Анализ факторов изменения финансовых результатов предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - раскрыть основные аспекты анализа финансовых результатов деятельности предприятия (прибыли и рентабельности) и исследовать пути улучшения финансовых результатов деятельности организации.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы оценки финансовых результатов деятельности предприятия, а именно экономическую сущность финансовых результатов, значение прибыли как результата предпринимательской деятельности, а также планирование и прогнозирование прибыли как неотъемлемой части управления финансовыми результатами деятельности предприятия;

- провести соответствующий анализ важнейших показателей, отражающих финансовый результат деятельности предприятия;

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ - КЭА.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

         - минимальная - наименьшая, которая необходима для сохранения  предприятия, продолжения его  функционирования и предотвращения  краха;

         - сверхприбыль (монопольная) - крайне высокий уровень прибыли,  достигаемый за счет монопольного  поведения предприятий - изготовителей и поставщиков товаров на рынок;

         - нормальная прибыль  - уровень прибыли, необходимый  и достаточный для того, чтобы  ресурсы, задействованные в производстве  конкретного продукта, не были  пущены на другие цели. Практически  это прибыль на вложенный в производство капитал, которая могла бы быть получена при альтернативном размещении средств владельцев предприятия (ссуды, аренда и др.)

         Многообразие видов  прибыли не ограничивается рассмотренными классификационными рамками [27, с.12].

         Деятельность любого хозяйствующего субъекта определяется конечным финансовым показателем. Финансовым результатом деятельности организации является прибыль, которая обеспечивает потребности самого предприятия и государства в целом, или убыток [11, с.58].

         Бухгалтерский, или учетный метод измерения конечных результатов основывается на исчислении прибыли или убытка по учетным документам. По мнению Н.В.Липчиу и Ю.С.Шевченко, действующая на данный момент бухгалтерская отчетность не позволяет получать объективную оценку деятельности организаций, поскольку является в некоторой степени выражением субъективного мнения экономистов, ее формирующих, которое проявляется в выборе того или иного варианта учетной политики.

         В настоящее время  нет четкой трактовки элементов  отчетности и критериев их признания. Несоответствие бухгалтерского и налогового учета еще более усложняет формирование прибыли. Имеются серьезные проблемы различия в определении доходов, расходов и прибыли.

         Исследования Н.В.Липчиу и Ю.С.Шевченко показали, что для  определения конечного финансового результата деятельности организаций важной является группировка доходов и расходов, которая представлена в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО). В МСФО группировка осуществляется в зависимости от трех видов деятельности: операционного, инвестиционного и финансового [26]. Это позволяет обеспечить контроль, во-первых, за степенью риска вложения капитала, во-вторых, за эффективностью операций. Кроме того, подобная классификация позволит определить рентабельность активов по каждому из видов деятельности.

         В результате проведенного сравнительного анализа отечественной  и зарубежной практике учета и  отчетности установлено, что в странах  с развитой рыночной экономикой деятельность организации делится на операционную, инвестиционную и финансовую.

         Н.В.Липчиу и Ю.С.Шевченко считают, что в отечественном  учете и отчетности необходимо выделять деятельность организации по текущей, инвестиционной и финансовой. Для  этого внести соответствующие изменения  и дополнения в ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99.

         Таким образом, проблема классификации доходов и расходов усложняется тем, что в налоговом  учете имеется иная группировка.

         Расхождение бухгалтерской  и налогооблагаемой прибыли выражается во временных разницах и расчетах признания доходов в целях  бухгалтерского и налогового учета [37, с.37].

         Наличие различных  групп пользователей информации о финансовых результатах и агентских  групп, имеющих прямое отношение  к хозяйствующему субъекту, создает  определенный конфликт интересов. При  этом интересы каждой группы могут быть четко сформулированы и представлены через показатели финансовых результатов.

         Анализируя содержание таблицы, представленной в приложении Б, можно увидеть, что наибольшие противоречия возникают у таких  групп, как собственники организации  и менеджмент. Проблема агентских отношений, связанная с несовпадениями интересов, рассматривается в рамках теории корпоративного менеджмента и в качестве отдельной темы такого междисциплинарного курса, как управленческий учет. В том случае, если менеджмент владеет контрольными долями участия в собственности компании (или по крайней мере, значительными пакетами акций), ряд противоречий может быть снят.

         Менеджмент крайне заинтересован в высоких результатах  деятельности компаний. Во-первых, от показателей  прибыли (в особенности, чистой прибыли) зависит бонусная (премиальная) программа, во-вторых, чистая прибыль служит важным ориентиром инвестиционной привлекательности для инвесторов, в результате чего при росте этого результативного показателя (даже в случае не фактического значения, а прогноза на будущие периоды) увеличивается величина рентабельности активов и капитала (отношение прибыли к совокупной величине активов или капитала), как следствие растут акции этой компании, повышается доверие кредиторов и прочих контрагентов. А рост стоимости акций на финансовых рынках прямо приводит к увеличению благосостояния собственников, следовательно, менеджмент стремится к получению высоких показателей прибыли (из которой будут начисляться дивиденды акционерам) и представлению привлекательной финансовой информации, способствующей положительной динамике роста курсовой стоимости акций компании. Отсюда и велик соблазн представить конечные результаты в более привлекательном виде. Это может осуществляться следующими способами: при помощи использования лизинговых схем вывода активов в аффилированные компании (таким образом, рентабельность активов увеличивается при сохранении фактического контроля за выведенным из компании имуществом); умелым манипулированием методами и процедурами учета и бухгалтерской оценки, разрешенными международными и национальными стандартами, в целях увеличения прибыли; в процессе осуществления выплат сумм вознаграждений менеджменту при помощи различных финансовых инструментов (что ведет к сомнительному занижению величины управленческих расходов и, в конечном итоге, к увеличению прибыли); передача убыточных сегментов бизнеса дочерним компаниям; представление недостоверной финансовой информации в отчетности и пр. в этой связи возникает новая, не менее сложная проблема качества аудита финансовой отчетности. Ситуация, когда аудиторские фирмы выполняют по заказу менеджмента консалтинговые услуги, получают большие вознаграждения и вместе с тем должны быть абсолютно объективны в выражении своего профессионального мнения о степени достоверности данных бухгалтерской отчетности (в чем аудиторы должны убедить акционеров и прочих заинтересованных пользователей финансовой информации), более чем сложная [29, с.21].

         Существующая в  настоящее время возможность  неоднозначной интерпретации определенных положений законодательных документов, а также противоречия между отдельными нормативными актами и непосредственно внутри них между отдельными пунктами порождают проблемные ситуации, которые усугубляются разделением законодательных и нормативных актов на акты, регламентирующие порядок ведения бухгалтерского учета, и акты, которыми следует руководствоваться для целей налогообложения.

         Таким образом, проведенные  Н. В. Липчиу и Ю.С.Шевченко исследования показали необходимость признания  и применения в бухгалтерском учете принципов Международной финансовой отчетности, что даст возможность определить реальный финансовый результат и обеспечить единство подхода к учету конечного финансового результата деятельности организации [10, с.15].

         Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период (горизонтальный анализ показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменений их структуры (вертикальный анализ показателей); в-третьих, изучение хотя бы в самом общем виде динамики изменения показателей за ряд отчетных периодов (трендовый анализ показателей); в-четвертых, выявление факторов и причин изменения показателей прибыли и их количественную оценку [30, с.178].

         Схема анализа финансовых результатов деятельности предприятия [18, с.162] представлена в приложении В.

         Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются  показателями полученной прибыли и  уровня рентабельности [21, с.180]. Поэтому система показателей финансовых результатов включает в себя не только абсолютные (прибыль), но и относительные показатели (рентабельность) эффективности использования. Чем выше уровень рентабельности, тем выше эффективность хозяйствования.

         1.2 Прибыль как результат  предпринимательской  деятельности

         Прибыль - многозначный термин. Чаше всего его рассматривают  как денежный успех, положительный  результат, награду за риск. Прибыль  возникает в результате производственной, торговой, научно-исследовательской, творческой, спекулятивной и другой предпринимательской деятельности.

         Возможность получения  прибыли стимулирует рисковое поведение, стремление к нововведениям, освоение новых технологий, материалов, продукции.

         В условиях рыночной экономики значение прибыли огромно. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Для предпринимателя прибыль служит сигналом, указывающим, где можно добиться наибольшего прироста стоимости, создает стимул для инвестирования в эти сферы. Свою роль играют и убытки. Они высвечивают ошибки и просчеты в направлении средств, организации производства и сбыта продукции.

         Экономическая нестабильность, монопольное положение товаров  производителей искажают формирование прибыли как чистого до хода, приводят к стремлению получения доходов  главным образом в результате повышения цен. Устранению инфляционного наполнения прибыли способствуют финансовое оздоровление экономики, развитие рыночных механизмов ценообразования, оптимальная система налогов. Эти задачи должно выполнять государство в ходе осуществления экономических реформ [22, с.83].

         В отечественной  экономической теории долгое время  считалось, что единственным источником прибыли является труд. Без сомнения, труд является источником формирования прибыли, но она может быть получена и на основе привлечения капитала, а также с помощью ряда других факторов.

         Так, американский экономист  Самуэльсон считал, что прибыль - это  безусловный доход от факторов производства, это вознаграждение за предпринимательскую  деятельность, технические нововведения и усовершенствования, за умение рисковать в условиях неопределенности, это монопольный доход и этическая категория.

         С развитием рыночных отношений все чаще стали называть и другие источники ее формирования: инициатива предпринимателей; благоприятные  обстоятельства; прибыль, признанная налоговыми органами и т.д.

         Бесспорно, перечисленные  источники способствуют образованию  прибыли, но они настолько тесно связаны между собой, что осуществить их выделение на практике составляет определенные трудности, а зачастую выполнить это просто невозможно [2, с.63].

         Таким образом, формирование прибыли проходит долгий путь и начинается с ее расчетов и учета факторов на нее влияющих. В общем виде можно выделить прямые факторы, очевидные и понятные. Чем выше цены, тем больше прибыль; чем больше объем выпуска продукции, тем больше прибыль; чем ниже за траты на производство и реализацию продукции, тем больше прибыль. Кроме факторов, непосредственно влияющих на величину и динамику прибыли, существуют и факторы косвенного воздействия. Их можно объединить в две группы:

         -факторы, зависящие  от усилий предприятия:

         - уровень хозяйствования;

         - компетентность  руководства и менеджеров;

         - конкурентоспособность  продукции;

         - организация производства  и труда;

         - производительность  труда;

         - состояние и эффективность  производственного и финансового  планирования;

         -факторы, не зависящие  от усилий предприятия:

         - конъюнктура рынка;

         - уровень конкуренции;

         - инфляционные процессы;

         - уровень цен на  потребляемые материально-сырьевые, топливно-энергетические ресурсы;

         - налоговые платежи  с прибыли.

         Так как прибыль - источник производственного, научно-технического и социального развития, ее отсутствие ставит предприятие в крайне сложное финансовое положение, не исключающее банкротство.

         Сущность прибыли  наиболее полно выражается в ее функциях. В отечественной литературе есть расхождения в количестве функций  и их трактовании, но наиболее часто  выделяются следующие:

         - в обобщенной  форме прибыль отражает результаты  предпринимательской деятельности  и выступает одним из показателей  ее эффективности;

         - стимулирующая функция  позволяет использовать прибыль  на развитие производства, стимулирует  труд работников предприятия, обеспечивает социальное развитие и т.д. В этом ее качестве она увязывает интерес организации и персонала, так как стимулирует их стремление к осуществлению более эффективной хозяйственной деятельности, с тем чтобы больше получить выгоды в виде прибыли;

         - прибыль выступает  доходным источником для финансирования  государственных расходов (государственных  инвестиций, производственных, научно-технических,  социально-культурных программ).

         В условиях нынешней экономической ситуации - инфляции, все общей задолженности, дифференциации доходов, безработицы - ближайшей целью предприятия считается выживание. Для устойчивого экономического функционирования и развития предприятию необходимо решить целый ряд задач, в том числе:

Информация о работе Анализ факторов изменения финансовых результатов предприятия