответствующему росту прибыли,  и наоборот.

   Изменение уровня цен и величина  прибыли находятся в прямо  пропорциональной зависимости: при  увеличении уровня цен сумма  прибыли возрастает, и наоборот. Расчёт влияния этих факторов  на сумму прибыли можно определить, используя данные таблицы 2.2.2.

 

 Таблица 1.2

 

Факторный анализ прибыли от продаж

(тыс.руб.)

 

Показатели

Пред.

период

Продажа отчётного

периода в ценах и себестоимости пред.пер.

Отчёт.

период

1. Выручка от продаж

12600

14300

17200

2.Себестоимость продукции

10470

11800

14470

3. Прибыль от продаж

2130

2500

2730


 

Условные  обозначения:

Q0 – количество проданной продукции в предыдущем периоде

Q1 – количество проданной продукции в отчётном периоде;

P0 – цена единицы проданной продукции в предыдущем периоде;

P1 – цена проданной продукции в отчётном периоде;

С0 – себестоимость проданной продукции в предыдущем периоде;

С1 – себестоимость проданной продукции в отчётном периоде;

П0  - прибыль от продажи продукции в предыдущем периоде;

П1,0 – прибыль от продажи продукции отчётного периода в ценах и себестоимости предыдущего периода;

П1 - прибыль от продажи продукции в отчётном периоде.

   Используя данные таблицы1.2, определим влияние на прибыль от продаж основных факторов.

   Объектом анализа является изменение  прибыли.

Объект  анализа = П1-П0

   В данном примере он составил 600 тыс. руб.

   1. Влияние изменения объёма  продаж. Для определения влияния  данного фактора необходимо процент  изменения объёма продаж по  сравнению с предыдущим годом  умножить на сумму прибыли  от продаж в предыдущем периоде:              П(q) = П0*(q1p0/q0p0-1)   


 

 

За  счёт увеличения объёма продаж на 1700 (14300-12600) тысяч рублей прибыль в отчётном периоде возросла на 287 тысяч рублей.

   Расчёт по данным таблицы. выглядит следующим образом:

                                            


                            П(q)=2130*(14300/12600-1)=287             

                                               


   2. Влияние изменения себестоимости  продаж определим, сравнив себестоимость  отчётного периода и продажи  отчётного периода в себестоимости  предыдущего периода. За счёт  увеличения себестоимости продаж  на 2670 (14470-11800) тысяч рублей прибыль  уменьшилась на эту же сумму.  Формализованный вид расчёта:

                    П (с) =q1c1-q1


 

Где         П (с) – изменение прибыли за счёт изменения в себестоимости продукции.


   3. Влияние изменения оптовых  цен на продукцию определим  путём сравнения выручки от  продаж за отчётный период  и продажи отчётного  периода  в ценах предыдущего периода.  Разница между ними в 2900 тысяч  рублей (17200-14300) свидетельствует об  изменении прибыли за счёт  оптовых цен на продукцию.


                                                  П(р)=q1p1-q1p0

 

4. Изменения в структуре проданной  продукции. Влияние этого фактора  определим с помощью следующего  расчёта:


                                                     П= П1,0 – П0*q1p0/q0p0 По данным таблицы 1.2. это выглядит так:

                                                               П=2500-2130*14300/12600=82


   Следовательно, сдвиги в структуре  продаж увеличили сумму прибыли  на 82 тысячи по сравнению с  предыдущим годом.

   Кроме вышеназванных факторов  исследуются случаи нарушения  хозяйственной дисциплины: экономия, образовавшаяся вследствие нарушения  стандартов и технических условий,  невыполнения плановых мероприятий  по охране труда, технике безопасности, изменение цен на материалы  и тарифы на услуги (электроэнергию, водоснабжение, перевозки и т.п.) и др.

Информация о работе Анализ финансовых результатов деятельности предприятия